Программа внеурочной деятельности "Школа маленьких наставников"

Разделы: Коррекционная педагогика

Классы: 4, 5, 6, 7, 8, 9

Ключевые слова: Программа внеурочной деятельности


Рабочая программа внеурочной деятельности для формирования предпрофессионального интереса к педагогическим профессиям обучающихся 5–8 классов

Направление развития личности – социальное.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (МР МО РФ от 12.05.2011 № 03–296) [8], что позволяет реализовать требования ФГОС начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования в полной мере. Внеурочная деятельность является неотъемлемой, обязательной частью образовательного процесса в школе; это – органичное продолжение учебных занятий.

Материалы стандарта целенаправленно подводят педагога и руководителя образовательного учреждения к формированию устойчивых представлений о внеурочной деятельности как: части основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида деятельности; формировании учебной мотивации; деятельности, способствующей расширению образовательного пространства, создающей дополнительные условия для развития учащихся; необходимом условии взросления, в рамках которого происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения [1].

Внеурочная деятельность организуется на основе специально разработанных образовательных программ по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное); в таких формах, как кружки, краеведческая работа, художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и другие формы, отличные от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности разрабатываются: в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [10]; в целях реализации ФГОС НОО (утв. приказом МОиН РФ от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241) [5], ФГОС ООО (утв. приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) [6] и ФГОС СОО (утв. приказом МОиН РФ от 7 июня 2012 г. № 24480) [7]. [1].

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Всё чаще за последнее время, педагогу-психологу не хватает времени, чтобы объять необъятное в школе с современными требованиями. Работа педагога-психолога, складывающаяся с 1988 года, как вид деятельности, претерпела кардинальные изменения с вводом нового ФГОС. То, что раньше считалось видом деятельности, превратилось в формы работы. Если раньше психолог образования был «полевым» педагогом – работающим чаще и непосредственно с субъектами образования, то сейчас его прерогатива – это неимоверное количество бумажной работы, которое затмевает любую работу с любым нуждающимся человеком в образовательной системе. Теперь любому педагогу не хватает времени, чтобы плодотворно организовать свою работу и качественно предоставить образовательные услуги и детям, и родителям, и учителям. Также педагогам-психологам не хватает именно фактического времени для организации и проведения работы с детьми с ОВЗ, т.к. теперь эта работа целиком и полностью лежит на плечах единственного специалиста не на одну школу, а на несколько садов или школ. Приходится находить пути выхода из создавшейся ситуации. И в этом случае, работа в содружестве с детьми-наставниками – это один из самых лучших выходов в данном педагогическом случае. Примечательно, что тогда педагог-психолог удовлетворяет сразу две школьные потребности – это и полноформатная работа с детьми с ОВЗ, с которыми необходимо проводить коррекционно-развивающую работу не реже двух раз в неделю и организация внеурочной деятельности детей младшего школьного и младшего подросткового возраста. В данном случае – этот вид деятельности – один из самых удачных «симбиозов» влияния детей друг на друга с наибольшей пользой друг для друга.

Что такое наставничество? В самом общем виде наставничество можно определить как способ передачи знаний, навыков и установок от более опытного человека – менее опытному [3]. Во-вторых – это глубоко личные отношения, которые складываются у человека с человеком, а в данном случае у маленького ребёнка с более старшим ребёнком. В-третьих – это индивидуальный подход и к ребёнку с ОВЗ и к ребёнку, который выступает в роли наставника. И всё это происходит под непрестанным наблюдением ведущего педагога, а в данном случае – психолога.

Чем отличается наставничество от вожатства? Тем, что наставник помогает осваивать новый материал, знания, умения, а вожатый – организует досуг, игровое пространство. Младшие школьники будут чувствовать себя попеременно в двух этих ролях, но всё же – ведущая роль программы отводится – обучению быть наставником. Вожатыми они «становятся» в тот момент, когда основная часть занятия по наполнению знаниями заканчивается и начинается игровая часть.

Направление развития личности, в рамках которого разработана программа – социальное.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности разрабатывается:

  • в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [10];
  • в целях реализации ФГОС НОО (утв. приказом МОиН РФ от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241) [5], ФГОС ООО (утв. приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) [6] и ФГОС СОО (утв. приказом МОиН РФ от 7 июня 2012 г. № 24480) [7].
  • с учетом положений Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» [9] и иных нормативных правовых документов.
  • согласно нормам Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273-ФЗ) [10] рабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) (далее – рабочая программа) является неотъемлемой частью основной образовательной программы организации, осуществляющей образовательную деятельность, а понятие «образовательная программа» определяется как «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов [10, ст.2, п.9]. Исходя из этого, по статусу рабочая программа относится к комплексу организационно-педагогических условий, обеспечивающих достижение планируемых результатов основной образовательной программы, и является документом образовательной организации, определяющим объем, содержание и последовательность изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в рамках основной образовательной программы.

