Цель проведения занятия.
1. Цель обучающая.
Студент должен знать:
– основные этапы биографии Ф. М. Достоевского;
– основные темы творчества писателя;
– названия произведений Достоевского.
Студент должен уметь:
– давать связный ответ в устной форме на поставленный вопрос;
– составлять хронологическую таблицу;
– устанавливать причинно-следственные связи между биографией и творчеством
автора;
– устанавливать причинно-следственные связи между творчеством автора и
процессами, происходящими в обществе.
Студент должен иметь представление: о литературоведческих понятиях: роман, повесть, сюжет, жанр.
2. Цель воспитательная:
– размышление о смысле жизни, об ответственности человека за свои поступки, о
ценности человеческой жизни;
– формирование убеждения о необходимости самосовершенствования;
3. Методическая цель занятия:
– научить студентов управлять потоком информации;
– развития познавательной активности учащихся;
– стимулирование самостоятельности при подготовке к занятиям;
– осуществление контроля с обратной связью;
– осуществление самоконтроля и самокоррекции в процессе усвоения учебного
материала.
Вид занятия: слайд-лекция с элементами беседы и дискуссии на заданную тему.
Междисциплинарные связи: история России второй половины 19 века и нашего времени.
Оснащение занятия.
– Презентация “Жизнь и творчество Ф. М.
Достоевского;
– видео урок “Бибигон” по теме “Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского”;
– видео урок “Бибигон” по роману “Преступление и наказание”;
– т/с “Достоевский”;
– видео ролик о Достоевском из проекта “Имя России”.
Структура занятия.
Название этапа | Описание | Цель | Время |
Организационный момент. | Отметить отсутствующих, проверить наличие рабочих тетрадей. | Проверить готовность студентов к занятию. | 2 |
Вступительное слово. | Определить цель проведения занятия и место занятия в системе уроков по творчеству Достоевского. | Активизировать деятельность студентов, настроить на дальнейшую работу. | 3 |
Слайд-лекция с элементами беседы о жизни и творчестве Достоевского. | Работа со слайдами; ответы студентов, а затем добавления и комментарии преподавателя. |
Умение работать с учебным материалом, развитие устной речи студентов. | 15 |
Работа с текстом произведения. | Составить общую характеристику романа. | Умение работать с текстом художественного произведения. | 15 |
Слайд-лекция по творчеству Достоевского (продолжение) | Работа со слайдами, запись в тетрадях краткой характеристики произведений. | Умение работать с учебным материалом. | 15 |
Закрепление изученного материала. | Составление хронологической таблицы с последующей проверкой. | Повторение услышанного на занятии и фиксирование материала в форме таблицы. | 10 |
Групповая работа | Подобрать эпиграф к занятию и аргументировать свой выбор. | Умение доказывать собственную точку зрения, умение работать коллективно. | 10 |
Проверочный тест по изученному материалу. | Ответы на вопросы, проверяющие знание по биографии и творчеству Достоевского, самопроверка. | Проверить знание, определить план дальнейшей работы. | 7 |
Подведение итогов. | Оценка работы группы и отдельных студентов, домашнее задание. | Стимулировать к дальнейшей работе. | 3 |
Описание занятия.
1. Вступительное слово – 3 мин.
1.1 Видеосюжет из лекции профессора И.Волгина (“Бибигон”)
1.2 Слово преподавателя: Ф. М. Достоевский – один из самых интересных и трудных писателей, споры о котором не прекращаются до наших дней. Почему? Наш урок – попытка ответить на этот вопрос.
1.3 Записываем тему занятия (Слайд 2)
1.4 Слова В. Набокова (Слайд 3):
Тоскуя в мире, как в аду,
уродлив, судорожно светел,
в своем пророческом бреду
он век наш бедственный наметил.
Услыша вопль его ночной,
Подумал Бог: ужель возможно,
чтоб все, дарованное Мной,
так страшно было бы и сложно?
Эпиграф (Слайд 4) – слайд пуст. Наша задача – подобрать эпиграф самостоятельно и обосновать свою точку зрения.
2. Слайд-лекция с элементами беседы – 15 мин.
Студенты получили опережающее домашнее задание: познакомиться с биографией Достоевского. Цель лекции – обобщить, систематизировать полученные сведения, акцентировать внимание на основных моментах, обязательных для запоминания. Задача студентов – определить, что изображено на слайде и как это связано с жизнью и творчеством Достоевского.
