Вводный урок по литературе в 5-м классе "Что в слове, что за словом"

Разделы: Литература


Цели урока: акцентировать внимание на понятии «сердечного видения»; вспомнить секреты сказки «Маленький принц»; показать выразительные возможности слова; остановить внимание обучающихся на буквальном и образном значении слова; показать, как рождается художественный образ на конкретном примере; воспитать любовь к чтению.

Тип урока: комбинированный урок с разными видами деятельности учителя и обучающихся.

Методы: словесный, элементы проблемно-поискового.

Приемы: слово учителя, беседа, устное словесное рисование, игра «Что на что похоже», литературное творчество.

Структура урока: поэтапная

Оформление урока: раздаточные карточки, записи с классической музыкой.

Ход урока

1. Беседа с классом.

Учитель:

- Чем запомнились вам уроки литературы в 3-м классе?

- Какие уроки остались в вашей памяти?

- Чем вы занимались на этих уроках?

- Только ли учились читать ?

(Нет, не только. Еще учились понимать художественное произведение. Вслушиваться в голос писателя, всматриваться в слово, отгадывать секреты автора)

Учитель:

-Какие секреты открыли для вас писатели в 3-м классе ?

- Вспомните две заповеди из сказки «Маленький принц»:

  • «Око видит далеко, а ум еще дальше»;
  • «Самого главного газами не увидишь. Зорко одно лишь сердце».

Учитель:

- Как вы понимаете эти выражения? Объясните их смысл.

- Как вы думаете, что нужнее читателю: глаза, ум или сердце ?

- Что такое «сердечное видение»? (интуиция)

(Это значит не просто видеть то , что написано, но и то, что под этим подразумевается. Видеть не просто само слово, но и то, что за словом – его «потаенный смысл».)

Учитель:

- Что же такое «потаенный смысл» слова ?

2. Слово учителя с элементами чтения текста

(К.Г. Паустовский «Алмазный язык» в книге «Золотая роза»)

Послушайте, как объясняет это писатель К.Г.Паустовский. «Многие русские слова само по себе излучают песню, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск. Это относится ко многим камням, даже такому скромному, как аквамарин. Аквамарин считается камнем, передающим цвет морской волны. В прозрачной его глубине есть оттенки мягкого зеленоватого цвета и бледной синевы. Но все своеобразие аквамарина заключается в том, что он ярко освещен изнутри совершенно серебряным огнем. Кажется, что если вглядеться в него, то увидишь тихое море с водой цвета звезд. Блеск камней вызывает ощущение таинственности. Трудно примириться с мыслью, что внутри камня, откуда льются серебряные лучи, нет собственного источника света».

Так и многие слова в русском языке тоже могут «излучать свет». Произносишь их и чувствуешь, что в них скрыт какой-то потаенный смысл. Например, слова зарница, глухомань и др. Это особенные, я бы сказала, поэтические слова. А есть обычные слова, которые мы часто употребляем в речи. Они привычны нашему уху, и нам кажется, что никакой тайны в них нет. Например, лес, небо, солнце, вода и т.д. Вы легко можете объяснить их смысл.

Но бывает, что такое слово попадает в художественное произведение, т.е. писатель выбирает его. Чтобы выразить какие-то свои мысли, чувства, сказать что-то свое, особенное, наконец, просто удивить нас, читателей, и тогда такое обычное слово может заиграть бездной красок и значений. Оно словно начнет излучать свет и рождать в нашем воображении картины и образы, о которых мы даже не подразумевали. И можно представить себе, что угодно.
- А сейчас, посмотрим, какие вы читатели! Умеете ли вы всматриваться и вслушиваться в слова, умеете ли видеть их потаенный смысл?

3. Работа с текстом.

Слово учителя:

Всем известно слово РОДНИК. Что оно обозначает?

(Это вода, бьющая из-под земли, зарождающая в земле).
(текст распечатанный у каждого на парте, отрывок из сказки «Маленький принц», глава 24 от слов «…у меня не осталось ни капли воды, и я тоже был бы счастлив, если бы мог просто-напросто пойти к роднику…» до слов «…Знаешь отчего хороша пустыня?» - сказал он где-то в ней скрываются родники…»)

Вопрос классу:

- Как вы думаете, слово родник имеет здесь то же значение или еще какое-то другое? Может быть у него появился какой-то потаенный смысл?

(Ключевая фраза для объяснения образного смысла слова родник – «вода бывает нужна и сердцу». Образный смысл слова в этом контексте – духовная жажда, жажда сердца – родник души).

- Как вы понимаете это выражение?

Слово учителя:

Итак, есть слово «родник» - вода, бьющая из-под земли. Но писателю было мало этого значения. Ему нужно было сказать нам больше и что-то очень важное. И он превращает обычное слово в образ-символ: родник сердца. Так под пером писателя слово превращается в художественный образ, который увидеть и понять в художественном произведении может только очень чуткий и внимательный читатель. И это – первый, самый важный секрет словесного искусства – литературы – превращение слова в образ.

(СЛАЙД)

ОБРАЗНОСТЬ- основное свойство художественного произведения.
ОБРАЗНОЕ- слово, рождающее образ в нашем воображении.

(Определения записываются в тетрадь).

Учитель:

- А теперь я прочитаю вам очень маленький отрывок из той же книги К.Г.Паустовского, а вы найдете в нем образное слово, а может оно будет там не одно.

Чтение текста учителем

«…незадолго перед дождем, хотя еще и не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги. Его должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились. Но вот начинают крапать первые капли».

Вопрос классу:

- Какое это слово?

- Почему писатель выбрал именно его? (Это народное слово)

- Что вы представили себе, когда услышали это слово? Нарисуйте мысленно в вашем воображении картину, которую вызвало слово «крапать». (Редкие тяжелые капли оставляют темные крапинки на пыльных дорожках и крышах).

- Вам не нужно было карандашей. Слово, которое нашел писатель, помогло вам нарисовать эту картину. Это образное слово. С помощью его писатель рисует.

Можно ли научиться образно передавать свои чувства и ощущения, как это делают писатели? Можно ли научиться вглядываться в мир и рисовать словом увиденное? Давайте попробуем….

Игра «Что на что похоже…»

Задание: закончить предложения образно (образными сравнениями):

- кузнечик, стрекочущий в траве….

- капля дождя на лепестке цветка…

4. Литературное творчество.

Учитель:

- Попробуйте нарисовать словом то, что вас удивило или просто запомнилось. Это может быть описание природы, но только совсем маленькое. Но в этом описании обязательно должно быть слово с «потаенным смыслом», образное слово. Иначе. Какой же вы писатель?

Например, вот так: «Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой…»

- Понравилось? Попробуйте сами. Вдруг и вас получится. (Задание выполняется под классическую музыка).

5. Обобщение.

Сегодня мы с вами узнали очень важный секрет словесного искусства. Какой? Рождение образа из слова. Образность- это важнейший закон художественного творчества. Как же надо читать, чтобы научиться видеть и рисовать словом, чтобы чувствовать и передавать его образный смысл?