Цель программы – создание условий для организации и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ с помощью детей младшего школьного и младшего подросткового возраста.

Задачи программы:

  • научить младших школьников организации предстоящего педагогического процесса (чему учить и как учить – рассказать, объяснить, показать, с помощью чего будет проходить процесс обучения маленьких детей);
  • развить в младшем школьнике такие качества, как самостоятельность, ответственность, наблюдательность, внимательность, терпение;
  • воспитать умение общения с маленькими детьми, умение убеждения и настойчивости;
  • сформировать потребность быть нужным и важным в мире другого человека;
  • сформировать желание стать в будущем воспитателем, учителем или психологом.

Формы организации образовательного процесса:

  • индивидуальные (беседа психолога с будущим наставником, работа одного наставника с одним ребёнком с ОВЗ),
  • групповые (круглый стол, семинары, работа в кругу с детьми с ОВЗ и наставниками, ролевые игры, театральные постановки).

Виды занятий по программе, которые определяются содержанием и методикой реализации программы:

  • пассивные (мини-лекция по видам знаний, которым обучаем маленьких детей с ОВЗ);
  • активные (обсуждение пройдённой темы, диспут, вопросы психологу, заполнение карты на ребёнка с ОВЗ, консультирование по насущным вопросам);
  • интерактивные – основной вид обучения наставника с ребёнком с ОВЗ, а также при отработке полученных знаний школьниками между собой (работа в паре, в тройках).

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Актуальность программы. Актуализируя опыт советской школы – пионерского движения (вожатства), созданного под руководством коммунистической партии прошлого столетия, мы берём основную идею по взаимодействию старшего ребёнка с младшим для наиболее лучшего развития детей разного возраста.

Основная направленность данного курса внеурочной программы состоит в том, чтобы выйти на заданный образовательный результат (с опорой на концепцию ФГОС) – это способность старших детей (по сравнению с теми, с которыми они будут заниматься) осознанно применять базовые знания в ситуациях, отличных от учебных. В нашем случае, это и формирование ситуаций успеха для разных детей, параллельное обеспечение социализации и профориентации младшего подростка.

Когда большинство современных детей не участвует в работе детских объединений, это лишает их возможности приобретения опыта сотрудничества и взаимопомощи, лидерства и работы в команде на социальное благо и благо своего товарища, близких людей. Тем более это очень важно при условии растущего психологического, духовного неблагополучия ребенка по причине разрушения существовавших на протяжении тысячелетий естественных институтов семьи и детского сообщества, изменение нравственно-психологического климата в обществе, влияние средств массовой информации и др. [2]. Поэтому в нашем случае, с помощью внедрения данного курса внеурочной программы, мы позволяем детям максимально приблизиться друг к другу, почувствовать свою необходимость для другого человека (более старшего наставника для младшего ребёнка), сформировать потребность быть нужным и важным в мире другого человека.

Данная программа соответствует запросам родителей, понимающих, что детям всё сложнее общаться друг с другом, что у них всё чаще и всё больше возникает конфликтов, которые перерастают в откровенную вражду не только между детьми, но и между ними (по результатам анализа многочисленных современных родительских форумов в сети интернет). Так же необходимо отметить, что в профессиональных статьях психологи отмечают, что большинство современных детей страдает либо от гиперопеки, либо от недостатка внимания при постоянной занятости родителей не только работой, но и проблемами компьютерной зависимости взрослого населения нашей страны. И то, и другое сильно влияет на характер ребенка и его психологическое развитие [4]. А для нашей программы важно не просто общение старших детей с более младшими, но именно тёплое общение маленького ребёнка с более старшим товарищем.

Описание места курса внеурочной деятельности в основной образовательной программе образовательной организации.

Программа курса внеурочной деятельности «Школа маленьких наставников» входит в число дисциплин, включенных в учебный план образовательной организации. Изучение данного предмета тесно связано с такими дисциплинами, как общая и педагогическая психология и является пропедевтикой к изучению факультативного курса посвящённого выбору будущей профессии.

