Применение технологии интеллект-карт в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с ТНР


Одним из важнейших условий успешного обучения ребенка в школе, является сформированная устная речь. В последнее время, наблюдается увеличение категории детей, поступающих в первый класс с несформированными компонентами устной речи. Это связанно с тем, что растет количество детей с тяжелыми нарушениями речи. Самым распространенным речевым нарушением является общее недоразвитие речи (ОНР). Данная речевая патология представляет собой сложный симптомокомплекс, включающий в себя нарушения как фонетико-фонематического, так и лексико-грамматического строя речи (Р.Е.Левина, 1960; Л.Ф.Спиридонова, 1980; и др.). В связи с этим, увеличивается число детей, у которых отмечаются сложности в познавательной и учебной деятельности. Работая с такими детьми, педагог находится в постоянном поиске методов и приемов, для повышения эффективности коррекционной работы. При создании и разработки новых средств, учитываются особенности детей данной категории, и используется в работе комплексный подход.

В настоящее время в отечественной психологии одной из наиболее распространенных является классификация видов мышления в зависимости от содержания решаемых задач. Здесь выделяются три основные стадии развития детского мышления: наглядно-действенная, наглядно-образная и словесно-логическая.

Важность развития наглядно-действенных и наглядно-образных форм мышления, по мнению психологов, состоит в том, что те или иные погрешности, допущенные в их развитии, отрицательно сказываются на всех последующих этапах умственного развития ребенка. В психологических исследованиях А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, В.П.Зинченко и других авторов доказывается тесная взаимосвязь между процессами восприятия и мышления, а также огромное значение предметной деятельности в развитии этих процессов у детей.

Как показали исследования О.М.Дьяченко, А.И.Булычевой, Н.С.Варенцовой, Т.В.Лаврентьевой, и др. основным средством решения задач у дошкольников является наглядная пространственная модель, выступающая в виде схемы, чертежа, плана. В основе развития познавательных способностей детей дошкольного возраста лежат действия наглядного моделирования, к которым относятся действия замещения, использование самих моделей, и построение модели.

Наглядно-образное мышление связано с оперированием различными образами, его простейшие формы проявляются у ребенка начиная с 4 лет. Здесь практические действия могут отойти на второй план, и, исследуя объект, ребенку уже нет необходимости трогать его руками. Наглядное представление и четкое восприятие - вполне достаточное условие для дальнейшего изучения объекта. Поэтому закономерно, что наглядность является характерной особенностью мышления дошкольника. А понятия формируются только о тех признаках вещей, которые являются наглядно воспринимаемыми.

В дошкольном возрасте ребенок осваивает приемы и средства создания образов (Г.А.Урунтаева), сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типичное в объекте. Опорой для создания образа служит не только реальный объект, но и представления. Воображение дошкольника превращается в особую интеллектуальную деятельность, развивающую творческие способности ребенка, что является бесспорным показателем возможности применения моделирования [1, с. 73-75].

В связи с этим, нас заинтересовали исследования Тони и Барри Бьюзен, которые описали простые подходы, способствующие повышению эффективности мыслительной деятельности через использование в работе интеллект-карт.

Интеллект-карта - это графическое выражение процесса радиантного мышления (природной склонности мозга мыслить ассоциативно от "центра к периферии") и поэтому является естественным продуктом деятельности человеческого мозга. Это мощный графический метод, предоставляющий универсальный ключ к высвобождению потенциала, скрытого в мозге [1, с. 58].

Интеллект карта включает в себя:

  • Исследуемый объект, который расположен в центре;
  • Объекты, связанные с ним, расходятся от центрального объекта в виде ветвей и обозначаются ключевыми словами или образами, цветом;
  • Все это объединено единой системой [1, с. 58].

На ранних стадиях работы по созданию интеллект-карт предполагалось, применять их прежде всего, как мнемонический инструмент. В последующем, как инструмент развития творческого мышления [1, с. 58].

В рекомендациях по созданию интеллект-карты, Тони и Барри Бьзен отмечают:

  • необходимость создания центрального образа в графическом плане;
  • наличия у данного объекта трех и более цветов;
  • чаще придавать объём изображению и использовать выпуклые буквы;
  • придерживаться принципа - по одному ключевому слову (объекту) на стрелку;
  • рекомендуется располагать карту горизонтально;
  • периодически возвращаться к созданной интеллект-карте для закрепления полученных знаний.

Свойствами интеллект-карты являются:

  • наглядность;
  • своевременность;
  • творческий характер;
  • возможность пересмотра информации;
  • запоминаемость;
  • привлекательность.

Использование интеллект-карты в работе с детьми помогает:

  • получать, обобщать и закреплять полученные знания;
  • способствует формированию познавательных, психических процессов и мотивации;
  • систематизировать полученные знания.

Опираясь на изученные исследования, мы отметили, что использование интеллект-карт в логопедической работе дает возможность значительно повысить эффективность коррекционной работы по направлениям:

  • формирование звукопроизношения;
  • формирование лексико-грамматических категорий и связной речи;
  • подготовка к обучению грамоте.

В своей педагогической практике, при работе над формированием звукопроизношения, мы создали интеллект-карты по артикуляционной гимнастике, где дети, опираясь на артикуляционный уклад звука, самостоятельно выбирали необходимые упражнения для его закрепления. При формировании лексико-грамматических категорий эффективно использовать интеллект-карты для работы над родственными словами, согласованием существительных с прилагательными, обогащением активного словаря.

Использование интеллект-карт при работе над связной речью, побуждает ребенка стать активным участником педагогического процесса и проявить не только речевую активность, но и свои творческие способности. Это связанно с тем, что ребенок, владея определенными знаниями и опытом, имеет возможность выбора информации из предложенного материала и возможность абстрагироваться. Чаще всего, они используются при составлении описательных рассказов.

При работе, по подготовке к обучению грамоте, использование в работе интеллект-карт позволяет обобщить и систематизировать накопленные знания с опорой на наглядный материал. В данном направлении, проводится работа по формированию фонетико-фонематического слуха, дифференциации изученных звуков, работа по формированию звуко-буквенного анализа и синтеза.

В связи с тем, что основные логические операции: синтез, анализ, сравнение и классификация, формируются ближе к пяти годам, поэтому работу с интеллект-картами рекомендуем начинать в это возрасте. Данную работу рекомендуется проводить как на фронтальных, так и на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Работу в этом направлении можно организовать по-разному. Это зависит от вида занятия, на котором они будут использованы и от индивидуальных особенностей детей. Интеллект-карты может составлять как сам педагог, так и совместно с детьми в процессе непосредственной деятельности.

Данная система предполагает учет общедидактических принципов работы с детьми дошкольного возраста.

Применение интеллект-карт в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, позволяет улучшить качество обучения и воспитания, обеспечивает наглядную основу изучаемого, что способствует развитию всех компонентов устной речи, мыслительных операций, установлению причинно-следственных связей и более прочному запоминанию материала.

Литература

  1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В.М.Акименко. - изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - (Сердце отдаю детям)
  2. Бьюзен Т. Супермышление /Тони и Барри Бьюзен./ Пер. с англ. Е.А.Самсонов; Худ. обл. М.В.Драко - 2-е изд. - Мн.: ООО «Попурри», 2003. - 304 с.: ил.
  3. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития у детей
    // Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. - М.: Просвещение, 2008 - 272 с.