В условиях перехода РК к рыночным отношениям в центр внимания выдвигается вопрос о воспитании конкурентноспособной, с развитым экономическим мышлением, владеющей творческими умениями и навыками личности, умеющей быстро и гибко ориентироваться в решении сложных жизненных проблем. Эта цель воспитания определена в Комплексной Программе воспитания в организациях образования РК (1; 6)
В Концепции образования РК до 2015 года основной целью образования определяется не совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них социальная и профессиональная компетентность – умение самостоятельно добывать, анализировать и использовать информацию в условиях быстро изменяющегося мира. (2;3) Поэтому цели современной школы состоят в предоставлении учащимся оптимальных условий для развития их способностей, в том числе и творческих, самовыражению в соответствии со своими склонностями в рамках, не расходящихся с интересами общества. Особое значение приобретает поиск способов организации творческого усвоения знаний учениками. Одно и то же содержание может усваиваться различными путями и приводить к неодинаковым результатам.
Успешно реализуются актуальные задачи, поставленные обществом перед школой, в рамках проблемного обучения. Этот тип обучения описан в работах дидактов и психологов М.И.Махмутова, И.Я.Лернера, А.М.Матюшкина, а несколько ранее – в трудах польских учёных – В.Оконя и Ч.Кунисевича. Казахские просветители Абай Кунанбаев, И.Алтынсарин, общественные деятели и педагоги А.Байтурсынов, М.Жумабаев, Ж.Аймауытов в своих трудах и практической деятельности также призывали к развитию творчества, самостоятельной мысли учащихся.
В технологии проблемного обучения, по мнению Селевко Г.К., сочетаются систематическая, самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учётом целеполагания и принципа проблемности. Проблемное обучение требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. В основе лежит принцип непосредственного участия, который обязывает учителя сделать каждого учащегося участником учебно-воспитательного процесса. Это представляется возможным при использовании проблемных ситуаций в учебном процессе. Проблемные ситуации могут быть различными по характеру неизвестного, по интересности содержания, по уровню проблемности, по методическим особенностям. По содержанию проблем различают три вида проблемного обучения:
– решение научных проблем (научное творчество)
– теоретическое исследование, то есть поиск, и
открытие обучаемым нового правила, закона,
доказательства;
– решение практических проблем (практическое
творчество) – поиск практических решений, то
есть способа применения известного знания в
новой ситуации, конструирование, изобретение;
– создание художественных решений
(художественное творчество) – художественное
отображение действительности на основе
творческого воображения, включающее рисование,
игру, музицирование и т. д. (3;61)
Исследования, проведённые в области применения проблемного обучения, позволяют выявить взаимосвязь между большей эффективностью усвоения знаний и развитием мышления и использованием в обучении двух главных закономерностей процесса усвоения.
Первая закономерность состоит в том, что эффективность процесса усвоения в большей степени зависит от интеллектуальной активности учащихся.
Вторая закономерность характеризуется тем, что в условиях проблемного усвоения учебного материала обеспечиваются возможности усвоения общих закономерностей, общих способов и условий действий. Это создаёт большие возможности использования усвоенных знаний и способов действия для решения новых практических и теоретических задач, приводит к большим возможностям в последующем усвоении новых знаний и способов действия. (5;180)
Цикл проблемного обучения можно условно разбить на этапы:
1 этап – постановка педагогической проблемной ситуации, при которой учитель организует у учащегося возникновения вопроса с помощью различных вербальных и технических средств.
2 этап – начало активного поиска ответа на вопрос, осознание учащимися сущности противоречия, формулировка неизвестного. Учитель на этом этапе оказывает дозированную помощь, задаёт наводящие вопросы и т. п.
3 этап – поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию.
4 этап – «ага – реакция», возникновение идеи решения или разработка решения, образование нового знания в сознании учащегося.
5 этап – реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.
