Цель: Через исследование событий помочь осмыслить конфликт рассказа.
Задачи.
Образовательная:
- знакомство с творчеством В. Солоухина;
- самостоятельное осмысление учащимися событий в их взаимосвязи, характеров героев.
Развивающая:
- развитие навыков критического мышления, мотивации выбора решения;
- обогащение опыта эмоциональных переживаний учащихся;
- развитие устной и письменной речи учащихся, умение работать с таблицей.
Воспитательная: воспитание думающих, отвечающих за свои поступки людей, умеющих радоваться победе над самим собой.
Д/з:
1. В. Солоухин. Рассказ “Мститель” - не дочитывать до конца 2 абзаца.
2. Тип урока - углубление и корректировка восприятия произведения в процессе его анализа.
4. Вид - развитие критического мышления.
5. Методы обучения - аналитически – оценочный, поисковый.
6. Формы работы учащихся - работа в парах; работа с таблицей и художественным текстом, выразительное чтение, беседа.
7. Самооценка, взаимооценка.
8. Художественный программный текст, таблица “Стратегия
критического мышления”.
9. “Обучение жизненно – важным навыкам”, Н. П. Майорова, Е.Е. Чепурных, С.М. Шурухт. С.- П., Образование – культура , 2002 год.
План урока.
1. Вступительное слово - 2-3 мин.
2.Беседа с классом - 4 мин.
3. Аналитическая работа по тексту - 20- 22 мин.
4. Выразительное чтение рассказа - 4 мин.
5. Рефлексия - 6-7 мин.
6. Вывод - 3 мин.
7. Итог - 2 мин.
8. Д/з. - 1 мин.
Ход урока
Детство не только яркая,
но и очень ответственная пора.
В. Солоухин
Вопросы к уроку: (запись на доске)
- На что похожа месть?
- Почему рассказ назван “Мститель”?
I. Слово учителя о писателе. (Используется вступительная статья учебника литературы )
II. Беседа с классом.
- Какого цвета ваше настроение? / учащихся на партах цветные лепестки из бумаги, они приклеивают их на общий лист в виде цветка. Значение цветов дети уже знают. Если нет - есть возможность сейчас об этом поговорить/.
(Значение цветов: Синий - умение сопереживать, жёлтый – изменчивость, красный – воля к победе, зелёный – упорство, способность к критическому анализу, фиолетовый – желание нравится, коричневый – отсутствие удовлетворённости, чёрный – болезненность переживаний, белый – ожидание изменений.)
- Какие ассоциации вызывает у вас слова месть, мститель? (Месть - намеренное причинение зла с целью отомстить за обиду)
- Знакомо ли вам чувство, которое испытывает герой в начале рассказа?
- Бывали ли в вашей жизни подобные ситуации? Каким был их финал?
Работа с эпиграфом
- Согласны ли вы с высказыванием Солоухина о роли детства в жизни человека?
III. Аналитическая работа по тексту (с применением таблицы “Стратегия критического мышления”) - работа в парах.
1. Выделите в тексте проблему
(Внутренний конфликт: желание отомстить – нежелание бить доверчивого приятеля, т.е. детская обида - умение прощать, принять правильное, мудрое решение).
2. Опишите проблему
Вспомогательные вопросы:
- Кто из героев вам более симпатичен?
- Почему? Каковы герои?
- Витька. Потому что он наблюдателен, находчив, с ним интересно, он многое умеет, доверчив.
- Рассказчик. Потому что он, хоть и обидчив, но горд, не любит плакать, не умеет бить беззащитного, умеет принимать правильные решения, умеет видеть красоту простых вещей.)
Итак: В чём проблема героя?
(Рассказчик хочет отомстить за обиду, но всё время отодвигает, оттягивает этот момент.)
3. Определение вариантов решения проблемы
(А) побить Б) простить)
4. Решение проблемы
Вспомогательные вопросы:
- Какой из вариантов, на ваш взгляд, наилучший? Почему? (Простить, потому что при мысли о мести у Витьки “под ложечкой начинает ныть и сосать”. Он радуется любой отсрочке мести.)
- Как поступили бы вы?
- Что лежало в основе плана мести героя? (Обман)
- Назовите этапы решения проблемы рассказчиком. (1. Обида. 2. “Злодейский замысел”. 3. Искусственное разжигание обиды. 4. Интерес к предложениям Витьки. 5. Общие интересы.)
IV. Выразительное чтение рассказа до конца
5. Рефлексия
- Был ли финал рассказа неожиданным для вас?
- Что помогло тебе принять решение, близкое к авторскому? (Почему ты ошибся?)
- Назовите подсказки автора. (Витька поверил в искренность приглашения, рассказчик дал слово. С Витькой интересно, в лесу так красиво и хорошо, прогулка весела и приятна – жизнь хороша, в ней нет места обидам и мести.)
V. Вывод
- Почему рассказ назван “Мститель”? (В названии звучит авторская ирония: несочетаемость грозного названия и финальной фразы: “Мне делается легко и приятно от принятого решения не бить Витьку” …)
- Довольны ли вы таким финалом? (Выбор решения - важный момент в жизни каждого человека. Правильный выбор нужно учиться делать с детства. Витька - молодец. Он помог разобраться в своих чувствах рассказчику, который может теперь себя уважать.)
- Изменился ли цвет вашего отношения к героям? Наклейте лепестки нового цветка.
- Чем он отличается от прежнего? Почему?
VI. Итог
- Оцените свою работу на уроке. Поставьте оценку в таблицу.
- Сделайте комплимент тому ученику, чьи ответы вам понравились больше всех (3-4 уч-ся)
Д/з: Дать ответ на вопрос: На что похожа месть?
или
Какие уроки извлёк рассказчик из этой истории?
Стратегия решения проблем
(приёмы критического мышления )
Шаг | Содержание работы с текстом | Мои наблюдения |
1. | Выделите в тексте проблему (Какой главный вопрос должны решить герои?) | |
2. | Опишите её. (Выявите суть вопроса). Какой важной информацией снабдил вас автор? | |
3. | Определите варианты подходов к решению проблемы. (Каковы, на ваш взгляд, два главных способа выхода из создавшейся ситуации?) | |
4. | Действуйте. (Предложите решение.) Какой из выбранных вами способов наилучший? Почему? | |
5. | Сделайте вывод: 1) Было ли у вас решение, близкое к авторскому? 2) Что помогло вам принять решение (информация в тексте, собственные дополнительные знания) 3) Что помешало (невнимательно читал, не проанализировал ситуацию, не хватило фантазии, знаний, собственного опыта.)? |