Тему Якутии в русской литературе освещали те писатели, которые сами непосредственно побывали здесь. В своих произведениях они передавали то, живыми свидетелями чего являются сами. Из русских писателей, которые первыми побывали в Якутии были декабристы А.Бестужев-Марлинский (1797-1837) и Н.Чижов (1799-1840). В Якутии побывали писатели М.Александров, И.Калашников, Д.Давыдов. Им созданы "Якут Манчаары", "Тыгынов ысыах", "Славное море - озеро Байкал", "Амулет", "Тунгус" и другие.
Во второй половине XIX века якутская тема нашла отражение в творчестве И.А.Гончарова, Н.Г.Чернышевского. С якутами Гончаров впервые встретился в Аяне. Писатель подчеркивает талантливость и одаренность якутов, их склонность к искусству. Чернышевский томился в Вилюйске 12 лет. Он сочувственно относился к якутской бедноте. С Якутией связано и имя замечательного русского писателя Владимира Галактионовича Короленко. В 1881 году он был выслан в далекую Якутскую область. Причиной послужил отказ принять присягу новому царю Александру III. 24 ноября того же года Короленко в сопровождении двух жандармов был доставлен в г. Якутск, а затем в захолустную слободу Амга.
В это время она представляла собой небольшой поселок со сплошь неграмотным населением, состоявшим из якутов и русских крестьян. Слобода Амга служила удобным местом ссылки политических преступников. Здесь вместе с Короленко побывали в ссылке Н.В.Васильев, М.А.Ромась, М.А,Натансон, Н.С.Тютчев, И.И.Панин, И.Я.Войнштейн, О.В.Антекман и другие.
В Амге он поселился в доме крестьянина-бедняка Захара Цыкунова. За период пребывания в слободе Короленко занимался сельским хозяйством, изучая якутский язык и якутское устное народное творчество, интересовался бытом и жизнью окружающих его людей.
Имея горячее желание помочь местному населению, принести ему пользу, Короленко приступил к педагогической деятельности. Он был частым гостем в доме вдовы Т.А. Афанасьевой, у которой было трое маленьких детей. Короленко проявлял большую заботу об этих малышах, играл с ними, рассказывал им сказки, разучивая им стихи, песни, частушки, гулял с ними в поле, в лесу.
Впоследствии один из учеников Короленко Н.Е.Афанасьев, тепло вспоминая о своем первом учителе, писал следующее: "Владимир Галактионович бывал у нас постоянно, каждый вечер, и почти всегда я и моя сестра Таня, его любимица: садились немедленно около него, нередко взбирались на колени, теребили, тормошили, заставляли рассказывать, рисовать, показывать разные шутки, словом, не давали ни минуты покоя".
Через год после прибытия в Амгу в 1882 году Короленко открывает начальную школу для детей села. В этой школе учились трое детей Т.А.Афанасьевой, сыновья вдового священника и торговца без лавочки.
Как вспоминает Т.А.Афанасьева, Короленко принимал детей в свою школу "очень радушно и, можно сказать, прямо очаровательно. Сразу же согласился взять уроки, причем отказался от всякой платы". Бывший ученик Короленко позже вспоминал о школьных годах: "Нашей первой книгой было "Водное слово" Ушинского, за ним последовали детские журналы "Родник", "Детское чтение", сборник русских сказок и собраний стихотворений Некрасова, даже длинные, мы знали наизусть"
Короленко широко использовал произведения русских писателей и поэтов в целях расширения кругозора, развития речи и памяти учащихся. Замечательный учитель давал детям прочные знания и навыки русской речи в пределах программы начальной школы, прививал любовь к литературе, истории, географии. Систематические занятия с детьми, искреннее желание помочь детям якутской бедноты принесли ему успех и известность, как талантливого педагога и воспитателя.
Ему всегда было приятно заниматься с детьми. "По вечерам, - писал он впоследствии, - было приятно писать в уединении среди полной тишины: По утрам - заниматься с мальчиками".
