Цели урока:
1) Сформировать понимание
необходимости изучения литературы;
2) Развивать творческие способности учащихся;
3) Воспитывать интерес к изучению литературы.
Задачи:
1) Познакомить учащихся со спецификой
предмета литературы;
2) Создать атмосферу дружеского общения на уроке,
способствующую возникновению ситуации успеха у
учащихся;
3) Научить смотреть на привычное новыми глазами и
создавать свои маленькие “произведения” (слова
и выражения, рисующие мир с новой, неожиданной
стороны).
Оформление: осенние цветы и листья на партах, на столе учителя; на доске, кроме записи темы урока, прикреплен лист ватмана с нарисованным листом дерева.
Ход урока
I. Слово учителя.
– Ребята, посмотрите в окно: деревья оделись в золотой убор, моросит осенний дождик. Дни становятся короче, неприятно и невесело улыбается солнышко. Но сколько прелести и очарования в этом прощальном буйстве золота! Приятно походить по шуршащему ковру, ощутить легкое дуновение ветерка. Как нам, бывает, хочется поделиться радостью и теплом друг с другом, так и красота не может быть холодной, мертвой. Мне хочется подарить её вам, а вы подарите её кому-то ещё, когда у вас плохое настроение, и кто-то ласково улыбнется, вам станет легче. Так и восхищение красотой нам хочется передать кому-то. Но как?
Проблемный вопрос: Действительно, как можно передать красоту осени, какими словами: особенными или простыми?
II. Задание.
Класс делится на три команды (по рядам).
– Придумайте определения этому листу клёна. Например, красивый, опавший… Какая команда придумает больше определений для осеннего листа?
III. Слово учителя.
– Вот видите, сколько существует слов, которыми можно назвать один-единственный листик. Но мы с вами придумали очень мало слов, потому что ещё не совсем умеем видеть прекрасное в привычном. А вот люди, которые овладели этим даром, – поэты, могут это сделать лучше нас.
– Почему поэты могут говорить таким удивительным языком, который, вроде бы, и родной для нас, а звучит непривычно прекрасно?
– Хотите и вы научиться этому?
– Может быть, среди вас есть поэты?
IV. Словесное рисование.
– Попробуйте нарисовать словами маленький портрет…
1 команда: осеннего неба;
2 команда: дождика;
3 команда: цветка.
V.
А теперь послушайте, как об этом говорят поэты.(Выразительное чтение стихотворений учителем).
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
А.С.Пушкин
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
А.К.Толстой
Смиренная старенькая простушка
В чепчике апельсинового цвета
Со сладкой урючинкой во рту –
Осень. В плетёной корзиночке фрукты:
Синий виноград, солнечные яблоки.
– Откушайте! – на румяных губах улыбка.
Руки тянутся, всё расхватали…
Старушка растеряна – а взамен?
Губы бантиком, строгий носик,
Чепчик съехал назад.
Старушка бунтует, швырнула корзиночку,
Шаркнула шлепанцами: “Отдайте виноград!”
Срывает листья, кидается грязью,
Юбка мокрая от луж…
Потом успокоится и заплачет
Над опустевшим садом, над голой яблоней…
Сядет на лавочку и заплачет
Сереньким дождиком. Старая осень
В чепчике апельсинового цвета.
Л. Сарайкина
Вопрос классу:
– Какое стихотворение вам понравилось больше всего? Почему?
Слово учителя:
– А теперь я открою секрет: последнее стихотворение написала девочка, которой столько же лет, сколько вам. Значит, мы тоже можем попробовать написать. Конечно, не все станем поэтами, на научимся видеть и передавать прекрасное. В этом нам поможет литература, к изучению которой мы приступаем с сегодняшнего урока, потому что все замечательные слова, сказанные об осени, – это и есть литература. Литература – это не только стихи, сказки, былины и рассказы – обо всём этом вы будете узнавать на уроках. Литература будет для вас не только буковками на бумаге, она будет учить вас красоте, добру, будет жить вместе с вами. Посмотрите на этот листик – он красивый, но не живой, а вы будете видеть мир со всеми его красками, звукам, запахами и теплом.
VI. Развитие речи. Беседа.
– Любите ли вы читать?
– Могут ли телевидение, интернет заменить художественную литературу?
– Что из прочитанного летом вам запомнилось? (используются речевые конструкции: Помню, как… Мне не забыть… навсегда осталось в памяти…)
– Есть ли у вас любимые авторы, произведения, герои? (те же речевые конструкции)
– Как вы думаете, одинаковые ли это понятия –“любить читать” и “уметь читать”?
– Как вы объясните, что такое литература? (литература – это художественные произведения).
VII. Рефлексия.
– Понравился вам урок?
– Что вам запомнилось?
– Хочется прийти ещё на урок?
Д/з: прочитать статью в учебнике, ответить на вопросы после неё, нарисовать иллюстрации об осени.
Использованная литература:
1) Т.В.Казанцева. Развитие творческих
способностей учащихся на уроках литературы:
Методическое пособие. – Комсомольск-на-Амуре:
Издательство Комсомольского-на– Амуре
государственного педагогического университета,
2002.-С.6-11.
2) Аркин А.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практ.
методика: Кн. Для учителя/ И.И.Аркин. – 3-е изд. – М.:
Просвещение, 2001. – С.12-13.