2.1 Слайд 5 – Мариинская больница для бедных, где родился Достоевский и где служил его отец. Может быть, картины жизни обездоленных, увиденные в детстве, объяснят главную тему творчества писателя – тему униженных и оскорбленных.
2.2 Слайд 6 – Михайловский замок в Петербурге, где находилось главное военно-инженерное училище, куда поступает Достоевский по настоянию отца.
2.3 Слайд 7 – Памятник А. С. Пушкину в Москве. Пушкин – любимый поэт Достоевского, многие произведения которого знал с детства. В конце жизни Достоевский будет удостоен чести произнести речь на открытии памятника. Речь была столь блестяща, что привела публику в восторг.
2.4 Слайд 8 – Начало литературной деятельности. Уйдя в отставку, Достоевский посвящает себя литературе, о чем всегда мечтал. Первое произведение “Бедные люди” привело в восторг Н. А. Некрасова, а потом и В. Г. Белинского.
2.5 Слайд 9 – Участие в кружке М. В. Петрашевского, где обсуждались вопросы дальнейшего развития России, необходимость реформ, читались запрещенные произведения.
2.6 Слайд 10 – Алексеевский равелин Петропавловской крепости, где содержался Достоевский после ареста в одиночной камере. Приговорен к смертной казни.
2.7 Слайд 11 – Отрывок из телесериала “Ф. М. Достоевский”
2.8 Слайд 12 – Омская тюрьма, где писатель отбывал каторгу 4 года. Изменение его политических взглядов: отказ от революционной борьбы, т.к. диктатура невозможна без насилия; способ изменения общества – изменение самого себя.
2.9 Слайд 13 – В Семипалатинске Достоевский служит солдатом после окончания каторжных работ. Пишет произведения: “Дядюшкин сон”, “Село Степанчиково и его обитатели”.
2.10 Слайд 14 – После возвращения в Петербург Достоевский вместе с братом издает журналы “Время” и “Эпоха”. Публикует роман “Униженные и оскорбленные”, “Записки из Мертвого дома”.
2.11 Слайд 15 – Жена Достоевского А. Сниткина. Повезло не только писателю, а всей русской литературе, без этой женщины Достоевский не смог бы написать многие из своих произведений.
2.12 Слайд 16 – 60–70-е годы – вершина творчества Достоевского, созданы лучшие романы.
2.13 Слайд 17 – Роман “Преступление и наказание (1866) Отрывок из видео урока “Бибигон” о романе.
3. Работа с текстом романа “Преступление и наказание” – 15 мин.
(Работа в тетрадях, составление алгоритма ответа.)
3.1 Слайд 18 – История создания романа. Достоевский пишет роман в один из самых сложных периодов своей жизни: смерть брата, огромные долги, полное безденежье, кабальный договор с издателем. Работа одновременно над двумя произведениями, чего литература никогда не знала.
3.2 Слайд 19 – Смысл названия. Как изменились названия произведений и почему? Какую роль выполняет союз “и”? как это отражено в композиции произведения?
3.3 Слайд 20 – Особенности композиции. Что дает оглавление в книге? Как композиция раскрывает замысел автора? В романе шесть частей: одна часть – преступление, пять частей – наказание за него.
3.4 Слайд 21 – Содержание романа. Исходя из слов автора, определяем тип романа: детективный, социальный, психологический, идеологический.
3.5 Слайд 22. В центре романа образ главного героя Родиона Раскольникова. Что можете сказать о нем по иллюстрации? Как художник передал противоречивость его натуры? (топор рядом с сердцем: одно предназначено для любви, а другое для убийства).
3.6 Слайд 23. Читаем первые две страницы текста, определяем, с помощью каких приемов автор создает образ героя. Ответы подтверждаем примерами, потом проверяем по слайду.
4. Слайд-лекция по творчеству Ф. М. Достоевского (15 мин)
4.1 Слайд 24 – Роман “Идиот” (1868).
4.2 Слайд 25 – Отрывок из видео урока по системе “Бибигон”.
4.3 Слайд 26 – Роман “Бесы”(1872) и “Подросток” (1875).
4.4 Слайд 27 – Отрывок из видео урока по системе “Бибигон”.
4.5 Слайд 28 – роман “Братья Карамазовы” (1879).
4.6 Слайд 29 – отрывок из видео урока по системе “Бибигон”.
5. Закрепление изученного материала (10 мин).
5.1 Слайд 30. Составить хронологическую таблицу “Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского”: расположить перечисленные пункты в нужной последовательности.