6 этап – отслеживание (контроль) отдалённых результатов обучения (3;61-64)
Согласно этим этапам мы организовали и провели на практике ряд уроков по предмету «Познание Мира». Так, например, на уроке «Познание Мира» при изучении темы «Природное сообщество: Лес и тугай» нами был использован опыт и рекомендации Т.П.Богданец, кандидата биологических наук, доцента Мурманского пед.университета. (4;43-47).
Тип урока – комбинированный, после актуализации знаний учащихся сообщение новых знаний в эвристической беседе.
Мы поставили дидактическую задачу: показать и объяснить детям, что лес не хаотический набор живых организмов, а упорядоченная система с многочисленными внутренними связями. Лес и подобные ему в своей упорядоченности природные комплексы называются природными сообществами.
Взаимодействие на уроке в рамках проблемного обучения было организовано по следующим этапам:
1 этап. Актуализация знаний. На этом этапе мы пришли к выводу, что в лесу совместно живут организмы многих видов.
2 этап. Введение в новый материал. В ходе совместного обсуждения было выявлено, что между всеми видами, произрастающими в лесу, отсутствует конкуренция из-за разных требований к условиям жизни, следовательно, в лесу много разных условий жизни.
3 этап. Изучение нового материала. Этот этап полностью соответствует циклу проблемного обучения. Учитель организует проблемную ситуацию с помощью наглядных средств. На доске расположены изображения разных видов, произрастающих в лесу: грибы, кустарники, травянистые растения, влаголюбивые, тенелюбивые, теневыносливые и светолюбивые растения. У учащихся начинается активный поиск на поставленный учителем проблемный вопрос: как на одной территории могут сосуществовать такие разные по требованиям виды растений? Учащиеся осознают противоречие и пытаются найти выход из тупика, выдвигают различные гипотезы. Учитель оказывает дозированную помощь, задаёт наводящие вопросы. И вот тут происходит у детей «ага-реакция» - возникновение идеи решения: каждый вид создаёт условия для существования каких-либо других видов. Учитель в подтверждение правильности гипотезы просит учащихся привести примеры, знакомые им из жизни.
4 этап. Расширение и углубление знаний. В ходе дальнейшей беседы учащиеся приходят к выводу, что разные виды организмов объединены между собой разнообразными связями: служат друг другу пищей, домом, лекарством, создают необходимую влажность, температуру, свет, защищают от ветра и так далее.
5 этап. Закрепление, итоговые выводы: во-первых, лес является природным сообществом, так как обитающие в нём виды взаимосвязаны между собой. Во-вторых, в природном сообществе виды не мешают друг другу, а находятся в природном равновесии.
Сохраняя разработанную систему урока, можно изучить такие сложные темы естествознания, как «Луг», «Степь», «Пустыня», «Водоём».
Результативность проблемного обучения на уроках «Познание мира» мы определили с помощью следующих критериев: качество усвоения знаний, умений и навыков и развитие мыслительных способностей учащихся. Были проведены констатирующие и контрольные срезы по предмету «Познание мира» и установлено, что количество учащихся с высоким уровнем усвоения знаний увеличилось на три человека и составляет 10,7%, со средним уровнем увеличилось на одного человека и составляет 3,5%, с низким – уменьшилось на 4 человека и составляет 14,2%.
В заключение хотелось бы отметить, что для успешной реализации технологии проблемного обучения необходимы:
- Оптимальная система проблемных ситуаций и средств их создания (устного и письменного слова, мультимедиасредств);
- Отбор и использование самых актуальных, сущностных задач (проблем);
- Учёт особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы;
- Личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность учащихся. (3;65)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Комплексная программа воспитания. // Учитель Казахстана от 17.06.00.г.
- Концепция развития образования в РК до 2015г. // Учитель Казахстана от 15.01.04 г.
- Селевко Г.К. Проблемное обучение // Школьные технологии. – 2006. – № 2 – С.61 – 65.
- Богданец Т.П. Самые сложные темы начального естествознания. // Нач. школа. – 2005. – №8 – С. 42 – 47.
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 1972. – 168с.