В.А.Осеева "Почему"

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии

Класс: 2

Ключевые слова: литературное чтение, В.А.Осеева «Почему», В.А.Осеева


Класс: 2.

Планируемые результаты:

1. Личностные

  • Воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение
  • Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
  • Уважать мнение одноклассников.
  • Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.

2. Регулятивные:

  • Принимать и сохранять учебную задачу, определять область знания и незнания, способа действий;
  • Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
  • Оценивать степень выполнения заданий.

3. Познавательные:

  • Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
  • Находить части текста и самостоятельно выстраивать их в нужной последовательности.
  • Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
  • Совершенствовать умение работать с текстом, формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию и делать выводы.

4. Коммуникативные:

  • Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, формулировать собственное мнение и позицию на события, поступки.
  • Читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное.
  • Сотрудничать в совместном решении задач, контролировать свои действия и действия партнёра.

Оборудование: проектор, экран, колонки, презентация, учебник, оценочные листы на каждого ученика, карточки-задания для работы в группе, толковые словари, презентация

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся

Игра «Доброе утро»

Доброе утро, девочкам!
Доброе утро, мальчики!
Доброе утро те, у кого сейчас хорошее настроение!
Доброе утро те, кто сегодня будет стараться хорошо работать на уроке!
Улыбнитесь друг другу. Улыбка творит чудеса!

II. Речевая разминка

1) - Прочитайте «птичьим базаром» стихотворение.

Пусть в чаще свирепые хищники воют.
Тебе не страшны никакие враги.
- Не бойся, мы рядом - тебя успокоят
Мордочка, хвост и четыре ноги.

- Кого автор называет «мордочка, хвост и четыре ноги»?

2) - Чтение с дирижированием.

III. Актуализация. Целеполагание

Почему на небе тучи?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает
До ладошки долетая?
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно надо не лениться,
А учиться и учиться!

- Какое вопросительное слово часто звучит в этом стихотворении?

«Почему?» – это название нового рассказа.

- Рассказ имеет очень интересное название – это вопрос.

- Когда мы задаём вопрос «почему?»

- Когда хотим выяснить причину поступка, события.

- Мы не раз сегодня на уроке обратимся к этому вопросу и будем искать на него ответ.

- Узнайте по моим фразам автора этого произведения.

Задание «Дальше, дальше…»

- Она мечтала стать актрисой.

- В семье её называли чёрным принцем.

- В детстве любила петь цыганские романсы.

- Работала воспитателем в приёмнике для детей-беспризорников.

- Кто автор рассказа «Почему?»

- Валентина Александровна Осеева.

- Назовите тему нашего урока.
- А перед тем как мы определим учебную задачу, прослушайте письмо-обращение В.Осеевой к своим читателям-детям.

«Дорогие ребята!

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

— Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

— Не знаю. Я о нём не думала.

Мама очень огорчилась:

«— Мало уметь читать, надо уметь думать», — сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных.»

- Как советует читать рассказы Осеева?

- Пользуясь опорными словами, поставьте учебные задачи.

Познакомимся с произведением ________________________________ .

Будем учиться читать __________________, отвечать на ___________ ,

размышлять о поступках ____________________ .

IV. Прогнозирование содержания рассказа

Задание «Мозговой штурм»

- Прочитайте слова и предположите о чём пойдёт речь в рассказе.

собака, мальчик, мама, разбитая чашка, почему

V. Знакомство с произведением (чтение с пометами)

- Читаем 1 часть стр. 96-97 (по цепочке)

- Возьмите в руки карандаши и помечайте непонятные слова, выражения простым карандашом.

Словарная работа:

  • Черепки - обломки разбитого глиняного фарфорового изделия.
  • Отдали увеличивать – сделали фотографию большего размера.

Задание «Да-нет».

- Отвечаем на вопросы знаками +, -.

1

2

3

4

5

  • Мальчик с собакой были в столовой.
  • В рассказе собаку звали Бим.
  • Когда мальчик раскачивался на стуле, ему показалось, что папа ему грозит пальцем с фотографии.
  • Мальчик разбил розовую чашку с золотым ободком.
  • Мама сильно расстроилась, увидев разбитую чашку.

Оцените свою работу в листе самооценки.

Лист самооценки_______________________________________

Да-нет

Выборочное чтение

Вопросы

Иллюстрация

Пословицы

Ваш результат

- Прочитав 1 часть, мы можем предположить, о чём спрашивает автор в названии рассказа? (Почему мальчик не сказал правду? Почему так сильно расстроилась мама? и др.)

- Ответьте на эти вопросы.

- Предположите, скажет ли честно мальчик маме, что случилось?

VI. Физминутка

VII. Продолжение знакомства с произведением (чтение с пометами)

- Помечайте карандашом непонятные слова, выражения.

- Читаем 2 часть стр.97-99 – чтение по слову «стоп».

Словарная работа: язык заплетался, горько повторяла.

- Догадалась ли мама, кто разбил чашку?

– Пыталась ли она помочь сыну сказать правду?

– Как вы думаете, почему мама выгнала Бума?

- Прочитав 2 часть рассказа, какие ещё почему задаёт автор читателю. (Почему сын так и не сказал правду маме? Почему мама наказала Бума, а не мальчика? Почему не ругала сына?)

- Ответьте на эти вопросы.

Оцените свою работу над вопросами в листе самооценки.

VIII. Работа в группах

1 группа: Соберите картинки и найди предложения из текста, подходящие к ней.

2 группа: Определите последовательность событий в прочитанной части рассказа и составьте картинный план.

3 группа: Составьте пословицы и выбери ту, которая подходит к нашему рассказу. Объясни свой выбор на примере.

Выступление групп.

Оцените работу каждого ученика в группе в листе самооценки.

IX. Самооценка своей деятельности

- Ребята, вернемся к задачам урока. Все ли удалось нам реализовать?

- Возникают ещё вопросы:

  • Узнает ли мама правду?
  • Признается ли мальчик в сделанном поступке?
  • Вернут ли Бума в дом?

- Хотелось бы вам узнать ответы на эти вопросы?

- Ответить на эти вопросы мы сможем на следующем уроке.

X. Итог. Рефлексия

- Напишите одно СМС сообщение на телефоне.

  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я почувствовал, что…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Мне захотелось…

XI. Домашнее задание

Придумать «тонкие» и «толстые» вопросы по прочитанной части рассказа.