В последние годы в РС (Я) проводится модернизация содержания образовательных учреждений. Так как по всей России, в частности и по нашей республике, остро стоит проблема здорового образа жизни, становится не только желанным, но и необходимым при преподавании школьных дисциплин осуществлять валеологический подход.
Разработанный в 2010 году министерством образования и науки Российской Федерации проект нового поколения "Федеральный государственный стандарт общего образования" направлен на доступность получения качественного образования, на духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию обучающихся. Особое внимание при этом уделяется сохранению и укреплению психологического здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья и безопасного образа жизни.
В данной работе концепция валеологического подхода реализуется в процессе обучения русскому языку и литературе в сельской национальной (якутской) школе, в воспитательной работе и социуме.
В школе у детей начинает формироваться индивидуальный образ, от которого в дальнейшем в большей степени зависит его здоровье. Поэтому именно в школьный период жизни человека важно информировать о содержании здорового образа жизни и научить детей управлять своей психикой.
Подрастающее поколение - это будущее страны, в частности, якутского народа. А оно должно иметь достойное здоровье, чтобы достойно нести бремя жизни.
К сожалению, по данным Минздрава России, на 6 миллионов подростков, прошедших профилактические осмотры в возрасте 15-17 лет, у 94,5 процента были зарегистрированы разные заболевания опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, пищеварения, нервной системы, и что плачевно, заболеваемость наркоманиями среди подростков ежегодно вырастает.
В нашей республике детей до 17 лет - 278.927. Как выявлено, из 241 тысячи детей, прошедших диспансеризацию, около половины имеют отклонения в состоянии здоровья. Чаще всего дети страдают болезнями органов дыхания, хроническими заболеваниями носоглотки, на 3-ьем месте - болезни органов пищеварения и заболевания глаз. В республике живет 7.054 детей-инвалидов, увеличивается врожденная инвалидность. Высоки показатели детского и подросткового туберкулеза. А в нашей школе обучаются 145 учащихся. Из них по итогам общего медицинского осмотра (2011г.) 74,8% страдают болезнями органов пищеварения, дыхания и эндокринной системы; на следующем месте болезни кровообращения (26,6%); болезни костно-мышечной системы - у 22,9%, болезни глаз - у 8,9%, а болезни нервной системы и психического расстройства - у 22,9%. Детей-инвалидов - 4.
Каковы же причины ухудшения здоровья школьников, пристрастия их к психоактивным веществам (ПАВ)? И какие же меры предпринять, чтобы устранить эти недостатки, как помочь нашим детям?
Действительно, здоровье наших детей - это глобальная проблема. Дети - самая уязвимая часть общества, открытая для всех опасностей и угроз.
В последние годы Правительство Республики Саха (Якутия) обращает большое внимание на здоровье подрастающего поколения, и общество свои духовные интересы направляет на ведение здорового образа жизни. Еще первый президент нашей республики М.Е.Николаев отмечал, что "потребность в здоровье носит всеобщий характер, поскольку из здоровья каждого человека слагается здоровье всего общества, которое является важнейшим социальным, экологическим и политическим фактором. Общественное здоровье - это достояние нации:".
Здоровье подрастающего человека - это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но воспитывать в будущем здоровых детей. По всем улусам республики ведется работа по повышению духовного, нравственного воспитания. Безусловно, во всех этих начинаниях большая ответственность лежит на школе, на нас, педагогов. Именно мы должны формировать у учащихся представление о здоровом образе жизни, помочь нашим детям найти свое место в обществе. Но необходимо внедрить в жизнь консолидацию усилий различных ведомств. И школа, и другие общественные учреждения должны работать сообща, только тогда добьемся положительных результатов.
Школа должна стать центром духовного и культурного развития страны, а каждый педагог - рулевым этого центра. Наверное, каждый учитель задумывается над тем, как сохранить нацию, как помочь детям беречь свое здоровье. Вот уже несколько лет я использую в своей работе методы валеологии. Разработала свою педагогическую концепцию "Валеологический подход в социуме и в учебно-воспитательном процессе".
