Коррекционная педагогика
-
Применение опорных таблиц на уроках математики для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2017
Дети с нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. В качестве наглядно-практического материала с успехом могут использоваться опорные таблицы. Они помогают обучающимся выполнять действия по предложенному плану, что облегчает усвоение материала.
-
Применение сказкотерапии в работе с детьми младшего школьного возраста 2023
В центре внимания статьи – проблема использования сказкотерапии в работе с детьми младшего школьного возраста. Рассматривается понятие «сказкотерапия», виды сказок, описывается важность использования данного метода при обучении учащихся. Также приводятся примеры и описание книг, которые могут использовать в своей работе педагоги, работающие в начальной школе.
-
Применение современных образовательных технологий при обучении письму цифр и букв у детей с ОВЗ по методике Потаповой Е.Н. в условиях внедрения ФГОС 2016
При работе с детьми с ОВЗ возникают трудности обучения письму букв и цифр. Применение методики Потаповой Е.Н. существенно облегчает процесс учения. В процессе игровых ситуаций через ощущения с активным включением зрительного и слухового анализаторов формируются не только понятие о букве (цифре) и её графическом начертании. Но и развиваются мышление, речь, память, а также творческие способности учащихся, решаются в комплексе задачи обучения и воспитания.
-
Применение технологии интеллект-карт в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 2023
В статье описаны особенности создания интеллект-карт и практический опыт использования данной технологии в работе с детьми ТНР. Данная технология позволяет повысить эффективность коррекционного работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
-
Применение технологии продуктивного чтения в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2020
Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Она позволяет учителю организовать исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. И тогда, учитель с полной уверенностью может сказать, что ученик на уроке – не просто слушатель и исполнитель – он творческая личность, его работа на уроке приобретает исследовательский характер.
-
Применение элементов ТРИЗ-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста 2024
Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ. В моей работе применение ТРИЗ-технологии приводит к динамике развития у дошкольников речи, изобретательской смекалки, творческого воображения, а также диалектического мышления. При использовании ТРИЗ-технологий основная задача: не давать детям готовые знания, а учить находить их самостоятельно.
-
Пример использования нейропсихологических технологий на логопедическом занятии по коррекции письма 2015
Предлагается пример логопедического занятия с учениками второго класса с использованием элементов нейропсихологической методики коррекции сенсомоторного уровня речи «Дельфины». Цель занятия: научить детей не путать написание букв «ц» и «ч» на уровне предложений.
-
Примерные контрольные работы по чтению и письму для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) 2022
Пособие предназначено для учителей и подготовлено в соответствии с программой по письму и чтению. Цель пособия – представить учителю материал для проверки основательности усвоения знаний. Исходя из особенностей программы, материал подобран, учитывая концентричность, т.е. повторяемость из года в год одних и тех же тем с добавлением новых сведений. Текущие контрольные работы проводятся в конце каждой четверти.
-
Примерный план урока для класса с умственно отсталыми обучающимися (вариант 1). Чтение. 3-й класс. Раздел «Ребятам о зверятах». Тема урока: "Сердитый дог Буль" по М.Пляцковскому" 2023
Задачи урока: научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст; повысить уровень общего и речевого развития учащихся, научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме; формировать нравственные чувства, нравственное сознание и поведение (давать элементарную оценку поступков героев и событий).
-
Примерный портрет выпускника детского сада группы с умственной отсталостью в легкой степени в условиях введения ФГОС ДО 2017
Cтатья рекомендована для педагогов групп детского сада компенсирующей направленности. Представлена общая картина недоразвития психических процессов у ребенка, поступающего в детский сад. В каких видах деятельности участвует ребенок в условиях введения ФГОС ДО. Показан примерный портрет выпускника группы детей с умственной отсталостью легкой степени.
-
Природные индикаторы. Практическая работа "Действие кислот и щелочей на индикаторы" 2018
В своей жизни мы встречаемся с различными веществами, которые нас окружают. Многие растения обладают свойствами индикаторов, способных изменять свою окраску в зависимости от среды, в которую они попадают. Возникает вопрос: можно ли в качестве индикаторов использовать те природные материалы, которые есть дома? Для ответа на данный вопрос проведем практическую работу. Цель: изучить природные индикаторы и как их можно использовать в повседневной жизни.
-
Приставки пространственного значения 2018
Основная цель занятия - учить детей находить и использовать приставки пространственного значения в словах, словосочетаниях, в предложениях и текстах. Также занятие направлено на развитие диалогической речи через формирование ответа полным предложением; на расширение словарного запаса за счёт приставочных глаголов; закрепление правила написания приставок с глаголами, развитие фонематического восприятия, формирование навыков языкового анализа и синтеза.
-
Причины возникновения задержки развития у детей 2024
Задержка в развитии — это симптом патологического процесса, который приводит к нарушениям в физиологическом или психологическом плане. У задержки в развитии нет единых этиологических факторов, так как каждый вид задержки имеет свои провоцирующие факторы. Однако следует отметить, что практически для всех случаев есть одна общая причина — задержка внутриутробного развития плода (ЗВУР). В зависимости от характера отставания ребенка от сверстников выделяют следующие виды задержек: задержка речевого развития (ЗРР), задержка психоречевого развития (ЗПРР), задержка психического развития (ЗПР), задержка моторного развития (ЗМР), задержка психомоторного развития (ЗПМР).
-
Проблема экологического образования в современной школе 2020
В статье рассматривается становление и организация экологического образования в современной начальной школе, приводятся результаты анкетирования учителей и учащихся начальных классов, результаты экспериментальной работы с учениками 3-го класса.
-
Проблемно-исследовательский метод преподавания и развития исследовательских умений обучающихся в коррекционной школе 2020
Статья посвящена актуальным вопросам коррекционного обучения. Проблемно-исследовательский метод обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представлен на примере урока в коррекционной школе.
