Класс: 2.
Планируемые результаты:
1. Личностные
- Воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение
- Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
- Уважать мнение одноклассников.
- Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.
2. Регулятивные:
- Принимать и сохранять учебную задачу, определять область знания и незнания, способа действий;
- Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
- Оценивать степень выполнения заданий.
3. Познавательные:
- Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
- Находить части текста и самостоятельно выстраивать их в нужной последовательности.
- Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
- Совершенствовать умение работать с текстом, формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию и делать выводы.
4. Коммуникативные:
- Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, формулировать собственное мнение и позицию на события, поступки.
- Читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное.
- Сотрудничать в совместном решении задач, контролировать свои действия и действия партнёра.
Оборудование: проектор, экран, колонки, презентация, учебник, оценочные листы на каждого ученика, карточки-задания для работы в группе, толковые словари, презентация
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся
Игра «Доброе утро»
Доброе утро, девочкам!
Доброе утро, мальчики!
Доброе утро те, у кого сейчас хорошее настроение!
Доброе утро те, кто сегодня будет стараться хорошо работать на уроке!
Улыбнитесь друг другу. Улыбка творит чудеса!
II. Речевая разминка
1) - Прочитайте «птичьим базаром» стихотворение.
Пусть в чаще свирепые хищники воют.
Тебе не страшны никакие враги.
- Не бойся, мы рядом - тебя успокоят
Мордочка, хвост и четыре ноги.
- Кого автор называет «мордочка, хвост и четыре ноги»?
2) - Чтение с дирижированием.
III. Актуализация. Целеполагание
Почему на небе тучи?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает
До ладошки долетая?
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно надо не лениться,
А учиться и учиться!
- Какое вопросительное слово часто звучит в этом стихотворении?
«Почему?» – это название нового рассказа.
- Рассказ имеет очень интересное название – это вопрос.
- Когда мы задаём вопрос «почему?»
- Когда хотим выяснить причину поступка, события.
- Мы не раз сегодня на уроке обратимся к этому вопросу и будем искать на него ответ.
- Узнайте по моим фразам автора этого произведения.
Задание «Дальше, дальше…»
- Она мечтала стать актрисой.
- В семье её называли чёрным принцем.
- В детстве любила петь цыганские романсы.
- Работала воспитателем в приёмнике для детей-беспризорников.
- Кто автор рассказа «Почему?»
- Валентина Александровна Осеева.
- Назовите тему нашего урока.
- А перед тем как мы определим учебную задачу, прослушайте письмо-обращение В.Осеевой к своим читателям-детям.
«Дорогие ребята!
Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
— Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
— Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась:
«— Мало уметь читать, надо уметь думать», — сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных.»
- Как советует читать рассказы Осеева?
- Пользуясь опорными словами, поставьте учебные задачи.
Познакомимся с произведением ________________________________ .
Будем учиться читать __________________, отвечать на ___________ ,
размышлять о поступках ____________________ .
IV. Прогнозирование содержания рассказа
Задание «Мозговой штурм»
- Прочитайте слова и предположите о чём пойдёт речь в рассказе.
собака, мальчик, мама, разбитая чашка, почему
V. Знакомство с произведением (чтение с пометами)
- Читаем 1 часть стр. 96-97 (по цепочке)
- Возьмите в руки карандаши и помечайте непонятные слова, выражения простым карандашом.
Словарная работа:
- Черепки - обломки разбитого глиняного фарфорового изделия.
- Отдали увеличивать – сделали фотографию большего размера.
Задание «Да-нет».
- Отвечаем на вопросы знаками +, -.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Мальчик с собакой были в столовой.
- В рассказе собаку звали Бим.
- Когда мальчик раскачивался на стуле, ему показалось, что папа ему грозит пальцем с фотографии.
- Мальчик разбил розовую чашку с золотым ободком.
- Мама сильно расстроилась, увидев разбитую чашку.
Оцените свою работу в листе самооценки.
Лист самооценки_______________________________________
Да-нет |
Выборочное чтение |
Вопросы |
Иллюстрация |
Пословицы |
Ваш результат |
|
|
|
|
|
|
- Прочитав 1 часть, мы можем предположить, о чём спрашивает автор в названии рассказа? (Почему мальчик не сказал правду? Почему так сильно расстроилась мама? и др.)
- Ответьте на эти вопросы.
- Предположите, скажет ли честно мальчик маме, что случилось?
VI. Физминутка
VII. Продолжение знакомства с произведением (чтение с пометами)
- Помечайте карандашом непонятные слова, выражения.
- Читаем 2 часть стр.97-99 – чтение по слову «стоп».
Словарная работа: язык заплетался, горько повторяла.
- Догадалась ли мама, кто разбил чашку?
– Пыталась ли она помочь сыну сказать правду?
– Как вы думаете, почему мама выгнала Бума?
- Прочитав 2 часть рассказа, какие ещё почему задаёт автор читателю. (Почему сын так и не сказал правду маме? Почему мама наказала Бума, а не мальчика? Почему не ругала сына?)
- Ответьте на эти вопросы.
Оцените свою работу над вопросами в листе самооценки.
VIII. Работа в группах
1 группа: Соберите картинки и найди предложения из текста, подходящие к ней.
2 группа: Определите последовательность событий в прочитанной части рассказа и составьте картинный план.
3 группа: Составьте пословицы и выбери ту, которая подходит к нашему рассказу. Объясни свой выбор на примере.
Выступление групп.
Оцените работу каждого ученика в группе в листе самооценки.
IX. Самооценка своей деятельности
- Ребята, вернемся к задачам урока. Все ли удалось нам реализовать?
- Возникают ещё вопросы:
- Узнает ли мама правду?
- Признается ли мальчик в сделанном поступке?
- Вернут ли Бума в дом?
- Хотелось бы вам узнать ответы на эти вопросы?
- Ответить на эти вопросы мы сможем на следующем уроке.
X. Итог. Рефлексия
- Напишите одно СМС сообщение на телефоне.
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я почувствовал, что…
- Я научился…
- У меня получилось…
- Мне захотелось…
XI. Домашнее задание
Придумать «тонкие» и «толстые» вопросы по прочитанной части рассказа.