Деятельность нашей школы, как и другие образовательные учреждения, тесно связана с деятельностью местного муниципального образования. В последние годы в наслеге усиленно ведется работа по здоровому образу жизни по теме "Чэгиэн-чэбдик нэhилиэнньэ - норуот кэскилэ". Наш Ольтехский наслег является одним из образцовых населенных пунктов не только в улусе, но и в республике. Так по итогам проведенных в 2003 году работ наше село Бейдинга заняло первое место в республиканском конкурсе "Благоустроенное село - показатель здорового образа жизни", в 2004 году стало победителем республиканского экологического смотра, в 2007 году - обладателем Гранта президента РС(Я) за Аллею матерей-героинь, а в 2011 году - победителем республиканского конкурса-смотра по здоровому образу жизни. Работа в наслеге целенаправленно ведется под руководством Центра духовности. В нашем Ольтехском наслеге целенаправленно действует Центр духовности "Сырдык ыра", что на русском означает "светлая мечта". Все предприятия наслега имеют свою программу по здоровому образу жизни. Работа ведется по агитзонам (туелбэ), по клубам по интересам. Также Центр духовности имеет свой народный университет, в котором 6 факультетов: "Образование и воспитание", "Здоровье и ЗОЖ", "Культура и эстетика", "Экология и природа", "Экономика и труд", "Физкультура и спорт".
Факультеты возглавляют деканы, а я, как ректор, руковожу их деятельностью. Разработали свою "Программу духовного развития населения".
Как ректор народного университета Центра духовности "Сырдык ыра" и депутат представительного органа "Ольтехский наслег" свою педагогическую деятельность, в первую очередь, связываю с общественной работой. Только общими усилиями мы можем добиться положительных результатов. Вот почему моя педагогическая концепция называется "Валеологический подход в социуме и учебно-воспитательном процессе" и имеет следующую структуру:
1. Валеологический подход в социуме: а) деятельность народного университета Центра духовности "Сырдык ыра"; б) деятельность народного депутата МО "Ольтехский наслег" Усть-Алданского улуса.
2. Валеологический подход в учебно-воспитательном процессе:
а) "Валеологический подход на уроках русского языка и литературы в якутской школе"; б) "Воспитать физически, нравственно и духовно развитую личность".
Действительно, из здоровья каждого человека слагается здоровье всего якутского народа. Вот уже несколько лет наш Центр духовности целенаправленно ведет работу по повышению духовного и нравственного воспитания населения. Все предприятия наслега имеют свою программу по здоровому образу жизни. Работа ведется по агитзонам (туолбэ), по клубам по интересам.
Цель работы народного университета: провести среди населения и молодежи просветительскую работу, содействовать их духовному и нравственному росту.
Задачи: ознакомить с последними новостями политики, экономики и спорта; пропагандировать здоровый образ жизни; привить любовь к национальной и мировой культуре.
Согласно плану каждый месяц лектора университета читают среди школьников, молодежи и населения лекции. Также проводятся различные мероприятия, тематические вечера, вечера-чествования, субботники по озеленению села, спортивные соревнования и.т.д.
А как депутат представительного органа МО "Ольтехский наслег" ставлю перед собой следующие цели: защищать интересы жителей округа и наслега; работать над благосостоянием населения, экономикой семьи; содействовать нравственному и духовному росту населения.
Вся эта, проводимая в социуме работа, тесно связана с работой школы, которая организованно ведет борьбу за здоровый образ жизни.
Направления: учеба, работа; здоровье и здравоохранение; питьевая вода, здоровая пища; борьба с табакокурением и алкоголизмом; правопорядок, здравый ум; мир культуры; экономика семьи; физкультура и спорт.
Приобщение школьника к проблеме сохранения своего здоровья - это прежде всего процесс социализации - воспитание. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.
С 2001 года наша школа совместно с Маттинской СОШ Мегино-Кангаласского улуса и Бахсытской СОШ Чурапчинского улуса является экспериментальной площадкой по теме "Формирование и развитие у учащихся сельских школ, окружающего сообщества активной и ответственной гражданской позиции", ведется предпрофильная подготовка учащихся IX-го класса. Каждую учебную четверть проводятся профильные обучения, а также стали традиционными ежегодные фестивали художественной самодеятельности, спартакиады школьников и конкурсы "Кундуйээнэ Куо", "Юрюнг Уолан", "Талантливая семья".
Таким образом, учебно-воспитательный процесс ведется не только в стенах школы, но и в социуме, между тремя школами сетевого взаимодействия и тремя наслегами.
