Программа "Здоровый ребенок"

Разделы: Коррекционная педагогика


1. Общая характеристика учреждения.

Представительство МОШ “Гатчинская школа-интернат среднего (полного) общего образования находится в системе государственных образовательных учреждений.

Обучение и воспитание детей в учреждении осуществляется по индивидуально-ориентированным программам; программам общеобразовательных учреждений коррекционно-развивающего обучения; программам специальных коррекционных учреждений 8 вида; программе воспитания и обучения в детском саду М.А. Васильевой; программе воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой.

Особенностью работы Представительства МОШ “Гатчинская школа-интернат СОО” является оказание помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, испытывающим трудности в усвоении учебных программ, в адаптации к школьной жизни и социальному окружению, а также, как правило, имеющим проблемы со здоровьем в целом. Воспитанники учреждения имеют проблемы с физическим здоровьем (хронические заболевания, недостаточность массы тела, соматическая ослабленность, частая заболеваемость), психическим (низкий уровень работоспособности, сниженная память, рассеянное внимание, не соответствующий возрасту преобладающий вид мышления, неустойчивость эмоционально-волевой сферы), социальным (асоциальное поведение родителей, насилие над личностью ребенка, отсутствие должного внимания со стороны взрослых, отсутствие элементарных составляющих, необходимых для жизни ребенка), нравственным (негативный пример родителей, отсутствие воспитательной системы).

2. Целевое назначение образовательной программы.

Целью образовательной программы “Здоровый ребенок” является: обеспечение воспитанникам возможности сохранения физического, психического, социального и нравственного здоровья за период пребывания в учреждении и формирование у воспитанников необходимых здоровьесберегающих ЗУН с обучением использования их в повседневной жизни.

Достигается поставленная цель через решение специфических задач в системе сохранения и укрепления здоровья воспитанников:

1) образовательные:

- формировать знания, умения и навыки в здоровьесбережении,

- обучать двигательным умениям и навыкам,

- повышать функциональные возможности организма,

- включать воспитанников в активную двигательную деятельность;

2) воспитательные:

- формировать нравственное сознание и нравственное поведение воспитанников,

- формировать волевые качества, трудолюбие,

- развивать личность эмоционально и эстетически;

3) оздоровительные:

- укреплять физическое, психическое, социальное и нравственное здоровье воспитанников,

- укреплять профилактику заболеваний;

- содействовать правильному физическому развитию детей;

- повышать с помощью средств физической культуры умственную работоспособность воспитанников,

- снижать отрицательное воздействие чрезмерной нагрузки на психику обучающихся.

3. Адресность образовательной программы.

Программа “Здоровый ребенок” рассчитана на реализацию в Представительстве МОШ “Гатчинская школа-интернат СОО”, где возраст воспитанников определен границами: от 3 лет до 12 лет (дошкольная группа и учащиеся начальной школы). Воспитанники и учащиеся имеют задержку психического развития или умственную отсталость.

Программа реализуется в течение календарного года.

4. Организационно-педагогические условия реализации программы.

Для реализации программы “Здоровый ребенок” в Представительстве МОШ “Гатчинская школа-интернат СОО”:

- утвержден новый режим дня воспитанников, который составлен с учетом оптимальной для организма двигательной активности и включающий процедуры закаливания (приложение №1);

- внесены изменения в расписания уроков и занятий в соответствии с учетом динамики умственной работоспособности воспитанников в течение дня, недели и учебного года (приложение №2);

- в школьный компонент учебных планов включен предмет ритмика;

- в плане ВШК особое место занимает гигиеническая оценка:

    - воздушно-теплового режима,

    - освещенности,

    - организации учебно-воспитательного процесса,

    - урока и занятия;

- в план работы воспитателей включен еженедельный воспитательский час, посвященный охране здоровья и физическому развитию воспитанников (приложение №3);

- 1 раз в месяц проводится “День здоровья”;

- 2 раза в год проводится диагностика состояния здоровья детей:

- физического (приложение №4),

- психического (приложение №5),

- социального (приложение №6),

- нравственного (приложение №7);

8) организована работа методического объединения по изучению особенностей здоровьесберегающих технологий педагогами учреждения.