Бывшие ученики Владимира Галактионовича, получив подготовку, успешно учились и в дальнейшем.
Один из его учеников Н.Е.Афанасьев стал учителем - видным методистом. Он посвятил всю свою жизнь просвещению и образованию народов Якутии. Как опытный педагог и методист, Н.Е.Афанасьев написал и издал свыше 25 названий программ, учебников и методических пособий для якутских и эвенских школ. За многолетнюю и плодотворную педагогическую деятельность Н.Е.Афанасьеву было присвоено Почетное звание заслуженного учителя Якутской АССР.
В 1883 году по окончании срока ссылки Короленко вернулся на родину. В течение длительного времени он переписывался со своими учениками. Писатель в своих письмах давал советы, радовался их успехам, высылал им книги. В одном из писем он писал: "Милые мои детки Таня, Ганя и Коля. Спасибо, что не забываете своего учителя. Я тоже часто вспоминаю и часто рассказываю своим маленьким племянникам, как вы ко мне приезжали и как Таня и Коля носили ведрами воду вдвоем, когда я был болен лихорадкой и не мог сам стряпать. Учитесь хорошенько и не забывайте меня, напишите, какие получили книжки отсюда. Я хочу знать, все ли дошли, какие я посылал. Скоро еще пошлю. Пока и крепко вас всех целую, милые мои детки. Ваш учитель Владимир Короленко".
Короленко был не только талантливым педагогом-воспитателем. В период его жизни в Амге развернулась настоящая творческая деятельность. Наблюдения над жизнью окружающих его людей, изучения характеров и быта крестьян дали богатый материал для создания прекрасных произведений. В Амге им были написаны такие рассказы, как "Сон Макара", "Соколинец", "Марусина заимка", которые принесли ему широкую известность. Впоследствии после выезда из Якутии были созданы такие произведения, как "Государевы ямщики", "Ат-Дабан", "Мороз", "Последний луч", "Огоньки", "Феодалы", "Белая пташка", "История моего современника". Во всех этих произведениях Короленко правдиво нарисовал своеобразную природу сурового края и мрачную, беспросветную жизнь его обитателей. Основное место в якутских рассказах Короленко занимают описания быта и жизни людей. Человек и его стремление к счастью всегда стояли в центре внимания этого писателя-гуманиста. Среди якутских рассказов исключительное место занимает "Сон Макара". В нем описана жизнь бедного крестьянина. Прототипом Макара является Захар Цыкунов, в доме которого Короленко проживал в Амге. Писатель дает обобщенный, правдивый образ якутской бедноты. Об обездоленном, голодном Макаре Короленко пишет следующее: "Да, его гоняли всю жизнь. Гоняли старосты и старшины, заседатели и исправники, требуя подати, гоняли нужда и голод, гоняли морозы и жары, дожди и засухи: Скотина идет вперед и смотрит в землю, не зная, куда ее гонят, и он так же".
Сила рассказа заключается в том, что автор не стремится вызвать жалость к этому забитому человеку, а показывает, как в нем пробуждается чувство человеческого достоинства, ненависть к своим угнетателям. Макар мечтает о лучшей доле, о счастье. Эта мечта была мечтой якутского народа о будущей свободной жизни без эксплуататоров.
Центральным местом всего рассказа является сцена "страшного суда". Здесь звучит мотив освобождения народа от социального гнета и торжества добра над злом. Каждое гневное слово Макара, которое он произносит перед Великим Тойоном - это протест против угнетения человека человеком. Выдающийся писатель-гуманист своим рассказом подчеркивает, что страшный гнев народа зреет и растет не только в Центральной России, но и во всех отдаленных национальных окраинах, в таких, как Якутия.
В "Записной книжке" Короленко сохранилась одна деталь рассказа, не попавшая в опубликованный текст. В нем говорится о готовности Макара вступить в активную борьбу за свое счастье. Весь рассказ полон глубокой любви к простому человеку-труженику.