Тема воспитательной работы школы - "Влияние социокультурной среды на формирование у школьников ценностных культурных ориентиров". В обязательном порядке раза два-три в месяц проводятся спортивные соревнования, классные часы, тематические вечера, конкурсы, викторины на различные темы, оказывается "тимуровская помощь" пожилым людям, инвалидам, ветеранам войны и тыла. Стала традицией ежегодно проводить в школе фестиваль художественной самодеятельности под девизом "Воспеваем детство". Все эти мероприятия, безусловно, облагораживают детей, имеют большое воспитательное значение в их жизни. И, конечно же, во всех этих начинаниях и деяниях действующим лицом в первую очередь являются сами школьники. Они же непосредственно - активные участники проводимых по наслегу мероприятий.
Наши учащиеся - победители улусных, республиканских соревнований по легкой атлетике, национальным прыжкам, вольной борьбе, волейболу. Есть выпускники, ставшие
мастерами спорта международного класса как Егор Охлопков, Иван Пантилов, мастерами Российской Федерации как Иван Дмитриев, Кузьма Татаринов, мастерами Республики Саха (Якутия) как Нюргун, Игорь Сокольниковы, Иван Охлопков, Владислав Белолюбский, Петр Черноградский и другие. На летней спортивной спартакиаде школьников улуса наша школа ежегодно завоевывает призовые места.
В плане художественной самодеятельности нам есть чем гордиться. Такие ученики, как Юлия Колодезникова, Сардаана Егорова, Саша Охлопков, Ильяна Охлопкова, Ира Сыроватская, Ваня Петров, Айтал Никитин, Гена Румянцев, Ганя Портнягин, Алик Шадрин и многие-многие другие являются лауреатами и дипломантами республиканского телевизионного конкурса "Полярная звезда".
Также наша школа большое внимание уделяет патриотическому воспитанию учащихся. Военно-патриотический клуб "Патриот" является трехкратным призером и победителем республиканского военно-спортивного соревнования "Снежный барс", многократным победителем и призером улусных военно-спортивных игр. В 2006 году
члены клуба ездили в город Казань защищать честь республики на российских военно-спортивных играх.
Как уже было отмечено, в своей педагогической деятельности - и в учебе, и в воспитании - как и в общественной работе, я использую валеологический подход. В моей работе концепция валеологического подхода реализуется в процессе обучения русскому языку и литературе в сельской национальной (якутской) школе и воспитании в коллективе.
В школе у детей начинает формироваться индивидуальный образ, от которого в дальнейшем в большей степени зависит его здоровье. Поэтому именно в школьный период жизни человека важно информировать о содержании здорового образа жизни и научить детей управлять своей психикой. Учебно-воспитательный процесс должен проводиться в соответствии с гигиенической и педагогической целесообразностью, возрастными, половыми, индивидуально-психологическими особенностями учащихся. Нужно установить строгий контроль над условиями и состоянием образовательной среды на основе постоянно обновляемых санитарных норм и правил.
Тема моей воспитательной работы - "Воспитать физически, нравственно и духовно развитую личность".
Цели: создать условия для саморазвития и самореализации личности ученика, его успешной социализации в обществе; воспитать у школьников ценностное отношение к здоровью; формировать основы здорового образа жизни; формировать позитивную мотивацию к труду; формировать раннюю профессиональную ориентацию в соответствии со способностями, интересами.
Задачи: создать единый сплоченный коллектив; помочь в становлении личности ученика; создать условия для проявления и обогащения внутренних сил, интересов и способностей; приобщить учащихся к здоровому образу жизни, к занятиям спортом; защитить права и интересы учащихся; формировать у учащихся нравственные начала и духовные ориентиры; привить чувства любви и уважения к родителям, родному дому, труду, Родине.
Формы работы с учащимися: индивидуальная (беседа, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы); групповые (актив класса, сектора по направлениям работы); коллективные (конкурсы, соревнования, походы и др.)
Направления работы: здоровье детей и физическое воспитание; патриотическое, гражданско-правовое воспитание; трудовое воспитание и профориентация; художественно-эстетическое воспитание; профилактика правонарушений и безнадзорности; детские общественные организации; занятость детей дополнительным образованием; социально-психологическая служба; работа с родителями.
Решение задач по воспитанию ребенка предлагает целенаправленное изменение каждой конкретной человеческой личности. Это изменение не происходит само по себе. И, чтобы воспитать всесторонне развитую личность, и педагог, и родители должны действовать сообща. Они должны быть союзниками. Классному руководителю необходимо вовлечь родителей в активный, совместный, воспитательный процесс.