-
Проблемное обучение в начальной школе 2011
Проблемное обучение требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. В основе лежит принцип непосредственного участия, который обязывает учителя сделать каждого учащегося участником учебно-воспитательного процесса. Это представляется возможным при использовании проблемных ситуаций в учебном процессе.
-
Проблемное обучение на уроках биологии – средство формирования положительной мотивации учения детей с нарушениями слуха 2017
Проблемное обучение - это особый тип организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями. Глухие и слабослышащие дети в сотрудничестве с педагогом охотно используют различные способы решения поставленных проблем, учатся строить простейшие объяснительные гипотезы и модели.
-
Проблемы готовности к школьному обучению детей с речевой патологией 2024
Наибольшие трудности при поступлении в школу, как правило, испытывают дети с речевыми нарушениями, дети, не посещавшие дошкольные учреждения, дети из социально неблагоприятных семей, т.е. дети, круг общения которых ограничен близкими взрослыми, а опыт совместной деятельности и общения со сверстниками незначителен. Таким образом, готовность к школе – это результат воспитательно-образовательной работы с детьми, осуществляемой семьей и дошкольным учреждением на протяжении всего дошкольного возраста.
-
Проблемы обучения детей с расстройствами аттического спектра математике 2020
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует от преподавателя не только знания предмета и методики обучения, но и знания особенностей заболевания и возможностей работы с данной категорией обучающихся. В статье описывается опыт преподавания математики ребенку с расстройствами аутичного характера по индивидуальному учебному плану с применением ИКТ.
-
Проблемы школьной неуспеваемости учащихся подросткового возраста: анализ причин и пути профилактики 2013
За последние годы к специалистам МАОУ "ЦДК" и ПМПК города Кунгура участились обращения родителей с детьми подросткового возраста с проблемами неуспеваемости, трудностей усвоения учебного материала, поведенческими отклонениями, хронической усталости т.п. В статье анализируются причины школьной неуспешности учащихся и определяются пути решения этой проблемы.
-
Проведение мастер-класса на тему «Игротека речевых игр. Лэпбук в работе учителя-логопеда» 2020
Занимаясь с детьми с тяжелой речевой патологией, я заметила, что у них страдает не только речевое развитие, но и замедлены темпы физического, интеллектуального, моторного и эмоционального развития. Всё сложнее становится включить такого ребёнка в образовательную деятельность, удерживая его внимание на длительное время. В своей работе я использую новую технологию, интересное интерактивное пособие – лэпбук.
-
Проведение проекта "Моя любимая игрушка" для учащихся 1–4-х классов с ограниченными возможностями здоровья 2013
Чрезвычайно важный аспект работы с детьми с ОВЗ - побуждение их к общению друг с другом, формирование положительного эмоционального отношения к другим детям, стремление к контакту с ними. Ребенок должен научиться видеть своего сверстника, слышать его точку зрения, интересоваться его внутренним миром.
-
Программа "Здоровый ребенок" 2012
Целью образовательной программы «Здоровый ребенок» является обеспечение воспитанникам возможности сохранения физического, психического, социального и нравственного здоровья за период пребывания в учреждении и формирование у воспитанников необходимых здоровьесберегающих ЗУН с обучением использования их в повседневной жизни.
-
Программа "Палитра души" 2011
Программа способствует формированию духовно-нравственной культуры воспитанников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида. Дети-сироты с особенностями в развитии наиболее подвержены влиянию негативных факторов в социуме. Программа рассчитана на 2 года, возраст воспитанников от 11 до 14 лет.
-
Программа "Половое воспитание учащихся специальных коррекционных школ VIII вида" 2011
Мероприятия, предусмотренные программой, проводятся в течение процесса обучения в 4–9-х классах специальной коррекционной школы VIII вида. Программа способствует гармоничному развитию организма, привитию подростку с нарушением познавательной сферы определенных, связанных с полом гигиенических знаний и навыков, обучает владеть пробуждающимися половыми инстинктами, воспитывает сознание высокого предназначения человека.
-
Программа "Хочу все знать!" для детей с ограниченными возможностями здоровья 2012
Авторская образовательная программа «Хочу всё знать!» эколого-туристического направления для детей с ограниченными возможностями 10–18 лет. Цели программы: знакомство с природными объектами и их сохранностью, освоения разнообразных методов охраны природы, приобщение учащихся к творческой и трудовой деятельности, развитие интереса к исследовательской деятельности. Программа рассчитана на три года обучения.
-
Программа «Развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте детей средней группы с ограниченными возможностями здоровья» 2015
Актуальность программы определяется распространенностью речевых нарушений детей дошкольного возраста, стойкой тенденцией к росту частоты обращений родителей детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями за помощью к учителям-логопедам, необходимостью своевременно оказывать детям коррекционно-логопедическую помощь, предупреждать вторичные отклонения в развитии и снижать риск возникновения дисграфии на начальных этапах обучения в школе.
-
Программа внеурочной деятельности "Школа маленьких наставников" 2020
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
-
Программа внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству для учащихся с интеллектуальными нарушениями "Цветные горошины" 2017
Сущность и основное назначение программы кружка заключается в расширении, углублении и систематизации знаний и умений у учащегося младшего возраста с интеллектуальными нарушениями по предметам «Изобразительная деятельность», «Ручной труд», «Профильный труд», а также организации свободного времени учащихся, посещающих группу продленного дня в школе.
-
Программа воспитания в коррекционной школе VIII-го вида 2012
Программа развивает и воспитывает детей на основе инклюзивного образования. Эффективно решает проблемы социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в общество. Раскрываются этапы, направления работы по воспитанию детей.