Литература
-
"В мир приходит женщина, чтобы…" (по стихотворению Ю.Друниной "Зинка") 2011
Данный урок служит своеобразным погружением в поэзию военного времени на примере стихотворения «Зинка», на примере судьбы поэтессы Ю.Друниной.
-
"В начале было слово…". Рецензия на сборник стихотворений кумылженских самодеятельных поэтов "С верой, надеждой, любовью" 2007
Появилась новая книга стихотворений - сборник кумылженских самодеятельных поэтов "С верой, надеждой, любовью". Поэтов - наших земляков волнует то, чем живет страна, ее заботы; они активно участвуют в формировании общественного сознания молодежи и зрелых людей, стучатся в наши сердца, высекают из них искры сопереживания и благодарности. Люди в стихотворениях кумылженских поэтов черпают силы друг в друге, в славных традициях далекого и недавнего прошлого, в природе. Это жизнь, освященная Богом.
-
"В Петербурге Достоевского" или "Лик мира сего". Урок по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
2013
Петербург Достоевского — город контрастов, где нечем дышать: «униженных и оскорбленных» и «сильных мира сего», город равнодушия и бесчеловечности, город-убийца, город-призрак, город-тупик. Петербург давно перестал быть только городом, стал символом. Урок показывает специфику Петербурга Достоевского и подводит учащихся к осмыслению главного конфликта романа ‒ между Раскольниковым и миром, который он отрицает.
-
"В Петербурге, самом отвлеченном и умышленном городе на всём земном шаре" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", 10-й класс) 2005
Изучение романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» уместнее начать с изучения темы Петербурга и его влияния на судьбы героев. При разработке урока акцент делался прежде всего на связь образа Петербурга с образом Петербурга его предшественников, на эволюцию этого образа в русской литературе. Одной из основных целей урока было показать учащимся особенности города «униженных и оскорбленных», средства его изображения, сходство и отличие образа Петербурга Достоевского с образом Петербурга в произведениях 1810-60-х годов. При этом одновременно учащиеся подводятся к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром.
-
"В поисках пристанища…" (по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Пропала совесть") 2012
В ходе урока происходит осмысление понятия совести как ответственности за свои поступки на основе анализа художественного текста.
-
"В поисках сокровищ" (урок внеклассного чтения в 5-м классе по роману Р.Л. Стивенсона "Остров сокровищ") 2008
Это произведение выбрано с целью, привлечь учащихся к чтению художественной литературы. У них во время урока формируются навыки составления плана, пересказа текста, развиваются творческие способности (инсценирование эпизодов), активизируется мыслительная деятельность. Так же ребята учатся отличать добро от зла, хорошие поступки от плохих, взаимопомощи. Они становятся участниками событий, благодаря иллюстрациям к роману, ими созданными.
-
"В России невозможности нет" (на материале рассказа Н.С.Лескова "Старый гений"), 8-й класс 2013
Урок литературы в 8-м классе «В России невозможности нет» представляет собой комбинированный урок обобщения изученного на материале рассказа Н.С. Лескова «Старый гений», сочетающий в себе элементы повторения, обобщения изученного и работу по развитию речи учащихся. На уроке используются межпредметные связи между литературой и обществознанием, литературой и живописью.
-
"В сердце светит Русь" (Образ Родины в лирике С.А. Есенина) 2007
Урок раскрывает образ Родины и художественные средства его воплощения в лирике С.А. Есенина. В ходе урока применяются следующие методические приемы: рассказ преподавателя, сообщения студентов, выразительное исполнение стихотворений поэта. При подготовке к уроку студенты, работая в группах, учили стихотворения поэта, писали сочинения-миниатюры, готовили сообщения о жизни и творчестве Есенина, выставку рисунков, основанных на восприятии произведений поэта, создавали мультимедийные презентации.
-
"В театре Николая Васильевича Гоголя" (по комедии «Ревизор») 2009
Целью урока является знакомство учащихся с творчеством и сценической историей комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»; раскрытие идейного замысла комедии; знакомство с театральными терминами.
-
"В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа и мысли". А.П.Чехов 2019
Цель урока: показать, что произведения А.П.Чехова современны; расширить знания учащихся об А.П.Чехове.
