Проблемное обучение в начальной школе

Разделы: Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика


В условиях перехода РК к рыночным отношениям в центр внимания выдвигается вопрос о воспитании конкурентноспособной, с развитым экономическим мышлением, владеющей творческими умениями и навыками личности, умеющей быстро и гибко ориентироваться в решении сложных жизненных проблем. Эта цель воспитания определена в Комплексной Программе воспитания в организациях образования РК (1; 6)

В Концепции образования РК до 2015 года основной целью образования определяется не совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них социальная и профессиональная компетентность – умение самостоятельно добывать, анализировать и использовать информацию в условиях быстро изменяющегося мира. (2;3)  Поэтому цели современной школы состоят в предоставлении учащимся оптимальных условий для развития их способностей, в том числе и творческих, самовыражению в соответствии со своими склонностями в рамках, не расходящихся с интересами общества. Особое значение приобретает поиск способов организации творческого усвоения знаний учениками. Одно и то же содержание может усваиваться различными путями и приводить к неодинаковым результатам.

Успешно реализуются актуальные задачи, поставленные обществом перед школой, в рамках проблемного обучения. Этот тип обучения описан в работах дидактов и психологов М.И.Махмутова, И.Я.Лернера, А.М.Матюшкина, а несколько ранее – в трудах польских учёных – В.Оконя и Ч.Кунисевича. Казахские просветители Абай Кунанбаев, И.Алтынсарин, общественные деятели и педагоги А.Байтурсынов, М.Жумабаев, Ж.Аймауытов в своих трудах и практической деятельности также призывали к развитию творчества, самостоятельной мысли учащихся.

В технологии проблемного обучения, по мнению Селевко Г.К., сочетаются систематическая, самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учётом целеполагания и принципа проблемности. Проблемное обучение требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. В основе лежит принцип непосредственного участия, который обязывает учителя сделать каждого учащегося участником учебно-воспитательного процесса. Это представляется возможным при использовании проблемных ситуаций в учебном процессе. Проблемные ситуации могут быть различными по характеру неизвестного, по интересности содержания, по уровню проблемности, по методическим особенностям. По содержанию проблем различают три вида проблемного обучения:

– решение научных проблем (научное творчество) – теоретическое исследование, то есть поиск, и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства;
– решение практических проблем (практическое творчество) – поиск практических решений, то есть способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение;
– создание художественных решений (художественное творчество) – художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и т. д. (3;61)

Исследования, проведённые в области применения проблемного обучения, позволяют выявить взаимосвязь между большей эффективностью усвоения знаний и развитием мышления и использованием в обучении двух главных закономерностей процесса усвоения.

Первая закономерность состоит в том, что эффективность процесса усвоения в большей степени зависит от интеллектуальной активности учащихся.

Вторая закономерность характеризуется тем, что в условиях проблемного усвоения учебного материала обеспечиваются возможности усвоения общих закономерностей, общих способов и условий действий. Это создаёт большие возможности использования усвоенных знаний и способов действия для решения новых практических и теоретических задач, приводит к большим возможностям в последующем усвоении новых знаний и способов действия. (5;180)

Цикл проблемного обучения можно условно разбить на этапы:

1 этап – постановка педагогической проблемной ситуации, при которой учитель организует у учащегося возникновения вопроса с помощью различных вербальных и технических средств.

2 этап – начало активного поиска ответа на вопрос, осознание учащимися сущности противоречия, формулировка неизвестного. Учитель на этом этапе оказывает дозированную помощь, задаёт наводящие вопросы и т. п.

3 этап – поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию.

4 этап – «ага – реакция», возникновение идеи решения или разработка решения, образование нового знания в сознании учащегося.

5 этап – реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.

