Задачи урока:
Личностные
- совершенствование духовно-нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе;
- совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации.
Метапредметные
- развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу;
- развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы;
- развивать умение работать с разными источниками информации.
Предметные
- развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;
- развивать умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
- развивать умение понимать и формулировать тему и идею произведения, нравственный пафос произведения;
- развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- закрепление умения понимать авторскую позицию и формулировать свою позицию по отношению к ней;
- закрепление навыка отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог
- закрепление умения писать сочинение, связанное с проблематикой изученного произведения.
Ход урока
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как........ пустыня.
И как алтарь без божества.
А.С. ПушкинЧетыре подпорки у человека в жизни:
дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе
править праздники и будни, и земля,
на которой стоит твой дом.
В.Г. Распутин
1. Постановка задачи урока.
- Анализируя повесть В.Г. Распутина, мы должны выявить философский, символический и экологический аспекты произведения.
2. Слово о писателе. Приложение 1
3. Образ Матёры
- Каков сюжет повести?
(История затопления расположенного на острове сибирского села Матёры)
- Прочитайте описание Матёры. (2 глава)
- Матёра – матёрый, мать, материк.
Матёрый –
- полный сил, крепкий, достигший полной зрелости;
- опытный, знающий;
- неисправимый, отъявленный
МАТЕРЫЙ или матерой, матерущий (по словарю В.И. Даля) - большой, высокий, огромный; толстый, плотный, здоровенный, дородный, дебелый, тучный; взрослый, возмужалый, на возрасте, не малый.
- Если остров должен быть затоплен, зачем рассказывать читателю историю Матёры?
(Как у людей есть прошлое, есть предки, есть прошлое и у земли. Чем больше знаешь ты знаешь о человеке, о родной земле, тем они ближе тебе и дороже. Гибель Матёры – это тяжёлое время для многих жителей деревни. А тяжёлое время – это время испытаний человека. Характер, душа обнажаются в эти моменты)
- Прочитайте историю Матёры. (1 глава)
- Повесть начинается с описания Матёры весной. Что осталось неизменным, а что поменялось? Какой характер носят это перемены?
4. Атлантида (Рассказ подготовленного ученика) Приложение 2
- Есть ли связь между Атлантидой и Матёрой?
- Как погибла Атлантида?
(Люди стали эгоистичнее, более алчными.)
- Почему судьбу Матёры можно сравнить с судьбой Атлантиды?
(Строительство ГЭС привело к затоплению Матёры)
- Жители Матёры похожи на атлантов? (нет)
5. Иркутская ГЭС (Рассказ подготовленного ученика) Приложение 3
6. Отношение к “малой родине”, к Матёре (дом. задание по группам)
1 группа
- Как относятся к происходящему? Дарья (гл. 14), Настасья (гл. 7)
2 и 3 группы
- Как относятся молодые к происходящему? Петруха (гл.2), Павел (гл. 9,22), Андрей (гл. 12), Клавка Стригунова (гл. 13), санитарные бригады (гл. 3), Воронцов (гл. 3)
4 группа
- Почему Дарья вспоминает родителей? Что Дарья думает о человеке? (гл. 4)
- Прочитайте сцену, когда в конце повести Дарья приходит на кладбище. Почему в этом эпизоде много вопросов? (гл. 18)
- Какова история жизни Дарьи? (гл. 5) Зачем автор её рассказывает читателям?
5 группа
- Каковы точки зрения Дарьи и её внука Андрея на место человека в мире? (гл. 12)
- В чём суть спора Дарьи и Андрея в 13 гл.?
- О чём больше всего горюет Дарья при отъезде Андрея? (гл. 15)
Таблица. Приложение 4
Вывод
Столкновение “отцов” и “детей” переходит в столкновение добра и зла, нравственной чистоты и нравственного оскудения, убожества. Мы понимаем, что писатель сокрушается не просто о том, что старое сменяется новым, а о том, что уходит или может уйти навсегда, о потере нравственности, которую нельзя будет восполнить. В этом заключается философский смысл повести.
- Какие противопоставленные образы можно выявить в повести?
- жители Матёры – представители власти
- природа – цивилизация
- деревня – город
- Какой вывод можно сделать на основе этих сопоставления этих образов?
