Цели урока:
- Образовательные: систематизировать материал наблюдений над образом главного героя; подготовить учащихся 6 класса к сочинению.
- Воспитательные: воспитывать доброжелательность, умение сочувствовать другим, проникаться бедой другого.
- Развивающие: развивать у учащихся творческие способности, эмоции, познавательные способности – речь, мышление, внимание, воображение, восприятие.
Методические приемы: беседа по вопросам, анализ рассказа.
Оборудование урока: тестовые задания, пословицы, мультимедийная Презентация.
Хорошо, что твоя дорога
Пролегла через нашу…
1. Проверка знаний.
Тестовые задания.
Отметить номера правильных предложений.
- Тюрьма была лучшим архитектурным сооружением города.
- Замок стал противен мальчику, т.к. имел зловещий вид.
- Васю и его отца разделила смерть Васиной матери.
- Вася и Валек впервые встретились в роще.
- Валек отказался идти в гости к Васе, потому что боялся судью.
- Маруся очень отличалась от Сони.
- Валек первым объяснил Васе, что его отец хороший человек.
- Когда Маруся была голодна, Валек попросил у Васи еды для нее.
- Мясо для Валека и Маруси было редкой едой.
- Маруся заболела осенью.
- Вася тайком тайком взял куклу у Сони.
- Отец понял Васю после того, как узнал от Тыбурция правду.
2. Сегодня мы заканчиваем изучение замечательной повести Владимира Галактионовича Короленко “Дети подземелья”. Мы систематизируем материал наблюдений над образом Васи и подготовимся к сочинению, тема которого созвучна с темой урока.
Ребята, дома вам надо будет написать сочинение на тему: “Васина дорога к правде и добру”. Давайте обсудим каждое слово темы:
Вася – нас будет интересовать судьба именно этого героя. Чем он интересен?
– Тем, что он показан в движении, во внутреннем движении.
Дорога – (подберем синонимы к этому слову) – необходимо проследить этапы этого движения, его направление.
К правде и добру – изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека. (Какое значение этого слова?)
По толковому словарю –
Учитель зачитывает поговорки:
Добро творить – себя веселить.
От добра худа не бывает.
За добро злом не платят.
Худо тому, кто добра не делает никому.
В ком добра нет, в том и правды нет.
Жизнь дана на добрые дела.
Учись доброму – дурное на ум не пойдет.
Стихотворение “Доброта” Ю.Друнина.
Стираются лица и даты,
Но все ж до последнего дня
Мне помнить о тех, кто когда-то
Хоть чем-то согрели меня.
Согрели своей плащ-палаткой,
Иль тихим шутливым словцом,
Иль чаем на столике шатком,
Иль попросту добрым лицом.
Как праздник, как счастье, как чудо
Идет Доброта по земле.
И я про нее не забуду,
Как я забываю о зле.
3. Беседа.
Давайте обсудим образ главного героя повести:
– Как же раскрывает характер Васи писатель? Видим ли мы портрет мальчика? (Нет,
ведь рассказчик сам Вася. Его характер раскрывается в отношении к людям, в том,
какими он их видит, в переживаниях, поступках.)
– Почему Вася вел такой образ жизни?
– Почему получилось так, что они с отцом не понимали друг друга?
– О чем задумался Вася, когда Валек рассказал об отношении Тыбурция к нему и
Марусе? (Предлагаем обратиться к тексту. 4 глава, стр.57.)
Индивидуальное выступление “Печальная судьба Маруси”. Руфина.
Индивидуальное выступление “Какие открытия сделал для себя Вася, общаясь с новыми друзьями?” Арман.
– Как Валек и Тыбурций помогли Васе понять отца?
– Что изменилось в отношениях с отцом после истории с куклой?
– Можно ли предположить, как теперь будут развиваться отношения Васи с отцом?
Иллюстрации прокомментировать Зарина, Арина, Аделина.
4. Какова же идея повести?
– Почему Вася считал себя “негодным мальчишкой”?
– Как он изменился после встречи с “детьми подземелья”?
– Согласны ли вы с эпиграфом? Кому принадлежат эти слова?
Идея: дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям, доброте, вернула добрые отношения с отцом.
Опорные слова дети записывают по цепочке.
Домашнее задание: написать сочинение на тему: Васина дорога к правде и добру.