6 этап – отслеживание (контроль) отдалённых результатов обучения (3;61-64)

Согласно этим этапам мы организовали и провели на практике ряд уроков по предмету «Познание Мира». Так, например, на уроке «Познание Мира» при изучении темы «Природное сообщество: Лес и тугай» нами был использован опыт и рекомендации Т.П.Богданец, кандидата биологических наук, доцента Мурманского пед.университета. (4;43-47).

Тип урока – комбинированный, после актуализации знаний учащихся сообщение новых знаний в эвристической беседе.

Мы поставили дидактическую задачу: показать и объяснить детям, что лес не хаотический набор живых организмов, а упорядоченная система с многочисленными внутренними связями. Лес и подобные ему в своей упорядоченности природные комплексы называются природными сообществами.

Взаимодействие на уроке в рамках проблемного обучения было организовано по следующим этапам:

1 этап. Актуализация знаний. На этом этапе мы пришли к выводу, что в лесу совместно живут организмы многих видов.

2 этап. Введение в новый материал. В ходе совместного обсуждения было выявлено, что между всеми видами, произрастающими в лесу, отсутствует конкуренция из-за разных требований к условиям жизни, следовательно, в лесу много разных условий жизни.

3 этап. Изучение нового материала. Этот этап полностью соответствует циклу проблемного обучения. Учитель организует проблемную ситуацию с помощью наглядных средств. На доске расположены изображения разных видов, произрастающих в лесу: грибы, кустарники, травянистые растения, влаголюбивые, тенелюбивые, теневыносливые и светолюбивые растения. У учащихся начинается активный поиск на поставленный учителем проблемный  вопрос: как на одной территории могут сосуществовать такие разные по требованиям виды растений? Учащиеся осознают противоречие и пытаются найти выход из тупика, выдвигают различные гипотезы. Учитель оказывает дозированную помощь, задаёт наводящие вопросы. И вот тут происходит у детей «ага-реакция» - возникновение идеи решения: каждый вид создаёт условия для существования каких-либо других видов. Учитель в подтверждение правильности гипотезы просит учащихся привести примеры, знакомые им из жизни.

4 этап. Расширение и углубление знаний. В ходе дальнейшей беседы учащиеся приходят к выводу, что разные виды организмов объединены между собой разнообразными связями: служат друг другу пищей, домом, лекарством, создают необходимую влажность, температуру, свет, защищают от ветра и так далее.

5 этап. Закрепление, итоговые выводы: во-первых, лес является природным сообществом, так как обитающие в нём виды взаимосвязаны между собой. Во-вторых, в природном сообществе виды не мешают друг другу, а находятся в природном равновесии.

Сохраняя разработанную систему урока, можно изучить такие сложные темы естествознания, как «Луг», «Степь», «Пустыня», «Водоём».

Результативность проблемного обучения на уроках «Познание мира» мы определили с помощью следующих критериев: качество усвоения знаний, умений и навыков и развитие мыслительных способностей учащихся. Были проведены констатирующие и контрольные срезы по предмету «Познание мира» и установлено, что количество учащихся с высоким уровнем усвоения знаний увеличилось на три человека и составляет 10,7%, со средним уровнем увеличилось на одного человека и составляет 3,5%, с низким – уменьшилось на 4 человека и составляет 14,2%.

В заключение хотелось бы отметить, что для успешной реализации технологии проблемного обучения необходимы:

  • Оптимальная система проблемных ситуаций и средств их создания (устного и письменного слова, мультимедиасредств);
  • Отбор и использование самых актуальных, сущностных задач (проблем);
  • Учёт особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы;
  • Личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность учащихся. (3;65)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Комплексная программа воспитания. // Учитель Казахстана от 17.06.00.г.
  2. Концепция развития образования в РК до 2015г. // Учитель Казахстана от 15.01.04 г.
  3. Селевко Г.К. Проблемное обучение // Школьные технологии. – 2006. – № 2 – С.61 – 65.
  4. Богданец Т.П. Самые сложные темы начального естествознания. // Нач. школа. – 2005. – №8 – С. 42 – 47.
  5. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 1972. – 168с.