7. Стихотворение Станислава Куняева “Валентину Распутину”. Приложение 5
- О чем это стихотворение? Почему автор говорит: “У каждого из нас своя Матера”? (Матера – символ “малой родины” человека, символ совести и нравственной чистоты людей).
8. Символический аспект повести
- Итак, мы заговорили о символах. А что такое “символ”?
(Знак, предмет, образ , несущий определенную смысловую нагрузку).
- Посмотрим, какие символы есть в повести “Прощание с Матерой” и попытаемся разобраться, что они означают.
- В чём символическое значение образа Ангары? (гл. 4) Описания сенокоса? (гл. 11) Сцены уборки избы? (гл. 20)
- Каково символическое значение образа огня? (гл. 8, 18, 22) Образа лиственя? (гл. 19) Образа хозяина? (гл. 6)
Образ огня (Рассказ подготовленного ученика) Приложение 6
Образ лиственя (Рассказ подготовленного ученика) Приложение 7
Хозяин (Рассказ подготовленного ученика) Приложение 8
Матёра – деревня, остров на Ангаре, родная земля, родина, мать.
9. Итоги
- Прочитайте мнение автора о связи поколений. (гл. 13)
- Как вы понимаете смысл финала повести?
10. Слово учителя.
Символы помогают нам понять авторский замысел. Мы видим, какую дополнительную смысловую нагрузку несут образы огня, дерева, острова.
В повести много традиционных символов, однако иногда они приобретают иное звучание. Образ весны знаменует не начало расцвета, не пробуждение, а последнюю вспышку жизни.
Символичен образ Дома. Он изображен одухотворенным, живым. Перед неизбежным пожаром Дарья убирает Дом, как убирают покойника перед похоронами.
Трагическим завершением повествования является ощущение конца света; герои, оставшиеся последними на острове, чувствуют себя “неживыми”, брошенными в разверстой пустоте”.
Вот такой глубокий подтекст спрятан в повести “Прощание с Матёрой”.
Кроме философских вопросов Распутин поднимает и актуальнейшую проблему наших дней – экологическую. Это касается не только нашей страны. Все человечество волнует вопрос: каковы будут последствия научно- технического прогресса, цивилизации в целом? Глобальные проблемы, поднятые писателями, исследуются учёными, принимаются во внимание практиками. Сейчас уже ясно, что главная задача человечества – сохранить жизнь на Земле.
- Как вы думаете, от чего зависит отношение человека к природе?
(От воспитания, от любви к родине, от уважения к самому себе и другим людям).
- Есть такой термин “экология души”. Как вы его понимаете?
(Охрана нравственной, духовной чистоты людей).
- Связаны ли между собой экология природы и “экология души”?
(Да. Если человек осознает себя частичкой народа, общества, истории, чувствует благодарность к предкам и ответственность за потомков, он будет пытаться сохранить Землю, родину, дом для них.)
Писатель изначально ставит в своем произведении проблемы духовные, влекущие за собой проблемы материальные.
Завершая сегодняшний урок по повести В.Распутина "Прощание с Матёрой", попытаемся, каждый для себя, выделить главное: что нам дала встреча с Матёрой? Заставила ли задуматься над вопросами нравственности: о бережном отношении к малой родине, Родине, об отношении к предкам, о назначении человека; или же вас больше взволновала экологическая проблема? Тем не менее произведение Распутина – кладезь мудрых мыслей, бесконечный поиск ответов на философские вопросы. Я уверена, что ни один из вас не остался равнодушен к героям повести Распутина.
11. Высказывания о природе. Приложение 9
- Какое высказывание подходит к повести больше всего? Аргументируйте своё мнение.
12. Домашнее задание
Подготовиться к сочинению по повести Распутина “Прощание с Матерой” (составить развернутый план)
Список литературы
- Распутин В.Г. Прощание с Матёрой. – М. “Молодая гвардия”, - 1980.
- Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс 2 полугодие, - М.: ВАКО, 2008.
- ru.wikipedia.org/wiki/Распутин, Вал.
- rus-vost.irk.ru/stixi-posvyashhenny.
- librero.ru/article/myth/org/ cim/
- belovlas.narod.ru/medieval/slavian-...
- ru.wikipedia.org/wiki/Всемирный пот.
- ru.wikipedia.org/wiki/Атлантида.