Необходимо каждому учителю в своей работе соблюдать валеологический подход, только тогда сумеем воспитать полноценную, духовно и нравственно развитую личность. В этом нам, несомненно, помогут учения по педагогической валеологии Л.Г.Татарниковой и Г.К,Зайцева. В 1998 году в городе Якутске проходила курсы д.п.н. Татарниковой Л.Г. "Валеологическое сопровождение педагогического процесса как условие сохранения здоровья нации". А в 2002 году в Санкт-Петербурге познакомилась с д.п.н. Зайцевым Г.К. В своей работе я опираюсь на их труды. Также считаю приемлемыми технологию "Самосовершенствование личности" Г.К.Селевко и "Технологию воспитания духовной культуры" Н.Б.Крыловой. Темы воспитательной работы по классам составила согласно технологии Селевко: 5 класс: "Я познаю мир"; 6 класс: "Если не я, то кто?"; 7 класс: "Учусь, чтоб учиться"; 8 класс: "Я - частица моего коллектива"; 9 класс: "Правильный выбор профессии - залог успешной жизни"; 10 класс: "Человек - кузнец своего счастья"; 11 класс: "Мое будущее - в моих руках".
Построение жизненного пути и выбор профессии - очень сложное явление, влияющее на всю сферу личного самоопределения. И потому работа по формированию жизненных планов - профессиональное и моральное самоопределение - должно проводиться, начиная со среднего звена. Классному руководителю нужно очень много и кропотливо работать над этим. Во все время педагогической деятельности мне посчастливилось выпустить 4 класса. И хочется подчеркнуть, что мне повезло с родителями. Во всех классах сразу же находила общий язык с родителями. И воспитательную работу проводили общими усилиями. Наверное, поэтому за 24 года работы в школе у меня в классах не было трудновоспитуемых учащихся. Немаловажна в этом и совместная работа с психологом и медицинским работником школы.
Если привести в пример свой последний выпуск 2010 года, то наш классный коллектив был одним из лучших классных коллективов школы, да и улуса. Мои выпускники - активные участники, победители и призеры общешкольных, улусных, республиканских и Всероссийских соревнований, фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад и научно-практических конференций. Наш класс дважды становился обладателем номинации "Лучший класс года" в школе, призером кустового смотра улусного конкурса "Самый талантливый класс". Имеем 1 серебряного медалиста и 1 мастера спорта РС (Я) по якутским прыжкам. Из 19-ти выпускников 14 поступили в ВУЗ, 5 - ССУЗ.
Как классный руководитель я - обладатель номинации "Лучший классный руководитель года" в школе, обладатель номинации "Гармония и вдохновение" в улусном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный", второй призер в улусном конкурсе классных руководителей, обладатель именной стипендии д.п.н, отличника народного просвещения РСФСР, Почетного работника высшего и профессионального образования РФ, Почетного гражданина Усть-Алданского улуса Портнягина И.С.
Только умелая организация совместной работы школы и семьи позволит школе иметь родителей - педагогических союзников, доброжелательных, заинтересованных помощников. Только такая система воспитания обеспечит гармоничное развитие ребенка.
В заключении представляю разработанный в 2007 году мной совместно с родителями модель выпускника 2010 года Бейдигинской СОШ,: самостоятельный; коммуникабельный; справедливый; самокритичный; духовно богатый; нравственно развитый; физически здоровый; трудолюбивый; самоопределившийся в будущей профессии; любящий свою Родину.
Действительно, именно мы, педагоги, должны формировать у учащихся представление о здоровом образе жизни, помочь им найти свое место в обществе. Хочется верить, что знания и навыки, приобретенные в стенах родной школы, помогут выпускникам достойно показать себя в обществе, не поддаваться соблазнам, найти правильный путь в жизни.
Ф.В.Габышева в своем докладе "Современная школа и здоровье детей" подчеркивает, "что цель у нас одна - формирование и укрепление здоровья детей". Действительно, перед учителями стоит задача воспитания у учащихся потребности в здоровье, формирования у них понимания сущности здорового образа и смысла жизни.
В связи с этим становится не только желанным, но и необходимым при преподавании школьных дисциплин осуществлять валеологический подход.
Вот уже несколько лет я работаю над проблемной темой "Валеологический подход в процессе обучения русскому языку в якутской школе".
В современной школе процесс обучения и воспитания должен проводиться на основе здоровьесберегающих технологий, в условиях, благоприятных для состояния здоровья обучающихся. Мы, педагоги, обязаны формировать у школьников ценностное отношение к своему здоровью и приобщить их к здоровому образу жизни.
