I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка
Известно, что успешность обучения детей в школе во многом зависит от предшествующего развития ребёнка, от уровня сформированности необходимых для этого предпосылок.
К числу предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребёнком речевой действительности и её элементов – слов, звуков.
Дети с задержкой психического развития при сохранном слухе, как правило, “не слышат” в слове отдельных звуков. Слово выступает для них лишь в качестве средства общения. У детей с задержкой психического развития не сформировано слуховое восприятие. Большинству детей доступны лишь элементарные формы звукового анализа. Многие из них свободно выделяют в словах только первый звук. Большинство определяют последовательность звуков, исключительно состоящих из обратных слогов в односложных словах. У детей рассматриваемой группы возникают значительные трудности при необходимости выделить безударный гласный в конце слова, согласный при их стечении в одном слоге и в парных слогах. Все это свидетельствует о том, что вследствие нейропсихологических особенностей у детей с задержкой психического развития в дошкольный период не накопилось достаточного речевого опыта, необходимого для овладения грамотой. Они оказались недостаточно подготовленными к языковым наблюдениям, сравнениям и обобщениям.
Ряд исследователей, занимающихся проблемой изучения фонематических процессов у дошкольников с задержкой психического развития, отмечают, что несформированность этих процессов может послужить причиной нарушения письменной речи. По данным Департамента образования г. Москвы (2011), в настоящее время 45% детей, принятых в первый класс общеобразовательной школы, имеют различные нарушения в развитии. Одной из наиболее острых проблем являются нарушения речевого развития: до 60% младших школьников имеют нарушения устной речи, 25% - нарушения письменной речи.
Традиционная работа над ошибками, многократное переписывание одних и тех же заданий, бесконечные целенаправленные диктанты не дают желаемого результата.
Следовательно, пути решения данной проблемы нужно искать на более ранних этапах развития ребёнка, а именно, в дошкольном возрасте, когда речь идёт о профилактике нарушений чтения и письма. Любое нарушение легче предупредить, чем исправить, поэтому целесообразно в дошкольный период провести профилактическую работу по предупреждению нарушений письменной речи, обусловленных несформированностью фонематического восприятия и навыков звукового анализа.
В этой связи проблема повышения качества коррекционной помощи детям с задержкой психического развития в плане подготовки их к обучению грамоте приобретает повышенную актуальность и социальную значимость. Чем раньше будет начата коррекционная работа с детьми, тем меньше затруднений возникнет в речевом и интеллектуальном развитии. Между тем, отсутствует рекомендованная Министерством образования и науки РФ программа по подготовке к школе детей средней группы с задержкой психического развития.
Это и определило необходимость составления рабочей программы “Развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет с ограниченными возможностями здоровья” (далее - рабочая программа).
Рабочая программа имеет коррекционно-развивающую направленность. Она предназначена для обучения и воспитания детей 4-5 лет, зачисленных в группу компенсирующей направленности. Она определяет содержание и организацию образовательного процесса по формированию фонематических представлений детей с задержкой психического развития и направлена на профилактику нарушений письменной речи.
Теоретической и методологической основой рабочей программы являются:
- положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка;
- учение Р.Е. Левиной о трех уровнях речевого развития и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения;
- исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б. Филичевой и Г.В.Чиркиной.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и с учетом положений “Основной общеобразовательной программы дошкольного образования” муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения “Детский сад “Березка” комбинированного вида”.
Основная база программы:
- Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.- 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.
- Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет).- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
- Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. – М.: В.Секачев, 2007.
- Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2002.
- Федорова Л.И. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: организация коррекционно-развивающей работы. М.- Педагогический университет “Первое сентября”, 2014.
Актуальность рабочей программы определяется распространенностью речевых нарушений детей дошкольного возраста, стойкой тенденцией к росту частоты обращений родителей детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями за помощью к учителям-логопедам; необходимостью своевременного оказания этим детям качественной коррекционно-логопедической помощи, позволяющей предупредить вторичные отклонения в развитии и снизить риск возникновения дисграфии на начальных этапах обучения в школе.
Практическая значимость рабочей программы состоит в комплексном решении задач коррекционно-развивающего обучения, к которым, помимо задачи формирования речевой деятельности, относится когнитивное и эмоционально-личностное развитие ребенка.
Тип программы: парциальная коррекционно-образовательная программа для детей 4-5 лет с задержкой психического развития.
Срок реализации программы: 1 год. Программа рассчитана на 34 учебных часа в год (1 раз в неделю), длительность одного часа составляет 20 минут.
Условия реализации программы:
- Специальная подготовка педагога (логопедическое или дефектологическое образование).
- Комплексное воздействие учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателей группы и родителей.
Систематическое проведение занятий: 1 занятие в неделю продолжительностью 20 минут.
Принципы работы с детьми:
- систематичность;
- последовательность;
- доступность;
- учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей.
Учитель-дефектолог опирается на принципы коррекционно-логопедического воздействия:
- принцип опоры на развитие речи в онтогенезе с учетом общих закономерностей формирования разных компонентов речевой системы в период дошкольного детства (в норме);
- осуществление тесной взаимосвязи в работе над различными сторонами речи;
- принцип коммуникативного подхода к формированию устной речи.
Цели и задачи реализации программы
Цель программы: коррекция фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников 4-5 лет с задержкой психического развития.
Задачи:
- Формирование у детей направленности на звуковую сторону речи; развитие умений вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по звучанию и произнесению.
