Литература
-
"Бороться и искать, найти и не сдаваться". Открытие книги. В.Каверин. "Два капитана" 2010
Урок по роману Каверина построен в форме беседы по прочитанному произведению с демонстрацией предполагаемых ответов на слайдах. Включены сообщения заранее подготовленных учащихся о жизни и творчестве Каверина, истории написания романа и его прототипах, памятнике героям Каверина во Пскове, рассказ учителя о мюзикле "Норд-Ост" с просмотром видеоролика.
-
"Будем человечеством!" (по рассказу А.П. Платонова "Третий сын"). Методическая разработка урока литературы для учащихся II курса учреждений НПО 2009
Своеобразная творческая манера А.П. Платонова вызывает трудности в понимании его произведений, но рассказ-притча «Третий сын» является идеальным материалом для формирования навыков анализа художественного текста на уроках литературы в учреждениях начального профессионального образования с учетом гендерных особенностей обучающихся.
-
"Бумажная победа" Людмила Улицкая. 4-й класс 2011
В ходе урока осуществляется формирование коммуникативных (речевых) умений, необходимых для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать свои высказывания; умение анализировать текст.
-
"Бунтующая красота" в романе Достоевского "Идиот" 2004
В статье рассмотрены образы Настасьи Филипповны и князя Мышкина. Показано переплетение их судеб и губительное влияние мира "толстосумов" на красоту души и человека.
-
"Быть познанием мира вне рассудочных форм"(проект создания сборника стихотворений поэтов-символистов) 2005
Проект создания сборника стихотворений поэтов-символистов.Внедрение развивающих технологий на основе метода проекта позволяет создать ситуацию успеха у детей с различным уровнем понимания этой сложной темы и проявить таланты в других областях. Кроме того, предисловие эквивалентно сочинению, поэтому может считаться итоговой проверочной работой по теме.
-
"В гармонии музыки и слова…" 7–8-е классы 2011
Внеклассное мероприятие посвящено вечному союзу музыки и слова, решает важную задачу в духовном становлении личности ребенка: оно формирует его нравственное и эстетическое отношение к миру прекрасного, стимулирует творчески одаренных детей, учит просто воспринимать или наблюдать чудесные образы, которые несет нам музыка, но и по-настоящему любить их, чувствовать близкими.
-
"В гостях у сказки". Сценарий театральной постановки по мотивам русской народной сказки "Две доли" 2013
Оригинальность постановки в том, что в классе никто не останется без роли. Во время репетиций идет обсуждение ролей, подготовка декораций и костюмов.
-
“Братья наши меньшие” в произведениях писателей разных народов: Э.Сетона-Томпсона “Снап”, Г.Троепольского “Белый Бим Черное ухо”, И.Федосеева “Кустук”. Урок литературы. 6-й класс 2019
Цели: показать идейно-тематическую общность произведений авторов разных народов по отношению к важным проблемам жизни; совершенствовать умения анализировать худ. произведения, развивать навыки выразительного чтения, творческого рассказывания; продолжить работу над литературоведческими понятиями: основная мысль, заглавие, сюжет, композиция произведения; развивать у детей понятие толерантности; воспитывать гуманное отношение к животным, любовь к природе, чувства ответственности и сострадания.
-
Борьба добра и зла в душах человеческих по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 10-й класс 2016
Цели урока: дать понять учащимся, как, по Достоевскому, неоднозначна психология человека, что «подлинно доброе и благородное в человеке не исключает в нём стремление к злу и низменных помыслов»; показать, какими художественными средствами достигает этого автор: «двойники» и антиподы в романе, авторские ремарки, портреты героев; помочь учащимся выработать свой вариант поведения при встрече со злом.
-
Брейн-ринг по "Повестям покойного Ивана Петровича Белкина А.С. Пушкина" 2013
Брейн-ринг, который проводится в игровой форме, способствует систематизации знаний по творчеству А.С. Пушкина, полученных в начальной и средней школе, формированию навыков аналитического чтения текста произведения; стимулирует самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы; способствует повышению интереса к изучению творчества А.С. Пушкина.
-
Буквы е-и в корнях с чередованием 2012
Урок формирования орфографических умений и навыков по правописанию букв Е–И в корнях с чередованием. Урок показывает основное отличие безударных гласных от гласных в корнях с чередованием, помогает сформулировать правило, связав его с условием выбора гласной корня, учит применять правило на практике.
-
Буккроссинг миф или реальность? Или идущая практика через века? 2025
Буккроссинг как современное продолжение древней традиции обмена книгами, прослеживая его исторические корни от книжных клубов 18 века до современных практик. Буккроссинг утверждается как важный элемент культурного обмена и развития, который остаётся актуальным в условиях цифровизации благодаря созданию общностей и социализации, особенно среди детей и их родителей. Обмен книгами способствует не только распространению знаний, но и развитие креативного мышления и творческого потенциала детей, что делает буккроссинг ценным инструментом в образовательных процессах.
-
Буктрейлер "Москвест" 2020
Путешествие во времени и пространстве начинается в Александровском саду, а потом ребята оказываются в далеком прошлом…
-
Буктрейлер, или 1001 способ пропаганды чтения хороших книг 2020
Автор статьи рассказывает об интересном опыте работы создания буктрейлеров книг в рамках курса «Русской родной литературы» в 9-м классе в рамках дистанционного обучения. Такая форма помогает соединить различные технологии обучения и достичь положительных результатов.
-
Бунт М.Горького против Л.Толстого (по пьесе М.Горького "На дне") 2011
Цель урока – приобщить старшеклассников к одной из самых сложных философских проблем, поднятых в пьесе А.М. Горького «На дне»; развить умение анализировать текст, обобщать и делать логические выводы; использовать формы монологической речи и вести дискуссию. Урок способствует развитию художественного вкуса обучающихся, расширяет их кругозор, готовит к сдаче экзамена по литературе по технологии ЕГЭ.