Для реализации программы имеется:

Кабинет-служба Должность Кол-во штатных единиц
1 Медицинская служба Врач-педиатр 0,5
    Врач-психиатр 0,5
    медсестра 2
2 Кабинет психолога Педагог-психолог 1
3. Кабинет социального педагога Социальный педагог 1
4 Служба физического воспитания и развития Учитель физ-ры 0,6
    Инструктор по физ-ре 1
5 Педагогическая служба Учитель-дефектолог 1
    Учитель-логопед 1,5
    Учителя начальных классов 3
    воспитатели 18
6 Служба дополнительного образования Педагог-организатор 1
    Музыкальный руководитель 1,25
    Педагог дополнительного образования 1,5

5. Педагогические технологии.

Педагогическая технология представляет собой совокупность установок (принципов), форм, средств, методов и приемов организации педагогического процесса.

1. Принципы построения программы “Здоровый ребенок”:

- “Не навреди!”, который заключается в соблюдении оптимальности для каждого конкретного ребенка в каждых конкретных условиях при подаче максимального объема знаний;

- принцип сознательности нацеливает на формирование у детей глубокого понимания, устойчивого интереса и осмысленного отношения к познавательной деятельности;

- принцип систематичности и последовательности, где система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала; регулярность, планомерность и непрерывность в учебно-воспитательном процессе на протяжении всего периода пребывания детей в Представительстве МОШ “Гатчинская школа-интернат СОО” обеспечивает принцип систематичности;

- принцип повторения способствует выработке динамических стереотипов;

- принцип постепенности предполагает преемственность ступеней обучения;

- принцип индивидуализации и доступности, используя природные данные ребенка, педагоги направляют и стабилизируют его всестороннее развитие;

- принцип непрерывности выражает закономерности изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу;

- принцип цикличности заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность воспитанников к последующему этапу обучения;

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей является фундаментальным для сохранения здоровья воспитанников Представительства МОШ “Гатчинская школа-интернат СОО”;

- принцип наглядности обеспечивает привлечение различных органов чувств к процессу познания и учитывает особенности мышления дошкольников и учащихся начальной школы;

- принцип активности предполагает подвижность воспитанников, т.к. имеющийся на сегодняшний день уровень двигательной активности не обеспечивает нормального развития растущего организма;

- принцип оздоровительной направленности позволяет решать задачи укрепления здоровья в процессе обучения;

- принцип комплексного подхода обеспечивает тесное взаимодействие педагога, психолога, медика и социального педагога, а также заключается в осуществлении преемственности между возрастными видами деятельности;

- принцип формирования ответственности у воспитанников за свое здоровье;

- принцип гарантий реализует конституционные права детей;

- принцип связи теории с практикой призывает приучать детей применять свои знания на практике;

- принцип акмеологического подхода позволяет сделать обучение легким как для педагога, так и для воспитанника;

- принцип аксиологического подхода способствует освоению воспитанниками общечеловеческих ценностей, среди которых и здоровье человека.

2. Формы:

а) урочные (индивидуальные и групповые)-

- вводные,

- изучения нового и повторения пройденного,

- контрольные,

- смешанные,

- комбинированные,

- и др.

б) внеурочные (индивидуальные и групповые):

- эпизодические (развлечения, соревнования, праздник, походы),

- систематические (утренняя гимнастика, физкультурные минутки, прогулки, закаливание, занятия на дорожках здоровья, дни здоровья).

3. Средства программы “Здоровый ребенок”:

- элементы движений (ходьба, бег, и др.),

- физические упражнения (с предметами и без них),

- танцевальные упражнения,

- физкультминутки и подвижные перемены,

- “минутки покоя”,

- гимнастика (утренняя, пальчиковая и т.д.),

- ЛФК,

- подвижные игры,

- прогулки,

- психогимнастика,

- фитотерапия,

- витаминотерапия,

- выполнение санитарно-гигиенических требований,

- личная и общественная гигиена,

- проветривание и влажная уборка,

- соблюдение общего режима дня,

- обучение детей приемам здорового образа жизни,

- ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления,

- организация летнего оздоровительного отдыха.