- Совершенствование чувственного (сенсорного) опыта в области русского языка: развитие способности ребенка на основе собственного сенсорного опыта выделять существенные признаки двух основных групп звуков русского языка – гласных и согласных.
- Уточнение и обогащение словарного запаса детей в связи с расширением непосредственных впечатлений об окружающем мире.
- Развитие связной речи: формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия употребляемых слов, грамматической правильности построения предложений, внятности и выразительности речи.
- Формирование приемов умственной деятельности, необходимых для развития умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки и обобщать явления языка.
Принципы и подходы к формированию программы
Рабочая программа:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
- отвечает принципу внутренней непротиворечивости выдвигаемых теоретических положений, формулируемых целей и задач, форм и методов работы;
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближается к разумному “минимуму”);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- формирует такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников строится с учетом принципа интеграции образовательных областей. Цели и задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области должны решаться и в ходе реализации других образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Программные темы доступны детям и вызывают положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения у них соответствующей мотивации в образовательном процессе;
- строится на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым.
Планируемые результаты освоения Рабочей программы
К концу пребывания в средней группе компенсирующей направленности ребенок:
- вычленяет начальные гласные звуки из слов в ударной позиции;
- относит звуки к гласным звукам на основе их опознавательных признаков;
- условно обозначает гласные звуки фишкой красного цвета;
- подбирает слова, начинающиеся на заданный гласный звук;
- использует средства интонационной выразительности.
Мониторинг образовательного процесса
Мониторинг образовательного процесса осуществляется с помощью следующих методов: наблюдение, беседа, диагностические задания, диагностическая игра и т.д. Мониторинг развития детей проводится в сентябре и апреле, промежуточная диагностика – в январе. Результаты мониторинга фиксируются в карте развития детей, диагностических картах.
Психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического развития (Приложение 1).
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Методы организации, планирование и проведение занятий
Комплектование групп. Дети 4-5 лет, имеющие задержку психического развития, общее недоразвитие речи делятся на 2 подгруппы по 5 человек в каждой подгруппе.
Форма реализации программы – коррекционные занятия.
Программа предполагает исключение из образовательного процесса учебной деятельности как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства, предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми; направлена на обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии.
При проведении непосредственно-образовательной деятельности используются такие формы работы, как рассматривание, наблюдение, сравнение, экспериментирование, словесные и дидактические игры, моделирование и другие. Подгрупповая форма является основной при организации детей.
Взаимодействие с участниками коррекционно-образовательного процесса
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и родителей. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности всего образовательно-воспитательного процесса. Комплексный подход к профилактике нарушений развития у дошкольников предполагает такую организацию взаимодействия педагогов, при которой создаются условия для оптимального развития ребенка. (Приложение 2).
Взаимодействие с родителями
Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями как с участниками образовательного процесса значительно повышает результативность коррекционно-развивающей и профилактической работы. Цель взаимодействия: создание единого корреционно-развивающего пространства. Важна систематическая организация разнообразных форм взаимодействия с родителями воспитанников: собрания, групповые и индивидуальные консультации по вопросам воспитания и обучения ребенка с нарушениями в развитии, мастер-классы, семинары-практикумы по обучению родителей игровым приемам работы с детьми, открытые итоговые занятия. Традиционные формы работы с родителями дополняются интерактивными: гостиная, конференция, практикум. В результате сотрудничества родители осваивают эффективные приемы работы с детьми, что способствует преодолению нарушений в развитии детей. (Приложение 3).
Содержание работы по освоению компонента образовательной области
Содержание работы по освоению раздела “Развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте” в рабочей программе представлено учебно-тематическим планом (Приложение 4), перспективным планом (Приложение 5), календарно-тематическим планированием (Приложение 6).
Календарно-тематическое планирование разработано с учетом:
- обязательного минимума содержания государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО);
- основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение программы включает:
- перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (Приложение 7);
- литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса (Приложение 7);
- конспекты фрагментов организованной образовательной деятельности;
- диагностические методики, карты;
- рекомендации для педагогов и родителей.
Использованная литература.
- Баренцева Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. — М., 1995.
- Гербова В. В. “Учусь говорить”. М.: ВЛАДОС, 2003.
- Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1985.
- Занимательное азбуковедение (сост. В. Волина). — М., 1991.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия. — Краснодар, 1994.
- Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР / авт.-сост. А.М. Быховская, Н.А. Казова. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2013.
- Лопухина И.С. Логопедия. — М., 1995.
- Максаков А. И. “Правильно ли говорит ваш ребенок”. М.: Мозаика-СИНТЕЗ, 2006.
- Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. — С.- П., 1995.
- Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. — М., 1995.
- Скажи по-другому. /Под ред. О.С.Ушаковой. — Самара, 1994.
- Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения — что это? Части I, II, III. — Смоленск, 1998.
- Тумакова Г.Л. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. — М., 1991.
- Федорова Л.И. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: организация коррекционно-развивающей работы. М._ Педагогический университет “Первое сентября”, 2014 г..
- Филичева Т.Б., Туманова Т. В. “Программа коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи”. М.: Гном-пресс, 1999.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. “Подготовка к школе детей с ОНР в условиях массового детского сада” М.: 1993.
- Филичева Т.Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. “Нарушение речи у детей”. М.: 1993.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М., 1988.
- Шмаков С.Л. Игры-шутки, игры-минутки. — М., 1993.