-
Былина "Илья Муромец и Соловей Разбойник" 2011
В русском фольклоре былины занимают особое место как произведения, в которых воплотился художественный талант народа. Эти древнейшие сказания о защитниках родины - Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче - в яркой образной, эмоциональной форме знакомят школьников с прошлым нашей страны.
-
Былина как жанр устного народного творчества (7-й класс) 2010
Урок литературы в 7-м классе по теме "Былина как жанр устного народного творчества" проводится с целью формирования представления о былине как жанре фольклора, заинтересованности обучающихся устным народным творчеством, воспитания бережного отношения к русским народным традициям.
-
Былина как жанр устного народного творчества. 7-й класс 2019
Цель: формирование представления о былине как жанре русского фольклора. Задачи: познакомить обучающихся с тематикой и проблематикой былин; развивать устную речь учащихся, выразительное чтение былинного жанра; воспитывать бережное отношение к русским народным традициям.
-
Былинный герой в искусстве. Садко (интегрированный урок литература + музыка). 7-й класс 2009
На уроке учащиеся закрепляют знания о былинах. Работают с различными иллюстрациями, наглядность которых позволяет лучше усвоить материал.
-
Былины. "Преданья старины глубокой". 6-й класс 2011
Уроки литературы должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видеосопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку.
-
Быт былинных героев в русском устном народном творчестве 2021
Современное общество проявляет неподдельный интерес к родной истории. Это связано с тем, что становятся доступными ранее не известные документы. Русские люди всегда могли гордиться своими предками, тысячелетия отстаивавшими независимость Родины. Со стародавних времён супостаты знали силу русского оружия: «Много я лет на свете живу, много людей на Русь наскакивало, да не видел я, чтобы они домой пришли. Я и детям и внукам наказываю: не ходите войной на великую Русь, она век стоит – не шатается и века простоит – не шелохнется!» – предупреждал Чимбал-король своих резвых племянников, двух королевичей в былине «О князе Романе и двух королевичах».
-
Быт и нравы русского дворянства XIX века (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир") 2010
Занятие, объединяющее содержательные области литературы, истории, МХК. В процессе осмысления текста романа, работы с презентацией, парной работы с дидактическими карточками, сопоставительного анализа и заполнения опорного листа учащиеся знакомятся с бытом и культурными традициями русского дворянства; выявляют характерные черты русского дворянина (в понимании Толстого).
-
Бытовая лексика в романе "Даурия" 2019
Многоцветен и красочен язык романа «Даурия». Этого писатель добивается использованием различных языковых пластов. Здесь и чистая, гибкая литературная речь авторских описаний, и реплики полные народного юмора, официальная речь царских чиновников и генералов, и документы эпохи – воззвания, приказы, листовки с большой силой передающие напряженные события революции и гражданской войны и, конечно же, и забайкальские слова, придающие диалогам колорит места и времени.
-
В 2011 год – с новой сказкой?
2011
Тема учебного проекта соответствует государственным образовательным стандартам основного общего образования по русскому языку, литературе, риторике, музыкальному искусству, изобразительному искусству и окружающему миру. Целью проекта является формирование коммуникативных умений, критического и творческого мышления; развитие навыков работы с различными источниками информации и медиасредствами; формирование навыков решать ключевую проблему в сотрудничестве.
-
В городе богини Афины 2015
Урок расширяет знания учащихся 5-го класса о культуре и архитектуре Древней Греции, формирует понятия о мифе как памятнике мировой культуры. Виртуальное путешествие по Афинам, одному из самых красивых древнегреческих городов, делает урок интересным, ИКТ расширяют кругозор учащихся, повышают наглядность.
-
В гостях у В.М. Васнецова
2013
Урок готовит учащихся к сочинению по картине В.М. Васнецова; Формирует речевую компетенцию для работы с произведением живописи, расширяет представления учащихся по теме «Жизнь и творчество В.М. Васнецова; совершенствует коммуникативные умения.
-
В гостях у Дубровского
2011
На уроке ученики вспомнят содержание произведения, обсудят лучшие эскизы обложки романа, поразмышляют о том , что значит быть талантливым читателем, побудут в роли главных героев. Ребята будут брать интервью у героя. Перевоплощения помогут детям проникнуться чувствами пушкинских героев.
-
В гостях у кота Баюна 2012
Цель урока: повторить жанры фольклора, художественные особенности каждого жанра. На уроке используются такие формы работы с учащимися, как литературное лото, работа в группах, сообщения учащихся, конкурс загадок собственного сочинения, выставка рисунков учащихся. К уроку подготовлена презентация.
-
В гостях у художника В.А. Тропинина и московских художников пушкинской поры. 9-й класс 2012
Цель урока: формировать умение "читать" произведение искусства - портрет, составлять описание репродукции, развивать письменную и устную речь, мышление, фантазию, работать над обогащением словарного запаса, совершенствовать навыки работы с разными словарями, дополнительной литературой.
-
В доме Ростовых. В имении Болконских (усвоение содержания прочитанных глав. Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «В имении Болконских Лысые Горы») 2023
Цели: продолжить знакомство с героями романа – представителями семейств Ростовых и Болконских; в ходе беседы, анализа эпизодов, сопоставления выяснить общую атмосферу в семьях; выделить определяющие (фамильные) черты всех Ростовых и Болконских, нравственные ценности этих семей; показать, в чем похожи и не похожи семьи Ростовых и Болконских; определить отношение автора и свое собственное к семьям Ростовых и Болконских и отдельным их представителям.