Как считают специалисты, одной из причин ухудшения здоровья школьников является их переутомление в школе. Во избежание всего этого всем учителям-предметникам необходимо ежедневно думать над рациональной организацией урока, грамотно учитывая физиологические требования и критерии, структурировать время урока. Количества видов учебной деятельности должно быть много (письмо, чтение, слушание, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, пересказ, устное и письменное выполнение упражнений и др.), и они должны часто чередоваться. Вид преподавания тоже должен быть разнообразным: словесный, наглядный, аудиовизуальный через технические средства обучения, самостоятельная, творческая работа. Формы уроков время от времени должны чередоваться. Очень полезны и продуктивны нестандартные и интегрированные уроки.
Необходимо также соблюдать гигиену чтения и письма. Не должны забывать, что длительность непрерывного письма должна быть ограничена и составлять для учащегося 7-10 лет - 15 минут, 13-15 лет - 20 минут, 16-18 лет - 25-30 минут. Оптимальная продолжительность непрерывного чтения для учащихся разных классов так же различна: 1-4 классы - 10-15 минут, 5-8 - 25-30 минут, 9-11 - 45 минут.
Снижение учебной активности школьников - показатель утомления. Чтобы сохранить высокую работоспособность на протяжении урока, необходимо проводить физкультминутки и гимнастику для глаз, которые должны проводиться с целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения. Исследователи утверждают, что "физкультминутки совершенно необходимы на предпоследнем уроке в средних классах и весьма рекомендуемы на предпоследнем и последнем уроках в старших классах".
Но нельзя все время ограничиваться только физическими упражнениями. Можно проводить игры-минутки, которые, кстати, очень нравятся и старшеклассникам.
Формирование здорового образа жизни у учащихся - это предпосылка здорового начала у будущей семьи, которая должна родить и воспитать последующие поколения, детей здоровых и разумных, которые будут олицетворять нацию.
В материалы уроков я стараюсь включать тексты, содержащие поучительное значение о смысле жизни, о сохранении здоровья, ведении здорового образа жизни. Уже в пятом классе ученики могут делать выводы, что здоровье формирует и сохраняет сам человек, что он ответственен за свое настроение, отношение с другими людьми. Нужно проводить беседы на следующие темы: "Какими способами можно достигнуть здорового образа жизни?", "Я и мое здоровье", "Я выбираю здоровый образ жизни" и др.
К урокам русского языка составляю дидактические материалы валеологического содержания, которые имеют полезные для здоровья человека советы, помогают отказаться от вредных привычек, овладеть знаниями, на основе которых можно грамотно, безопасно и с пользой для здоровья начать вести здоровый образ жизни.
Учитывая, что в комплексе с другими воспитательными методами игра способствует активизации коллективной творческой деятельности, формированию умения вариативных решений, укрепляет веру в собственные творческие силы, повышает интеллектуальный потенциал, время от времени стараюсь проводить нестандартные уроки, уроки-игры или включать в материалы уроков игровые элементы.
Г.К.Зайцев утверждает, что "в подростковом (переходном) возрасте доминирующее значение сохраняют вспомогательные потребности в свободе и вооруженности и актуализируются преимущественно идеальные потребности в самопознании и поиске смысла. Отсюда ведущими для подростков становятся рефлексивная и смысло-творческая деятельность, направленные на осознание своей ценности и индивидуальности".
Большое значение следует придавать самостоятельной работе учащихся. Они могут выступать с рефератами, докладами, писать сочинения на следующие темы: "Моя семья", "Я и мое будущее", "Моя будущая профессия", "В чем я вижу смысл моей жизни", "Мои замечательные предки", "Что такое настоящая дружба?" и др. В процессе такого рода работы ученик развивает свои способности, познает собственное "я", безошибочно самоопределяется в жизни.
Для ориентира здоровья существенное значение может иметь известная модель, которая сообщается педагогом. Такими моделями могут служить и нормы поведения и состояния родителей, педагогов, знаменитых деятелей науки, искусства.