-
"В чем подлинное богатство человека?" Урок литературы по стихотворению Р.Бернса "Честная бедность" 2012
В статье представлен урок – аналитическая беседа по изучению жизни и творчества великого шотландского поэта Р.Бернса. Использована технология индивидуальных опережающих заданий с текстами стихотворений, биографической и критической литературой. Ее результаты в виде сообщений и творческого "продукта" - поэтического герба предъявлены на уроке. Смысл стихотворения постигается через проблемные вопросы.
-
"В чем смысл жизни?" (по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Премудный пескарь") 2009
Автор в статье раскрывает художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина; развивает умение работать с текстом художественного произведения; дает характеристику литературному герою; воспитывает вдумчивого читателя; обогащает речь учащихся.
-
«В лабиринте любви… Смысл споров о сильной, самоотверженной любви» (по произведению А.И.Куприна «Гранатовый браслет») 2020
Что необходимо, чтобы у современного старшеклассника появилось желание прочитать программное произведение? Интерес. Любопытство. Удовольствие от процесса. Осознание радости от достижения конечной цели. Потребность в новых впечатлениях. Опыт моей работы показывает, что создание буктрейлера как материала по анонсированию книги для привлечения внимания к художественному произведению является эффективным сред-ством повышения читательского интереса.
-
«В чём сила героев сказки Х.К.Андерсена «Снежная королева»?» Разработка урока 2024
В данной публикации автор предлагает разнообразные инструменты и формы работы для познавательного и увлекательного анализа учащимися сказки Х.Х.Андерсена «Снежная королева»: работа в группах по стратегии Джигсо, утверждения правда/ложь, заполнение «слепого» текста, само-взаимопроверка по критериям, составление маршрута героя, описание иллюстрации/-ий, их сопоставление, сочинение пятистишия(синквейна), применение межпредметных знаний (например, географии). Приложены листы оценивания.
-
В дружбе – сила! 2023
Цели занятия: развивать умения учащихся вести рассуждения о понятии «дружба»; формировать умение аргументировать свою точку зрения; формировать нравственные качества учащихся (умение дружить, беречь дружбу).
-
В мастерской скороговорения. 9-й класс 2012
Урок литературы представляет собой творческую мастерскую, которая не только раскрывает многогранность скороговорок и улучшает дикцию, но и развивает коммуникабельность учащихся, выявляет их творческие способности.
-
В мастерской художника слова. А.С. Пушкин. Стихотворение "Туча". 7-й класс
2013
Урок входит в систему работы по анализу поэтического текста. Обязательно учитываются знания и умение учащихся анализировать поэтический текст: определять тему, идею, основные образы, художественные средства выразительности; высказывать свое отношение к изображаемому; составлять словесное описание пейзажа.
-
В мире полутонов (Литература и живопись: точки соприкосновения) 2010
Урок по теме «Японская лирика». Исходя из особенностей поэтики японской лирики, я сочла возможным создать интегрированный урок (литература и МХК), используя произведения живописи, в создании которых художниками были использованы те же способы отражения действительности и выражения чувств (недосказанность, недоговоренность), что и в поэзии. Общение с такими произведениями искусства активизирует эмоционально-чувственную сферу учащихся, а также обогащает их новыми знаниями и развивает коммуникативные навыки.
-
В мире русского символизма. Урок-мастерская в технологии КМ в 11-м классе 2024
Цели урока: приобщить старшеклассников к сложным духовным поискам литературы Серебряного века через постижение мира русских символистов; выяснить художественные особенности поэзии символизма, поэтику и мировоззрение поэтов-символистов через анализ поэтических деклараций и произведений символистов; показать значение творчества поэтов-символистов для русской поэзии.
-
В мире удивительных характеров и трагических судеб… 2014
Стихи Гумилева - "высокое косноязычье" самой судьбы. В длинной череде законных и скучных "противостояний - поэзия и правда", "поэт" и "эпоха", "поэт" и "общество" - лишь "поэзия и судьба" обладает магическим присутствием истины. Общество можно любить, ненавидеть или бежать от него; "эпоха и правда" преодолимы для поэзии. Но "от судеб защиты нет" - потому в трудах и днях Гумилева столь высоки притязания и надежды, так властно-мужественен выбор жребия, ясен удел, непоколебима вера.