Короленко проявлял особый интерес к якутскому устному народному творчеству, отмечая, что у якутов есть большая склонность к поэзии "Якут сразу изливает свои ощущения, без затруднений находит для них и рифмы и своеобразный ритм". Интерес к якутскому фольклору Короленко сохранил и после отъезда из Амги. Об этом свидетельствуют его письма Т.А.Афанасьевой. В одном из писем он пишет: "Будьте так добры, передайте моим товарищам просьбу: записать и переслать хоть несколько таких песен, сказок, "олонхо" по вашему переводу. Буду вам очень благодарен: У меня начат рассказ, и я не могу продолжать, не имея того, о чем теперь прошу". Им были записаны варианты исторических преданий о легендарных героях-разбойниках "Манчаары и Омуоча", предание о богатыре Омоллоне ("Омоллон"), которые впервые были опубликованы в книге "Сибирские очерки и рассказы". Короленко хорошо понимал по-якутски, свободно разговаривал с якутами. Знание якутского языка помогло ему широко познакомиться с устным творчеством народа и объективно оценить его.
После выезда из Якутска Короленко интересовался не только фольклором. Общий интерес к жизни всей Якутии писатель сохранил всю свою жизнь. В письмах к Татьяне Андреевне Афанасьевой, с которой он поддерживал переписку более сорока лет, просил сообщать ему обо всех событиях, происходящих в Якутии, об амгинских новостях. В письме от 8 февраля 1890 года он писал: "Напишите, пожалуйста, обо всем, что у вас там делается, кто теперь начальствует, кто из знакомых живет в Якутске, вообще все о Якутске и о ваших местах мне интересно".
В этом же письме, касаясь кровавой расправы над политссыльными в 1889 г. в Якутске, известной в истории под названием "Монастыревка", Короленко горестно замечает: "Да, громкое у вас случилось происшествие. Говорят, оно попало в заграничные газеты и наделало шуму в Европе".
Спустя девять лет после своего отъезда в письме к политссыльной Э.А.Улановской Короленко писал: "Если бы мне лично предложили жить в Америке или в Якутской области (разумеется, с правом приличного передвижения) - поверите ли Вы, что я бы вероятнее всего выбрал бы последнее". Писатель здесь высказывает свою глубокую сыновнюю любовь к родной земле, к России.
О годах, проведенных в Якутии, у Короленко сложилось самое приятное воспоминание. Он был связан с ней до последних дней своей жизни. В письмах знакомым Короленко сообщал много новостей из другого, широкого мира, в котором он жил. Амгинцев он регулярно снабжал своими якутскими произведениями, высылая им журналы "Русская мысль", "Новое время", "Северный вестник", "Русские ведомости" и другие. В 1914 году в дар Якутской городской публичной библиотеки (Республиканской научной библиотеки им. А.С.Пушкина) Короленко прислал 14 томов своих сочинений.
Таким образом, литературная и педагогическая деятельность В.Г.Короленко имеет поистине историческое значение. Как педагог, он воспитал таких работников народного образования, как Н.Е.Афанасьев, сделавшего много для просвещения северных народов, а как писатель, оставил классические художественные произведения, по которым все, особенно молодежь, всегда будут изучать прошлое Якутии, жизнь ее народов до революции, знакомиться с суровой природой северного края.
Отмечая большие заслуги В.Г.Короленко как художника слова, педагога и защитника интересов малых народов, якутяне бережно хранят светлую память о замечательном сыне нашей Родины, выдающемся представителе передовой русской культуры.
Использованная литература:
- Труды историко-филологического факультета, выпуск 1. Якутск 1982.
- П.И.Егоров, Русские писатели о Якутии, часть 2. Якутск 1982.
- Н.П.Канаев, Русско-якутские литературные связи Якутск 1965.