Все мы хорошо знаем, что в истории русской культуры проблема нравственности человечества всегда занимала видное место. В этом огромная роль русских просветителей А.Н.Радищева, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Н.Г.Чернышевского и таких писателей как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, А.М.Горький и др. Образами своих героев и остротой публицистических произведений
они раскрывали глубинную сущность человека, его нравственный, моральный облик, его великую историческую миссию на земле. В этом плане много поучительного и в произведениях писателей родной якутской литературы. Например, выдающийся писатель ХХ-го столетия А.Е.Кулаковский в своих произведениях "Арыгы", "Итирик бурсуй ырыата" и других показал ужасные последствия употребления алкоголя, духовное разложение человека. А замечательный якутский народный писатель, мыслитель, общественный деятель, долгожитель Якутии, проживший до 99 лет и до конца своей жизни творивший во имя процветания культуры якутского народа, Д.К.Сивцев-Суорун Омоллоон, своей жизнестойкостью, трудолюбием, своими жизнеутверждающими произведениями по праву является примером для молодого поколения.
На уроках литературы можно предложить произведения, которые помогли бы школьникам порассуждать над своим характером, над смыслом своей жизни. И через художественное произведение можно проводить антиалкогольное, антинаркотическое воспитание, и это, на мой взгляд, самое эффективное средство профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ
С целью демонстрации губительного действия наркотиков, алкоголя и табакокурения на здоровье отдельного человека и всего общества необходимо опираться на произведения или эпизоды произведений, в которых затрагиваются эти проблемы. Например, при изучении "Железной дороги" Н.А.Некрасова нужно обратить внимание на реакцию рабочих, которым подрядчик вместо расплаты за труд сказал: "Бочку вина выставляю и недоимку дарю". Задаются вопросы: Почему рабочие обрадовались, хотя их явно обманул подрядчик? Почему подрядчик выбрал бочку вина в качестве подарка рабочим?
При чтении комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" следует обратить внимание на клеветнические обвинения Чацкого в пьянстве, в том, что он пьет "бочками сороковыми". Видно, это являлось убедительным доводом, поскольку других причин для обвинения его сумасшедшим выдумать не удалось. К тому же пьянство, по мнению клеветников, является дополнительным компрометирующим обстоятельством. Это свидетельствует о том, что последствия пьянства были широко известны в России много лет назад. Задается вопрос: Почему среди клеветнических высказываний в адрес Чацкого звучит обвинение в пьянстве?
Поучительны рассказы А.П.Чехова. Гвоздиков, главный герой рассказа "Свидание хотя и состоялось, но:", получив письмо от любимой девушки Сони, в ожидании свидания решил скоротать время и выпить пива. По мере опьянения в его голове сначала появляются мысли о собственном величии, а потом он напивается так, что не узнает свою девушку и устраивает ей скандал. На следующий день он смутно вспоминает события прошедшего дня. Любимая девушка, оскорбленная им, не желает его видеть.
В целом ряде произведений великого русского писателя Л.Н.Толстого находят свое отражение проблемы, связанные с пьянством и наркотиками, которые, не являясь основной темой, органично вплетаются в канву повествования. Это романы "Воскресение", "Анна Каренина", рассказ "Смерть Ивана Ильича" и др.
С последующим валеологическим анализом можно обращаться и к произведениям современных русских писателей и поэтов.
Таким образом, главная педагогическая задача должна состоять в том, чтобы помочь учащимся познать собственное "я", найти правильную дорогу в жизни, воспитать у них потребность в здоровье. А формирование здорового образа жизни у ученика предполагает такую валеологическую стратегию образования, когда у субъектов обучения вырабатывается потребность к поискам путей к здоровому образу жизни на основе приобретенных на уроке знаний. И лингвистическое образование может оказать благотворное влияние на здоровье школьников, если преподавание строится с учетом валеологического подхода к обучению и воспитанию учащихся. С этой целью учебная программа должна включать в себя языковой и литературный валеологический материал. Вместо того чтобы многократно повторять детям о вреде курения или алкоголя, об охране здоровья, эффективно прочитать об этом небольшой текст или произведение, проводить беседу или предложить написать сочинение по данной проблеме.
В заключение хочется пожелать, чтобы каждый учитель-предметник заботился о здоровье своих учеников, грамотно организовывая учебный процесс, внедряя методики преподавания учебных дисциплин, которые должны строиться на здоровьесберегающих технологиях. А каждому классному руководителю необходимо создать в коллективе благоприятный психологический микроклимат, а также формировать у обучающихся ценностное отношение к своему здоровью. Также нужно провести просветительскую работу с родителями, так как многие вопросы сохранения и улучшения здоровья учащихся образовательное учреждение и родители должны решать совместно. Тогда у нас будут здоровые, активные и умные ученики и хорошие прочные знания учебных дисциплин.