Программа соответствует задачам профессиональной ориентации обучающихся при поддержке педагогов, о чём указано на сайте учреждения школы. Также, упоминая о формировании основной общеобразовательной программы с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11-15 лет, указывается связь с осуществлением на каждом возрастном уровне (11-13 и 13-15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе [12].

Адресат программы – примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе:

Возраст детей, для которых написана программа – 11-15 лет. Уровень их интеллектуального развития – от высоких и средненормативных значений, до значений ниже нормы по интеллектуальным и социальным показателям. Исключаются дети, имеющие личностные показатели, указывающие на агрессивное и жестокое обращение с другим человеком. Приветствуется участие детей с ОВЗ, т.к. в этом случае происходит очень тесная связь обоих детей с ОВЗ – ребёнка-наставника с ребёнком-дошкольником. Дети вторых и третьих классов тоже могут принимать участие в программе, особенно, если у них есть огромное стремление заниматься с маленькими детьми. Так же большую заинтересованность представляют дети – старшие сиблинги маленьких детей с ОВЗ. В круг интересов детей, желающих попасть на данный курс программы – это естественное стремление более старшего ребёнка помогать и чему-то учить другого ребёнка, младше себя по возрасту. Из названия программы понятна потенциальная роль ребёнка, принимающего участие в осуществлении цели программы – роль наставника, человека, который помогает обучаться и развиваться другому человеку.

Объём программы — общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы – 68 часов. Это общее количество часов на два года (по одному занятию в неделю). В нашем случае маленькие дети с ОВЗ будут меняться, поэтому первый год старшие дети только привыкают к наставничеству, учатся быть наставником.

Срок освоения программы — определяется содержанием программы и должен обеспечить возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе. Заявленные результаты определяют продолжительность программы — это 68 учебных недель (2 года) по одному занятия в неделю. Первый год наставники занимаются с детьми с ОВЗ, которые находятся в младшей группе, второй год – с теми же детьми, которые перешли в старшую группу и принимают новых членов развивающих занятий, а третий год – не только с теми малышами, которые перешли в подготовительную группу, но и с вновь прибывшими наставниками. На третий год – «наставники» по собственному желанию начинают работать с новым ребёнком и могут готовить проектное исследование по данному виду деятельности.

Режим занятий — периодичность и продолжительность занятий для каждого «наставника» индивидуальна, но занятия с детьми с ОВЗ построены по принципу обязательных двух раз в неделю – понедельник и четверг. Четверг – по расписанию для детей-наставников. Дети-наставники приходят на 15 минут раньше основного занятия с детьми с ОВЗ, чтобы подготовиться к проведению занятия с ребёнком с ОВЗ, чтобы уточнить у педагога специфику планируемых «станций-развивалок», либо изучить незнакомую игру. Также, дети остаются после проведения основного занятия на 10 минут, чтобы заполнить карту индивидуального развития ребёнка с ОВЗ – указать результаты прохождения каждой развивающей «станции» и убрать кабинет для занятий.

Личностные и метапредметные ожидаемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность, так же как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь, это достижение личностных и метапредметных результатов, т.к. на уроке не всегда возможно научить ребят общаться, организовывать и анализировать свою познавательную деятельность, согласованно выполнять совместную работу, а педагогу отследить, как формируются и развиваются личностные качества учащихся. Это и определяет специфику внеурочной деятельности, в процессе которой обучающийся не только должен узнать, сколько – научиться действовать, принимать решения, определять ценностные жизненные ориентиры.

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования определено, что целью и основным результатом образования является развитие личности учащихся, а именно, развитие субъектных, личностных качеств на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира [Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. [6]. Поэтому планировать образовательный процесс необходимо таким образом, чтобы обеспечить формирование системы всех УУД: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных. [11].

Личностные результаты (ЛУУД) освоения курса внеурочной деятельности:

  • усвоение и соблюдение социальных норм, правил поведения, осознанное отношение к собственным поступкам (пунктуальное посещение занятий, культура поведения с маленькими детьми, культура речи, уважительное отношение к личности другого ребёнка);
  • умение быть тактичным, знать и применять в жизни правила поведения;
  • сформированные ценностные ориентации учащихся, определяющие их жизненные устремления в будущем;
  • умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от достижения цели (придти на занятие, провести его качественно, работать с маленьким ребёнком, не смотря на своё настроение или плохое настроение малыша), действовать на основе собственных взглядов и убеждений.
  • умение использовать полученные знания в повседневной жизни, особенно с младшими детьми, братьями и сёстрами;
  • умение проявлять инициативу и самостоятельность на занятиях;