5.2 Слайд 31. Проверка выполненного задания, краткое изложение материала.
5.3 Слайд 32. О значении Творчества Достоевского сегодня говорят материала проекта “Имя России – Федор Михайлович Достоевский” (видео ролик).
6. Групповая работа (10 мин).
6.1 В начале занятия у нас оказался пустой слайд – не было эпиграфа. необходимо исправить эту оплошность. Задача –подобрать эпиграф и аргументировать свою точку зрения. Предложен ряд вариантов, но можно предложить свою версию.
6.2 Слайды 33–37. Эпиграфы к занятию: “Мир надо переделать, начнем с себя…”, “Сострадание есть главнейший, а может быть, единственный закон бытия всего человечества”, “Человек есть тайна… Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком”, “Красота спасет мир”.
6.3 Работа в микрогруппах по 4–5 человек. Задача – предложить эпиграф и обосновать свой выбор.
6.4 Отчет студентов о выполнении задания.
7. Проверочный тест по изученному материалу (7 мин).
7.1 Задания на экране (Слайды 38–50). Ответы пишутся на двух на листочках, один листок сдается преподавателю, второй остается для самопроверки.
7.2 Самопроверка (Слайды 51– 63) и выставление оценок за данную работу. За 8 правильных ответов студент получает “3”, за 9–10 – получает “4”, за 11–12 ответов получает “5”.
Тест по биографии Достоевского и его творчеству.
1. Укажите годы жизни Ф. М. Достоевского.
- 1818–1904
- 1821–1881
- 1801–1861
- 1824–1884
2. В каком учебном заведении получил образование Ф. М. Достоевский?
- В Петербургском университете.
- В Высшем военном инженерном училище.
- В Царскосельском лицее.
- В Московском университете.
3. Первый эпилептический припадок – начало тяжелой болезни – спровоцирован:
- смертью матери, которую он боготворил;
- слухами о том, что отца убили мужики за крутой нрав и барские прихоти;
- смертью старшего брата и друга;
- показательным расстрелом, который заменили каторгой.
4. Достоевский был приговорен к смертной казни за то, что он был членом:
- “кружка шестнадцати”;
- кружка Петрашевского;
- группы “Народная воля”;
- общества Нечаева “Народная расправа”.
5. Какую книгу подарили каторжникам жены декабристов?
- “Что делать?” Чернышевского;
- “Вольность” Радищева;
- “Горе от ума” Грибоедова4
- Евангелие.
6. Сколько лет пробыл Ф. М. Достоевский на каторге и в ссылке?
- 10 лет.
- 5 лет.
- 7 лет.
- 15 лет.
7. Достоевский в заточении и на поселении не оставляет писательского труда. Назовите произведение, которое не связано с годами неволи:
- “Село Степанчиково и его обитатели”;
- “Записки из подполья”;
- “Сибирская тетрадь”;
- “Записки из Мертвого дома”.
8. Ф.М.Достоевский отбывал каторгу:
- В Братске;
- В Мценске;
- В Вятке;
- В Омске.
9. Как назывался журнал, который Ф. М. Достоевский вместе с братом стал издавать в Петербурге с 1861 года?
- “Современник”.
- “Отечественные записки”.
- “Москвитянин”.
- “Время”.
10. Укажите, какое из произведений не было написано Достоевским?
- “Неточка Незванова”.
- “Бесы”.
- “Обыкновенная история”.
- “Идиот”.
11. Укажите основную тему раннего творчества Ф. М. Достоевского.
- Тема сильной личности, “сверхчеловека”.
- Тема “униженных и оскорбленных”.
- Тема крепостничества.
- Тема социального протеста.
12. Когда был опубликован роман “Преступление и наказание”?
- в 1859 г.
- в 1865 г.
- в 1961 г.
- в 1866 г.
Используемая литература.
- Богомолова Т. И. Использование опорных схем на уроках литературы в старших классах. Калуга, 1994.
- Коровин В. И. Литература 10 класс. Русская литература 19 века. М., Прсвещение, 2011.
- Лебедев. Ю. Литература. Учебное пособие для 10 класса (в двух частях). М., Просвещение, 2011.
- Литература 10 класс (в двух частях), М., “Дрофа”, 2010.
- Маранцман В. Г. Литература 10 класс (в двух частях), М., “Просвещение”, 2010.
Интернет источники.
- “Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека” (http://window. edu.ru/)
- “Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов” (http://www.school-collection.edu. ru)
- “Сеть творческих учителей” (http://www.it-n.ru/)