4. Методы, используемые при реализации программы “Здоровый ребенок” в представительстве МОШ “Гатчинская школа-интернат СОО”:

- фронтальный,

- групповой,

- практический,

- познавательная игра,

- ситуационный,

- игровой,

- соревновательный,

- активные методы обучения,

- воспитательные, просветительские и образовательные программы,

- метод индивидуальных занятий.

5. Приемы:

- защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения и воспитания),

- компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная. пальчиковая, психогимнастика, лечебная физкультура, тренинги, частично нейтрализующие стрессовые ситуации),

- стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапия),

- информационно-обучающие.

6. Программно-методическое обеспечение.

- Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер, В.И.Ковалько, Москва “ВАКО”, 2007.

- Инновационные модели школы, учебно-методическое пособие, под общей ред. З.Г. Найденовой, С.А. Лисицына, СПб, ЛОИРО, 2003.

- Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной школе-интернате, детском доме, Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова, В.В. Титова, Москва, Аркти, 2006.

- Школа жизни. Подготовка к самостоятельной жизни. Учебно-методическое пособие, под общей редакцией Л.М. Кобриной, В.В. Юниной, СПб, БФ “Корчаковский Центр”, 2005.

- Программа обучения и воспитания в детском саду, под ред. Васильевой М.А., Москва, Мозаика-Синтез, 2005.

- Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой, СПб, “Союз”, 2001.

7. Материально-техническое оснащение учреждения для программы “Здоровый ребенок”:

- спортивный зал, оснащенный спортивным инвентарем: шведские стенки, гимнастические маты, мячи, скакалки, теннисные столы, лыжи, санки, коньки, тренажеры;

- уличные спортивные площадки (футбольная, волейбольная),

- медицинский кабинет, оснащенный необходимым для проведения витаминизации и фитотерапии,

- кабинет психолога с комнатой психологической разгрузки, оснащенный соответствующей мебелью, магнитофоном, дисками с расслабляющей музыкой, аквариумом, фантаном,

- групповые комнаты для проведения занятий,

- душевые кабины, раковины для соблюдения личной гигиены,

- сауна,

- спальни с массажными ковриками.

8. Основные компоненты программы.

- рациональное питание (пища воспитанников полноценна по химическому составу, содержащая белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и микроэлементы;

- оптимальная для организма двигательная активность(двигательная активность является фактором увеличивающим энергетические резервы организма; у растущего организма восстановление израсходованной энергии идет со значительным превышением, следовательно, в результате движений развивается мышечная масса, обеспечивающая рост организма);

- соблюдение режима дня (регулярно повторяющаяся деятельность постепенно формирует динамический стереотип, который запечатлевается в вегетативной памяти и реализуется при возникновении соответствующих условных раздражителей);

- предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек (полезные привычки и гигиенические навыки активно закрепляются, если они осознаны);

- повышение психоэмоциональной устойчивости (наиболее опасными для здоровья являются пассивные эмоции-отчаянье, тревога, боязливость, депрессия, в связи с этим, необходимо формировать у воспитанников позитивное мышление, т.е. обучать ребенка радоваться даже минимальным своим и чужим успехам и получать удовлетворение от процесса обучения в целом).

9. Формы учета и контроля.

В целях учета и контроля изменения состояния здоровья воспитанников проводится диагностика показателей состояния физического, психического, социального и нравственного здоровья в октябре и апреле. Данные диагностик сравниваются и демонстрируют результативность проведенной работы и динамику сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

10. Предполагаемые результаты реализации программы.

- приобретение воспитанниками системы знаний, умений, навыков в области здоровьесбережения;

- развитие интеллекта, памяти, мышления, воображения, речи, внимания, физических качеств;

- воспитание нравственности;

- активизация деятельности воспитанников (проявление интереса к собственному здоровью и проявление удовлетворенности учебно-воспитательным процессом в учреждении).