Метапредметные ожидаемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Познавательные УУД (ПУУД) (не предметные) – овладение культурой мышления, способность видеть и понимать окружающий мир:

  • общеучебные (старший ребёнок самосовершенствуется через усвоение нового социального опыта – опыта, когда он готовится к занятиями и участвует в процессе приобретении малышом новых знаний);
  • логические действия (понимание зависимости одного вида знания от другого, одного человека от другого через последовательное решение полученных заданий во время занятий);
  • действия постановки и решения проблем (на каждом занятии с каждым ребёнком, особенно, когда наставникам приходится работать с другим малышом с ОВЗ);

Регулятивные УУД (РУУД) – действия, направленные на рефлексивную оценку правильности выполнения того или иного действия, умение выбирать целевые установки для своих действий и поступков:

  • целеполагание (понимание того, к чему приведут занятия с малышами на каждой станции и в целом – к какому результату, к усвоению каких знаний и умений);
  • планирование (правильного расположения станций, подбора игр с учётом запланированных целей для достижения результатов непосредственно маленьким ребёнком с ВОЗ);
  • прогнозирование (ожидание конкретных качественных результатов от малышей и от самого себя);
  • контроль (эмоциональный, если у ребёнка плохое настроение; волевой, когда наставнику необходимо закончить серию упражнений на станциях и при этом не выполнять задание за маленького ребёнка с ОВЗ);
  • оценка (каждого выполненного упражнения маленьким ребёнком с ОВЗ и себя в качестве наставника с данным ребёнком);
  • самоконтроль и саморегуляция (на протяжении всего занятия с учётом подстройки к маленькому ребёнку);
  • умение адекватно воспринимать предложения и оценку руководителя программы.

Коммуникативные УУД (КУУД) – такие действия, которые позволяют ребенку в рамках взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми найти своё место и реализовать свои умения:

  • постановка вопроса (развитие умения правильно формулировать вопрос и озвучивать его);
  • умение слушать педагога, сверстника и маленького ребёнка;
  • разрешение конфликтов (между собой и малышом, когда он не в настроении, между наставниками, когда они хотят работать с одним и тем же малышом или наоборот – только с разными малышами);
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации с педагогом, другими наставниками и особенно – при работе с малышом с ОВЗ;
  • умение контролировать действия партнёров-наставников при работе в группах и парах, оказывать необходимую взаимопомощь;
  • умение со-действовать и сотрудничать.

Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности

Предполагается комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Первый уровень результатов – приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества и семьи, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе, тому, как надо и можно заниматься в будущем с собственным или чужим ребёнком), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение учащимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника и подростка социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, профессионалом своего дела, ответственным родителем и свободным человеком.

Оценка достижений учащихся происходит: во-первых, по итогам групповой рефлексии после окончания каждого занятия, во-вторых, по результатам психологического анкетирования и тестирования в конце учебного года, в-третьих, по анализу образовательного «продукта» – полученные результаты развития маленьких детей с ОВЗ (по наблюдениям воспитателей, родителей и педагога-психолога), в-четвёртых, по наблюдениям за личностными и интеллектуальными изменениями у наставников их непосредственных учителей и родителей.

Оценочные материалы – пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов – контрольно-измерительных материалов для оценки степени достижения запланированных личностных и метапредметных результатов [10, ст.2, п.9; ст. 47, п.5]:

  • Детский 12-факторный личностный опросник Кеттелла 12PF / CPQ состоит из 120 вопросов. Методика выявляет 12 факторов личности, позволяет адекватно судить о возрастных и половых особенностях школьников. Опросник сконструирован таким образом, чтобы вопросы были понятны детям от 8 до 12 лет. Адаптированный русскоязычный вариант опросника разработан Э.М.Александровской и И.Н.Гильяшевой.
  • Подростковый 14-факторный личностный опросник Кеттелла 14PF / CPQ состоит из 142 вопросов. Методика выявляет 14 факторов личности, позволяет адекватно судить о возрастных и половых особенностях школьников.
  • Проективный рисунок несуществующего животного (для выявления изменения коммуникативных способностей и уровня социализации ребёнка).
  • Проективный рисунок «Моя семья», особенно для наставников – сиблингов маленьких детей с ОВЗ (для выявления изменения отношения к младшим братьям и сёстрам).
  • Проективная методика М.Люшера для выявления уровня психологического благополучия и общего состояния человека.
  • Карта наблюдений за учеником.
  • Опросник для педагогов.
  • Опросник для родителей.

См. продолжение Программы