-
В мире художественного слова повести "За тремя волоками" В.И. Белова (9-й класс) 2010
Целью урока является воспитание любви к творчеству В.И.Белова, к "малой родине" через анализ повести "За тремя волоками" и использование литературоведческих понятий в собственной письменной речи.
-
В Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание») 2015
Урок посвящен сквозной теме русской классической литературы – образу Петербурга и его роли в раскрытии идейного замысла романа. Цель урока: использование информационных объектов коллекции ЦОР для выявления роли образа Петербурга в раскрытии идейного замысла романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
-
В поисках капитана Гранта (мастерская по роману Ж.Верна "Дети капитана Гранта" в 6-м классе) 2004
Предлагаемая мастерская ориентирована на 11-12-летних мальчишек и девчонок, которым близок жанр приключения. Раскрывается процесс подготовки школьников к заключительному уроку по роману "Дети капитана Гранта", в ходе которого каждый вел путевой дневник, являющийся не только средством контроля за чтением, но и элементом творческого осмысления романа.
-
В поисках правды и красоты… 2010
Цель урока - поддерживать интерес обучающихся к изучению истории русского искусства, раскрыть своеобразие глубоко национального таланта мастера исторического жанра В.И. Сурикова, учить составлять тексты искусствоведческого характера.
-
В поисках счастья (по произведениям писателей второй половины XIX века) 2010
На уроке используется групповая форма работы с учащимися. Школьники, рассуждая, находя главное, через понимание литературно-художественного произведения и персонажей как воплощения особенностей авторского видения мира и человека приходят к пониманию философского понятия «счастье».
-
В помощь учителю «Бессмертный роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» 2025
Перейдя к изучению лирики Лермонтова в 9 классе после пушкинской, удивительным образом замечаешь, что ученики нехотя учат её. Настроить же учащихся на чтение прозаического романа Лермонтова оказалось для меня задачей, требующей креативного подхода. Однако не следует забывать, что некоторыми учащимися роман был прочитан летом. Вооружившись этим знанием и лирикой самого Лермонтова, я решила создать эту систему вопросов, которая интригующе убедила детей перечитать, глядя по-новому на произведение, или вновь прочитать его. Для этого было предложено отыскать в тексте первой главы романа момент, где «звезда с звездою говорит» и «сквозь туман кремнистый путь лежит»? (строки из философского стихотворения «Выхожу один я на дорогу…») Спросить: «какому герою из романа могли бы принадлежать строки «и не жаль мне прошлого ничуть...»? А строки «я ищу свободы и покоя», проходящие лейтмотивом по всему произведению, были предложены для размышления над сочинением. Таким образом можно начать историю знакомства с шедевром русской классики.
-
В сказочном царстве 2012
Разработка внеклассного мероприятия, в котором участвуют две или более команд, возглавляемых своими капитанами. Урок состоит из нескольких конкурсов. Независимое жюри выставляет командам оценки на подготовленных альбомных листах, на которых написаны цифры от 1 до 5. Каждый член жюри получает один комплект перед началом мероприятия.
-
В таинственном мире баллады 2012
Мероприятие представляет собой театральную гостиную для учащихся старших классов. В сценарии обозначены баллады, на материале которых строится гостиная. Расписаны роли для участников и чтецов. Данное мероприятие знакомит учащихся не только с самим жанром баллады, но с историей развития жанра, с характерными особенностями данного жанра, с писателями и поэтами, обращавшимися в своем творчестве к балладам.
-
В творческой лаборатории писателя, или Новые формы работы на уроке литературы 2012
Цель урока литературы в 7-м классе по творчеству Н.С. Лескова: создание образовательной среды урока, способствующей развитию творческой самостоятельности ученика. На уроке реализуется идея непрерывного обогащения духовной культуры ученика за счет индивидуальной, творческой, созидательной деятельности в процессе освоения содержания нового художественного произведения.
-
В театре Ивана Андреевича Крылова 2007
Урок-мастерская проводится в актовом зале с учащимися 6-х классов. Проведена предварительная работа по изучению басен И.А. Крылова: чтение, обсуждение, викторины. Участниками являются все присутствующие: актеры (специально подготовленные ученики), участники конкурсов, зрители.