Примерный портрет выпускника детского сада группы с умственной отсталостью в легкой степени в условиях введения ФГОС ДО

Разделы: Коррекционная педагогика


«Замедленный и неравномерный темп развития у такого ребенка обнаруживает­ся во всем с самого раннего детства. Прежде всего, это снижение интеллекта и недоразвитие всех психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления, речи). Следует отметить позднее формирование мо­торных функций.

«В зависимости от преобладания в центральной нервной системе процессов торможения или возбуждения поведение детей может быть различным. Одни дети очень вялы, пассивны, заторможены. Другие, напротив, очень подвижны, беспокойны, непоседливы. Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничивается лишь знанием предметов окружающего быта.» Большинство отклонений, сопровождающих развитие ребенка, происходят вследствие органического поражения головного мозга. Все эти отклонения начинаются уже в раннем возрасте и препятствует дальнейшему развитию.  Пока ребенок слишком мал, родители не видят проблемы в его развитии. Не обращаются к специалистам, не знают как взаимодействовать со своим ребенком, как общаться и как играть с ним. Поэтому у дошкольника с умственной отсталостью 4-5 лет, поступающего в детский сад не сформированы все виды деятельности, в том числе ведущая игровая. Наша задача, как специалистов, ознакомить и научить родителей взаимодействовать  со своим ребенком, имеющим в анамнезе нарушение интеллекта.

Общая картина недоразвития психических процессов у ребенка, поступающего в детский сад:

1. Несформированность всех видов деятельности: предметной, игровой, изобразительной, трудовой, двигательной, конструктивной, коммуникативной, музыкальной, а также восприятие художественной литературы и фольклора.

Педагоги детского сада должны обеспечить ребенку адаптацию, проработать в глубину все эти виды деятельности.

2. Недоразвитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, речи и сенсорных функций.
Чем старше становится ребенок, тем заметнее выглядит его общее недоразвитие, снижение интеллекта и психических функ­ций, которые характеризуются своей несформированностью. Поэтому учитель-дефектолог в соответствии с ФГОС ДО разрабатывает индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут для каждого ребенка в отдельности.

3. Плохо развита или вообще отсутствует речь.
Речь дошкольника с умственной отсталостью в легкой степени 4-5 лет характеризуется появлением фразовой речи и элементов активного словаря, либо ребенок только начинает понимать обращенную речь и выполнять простые бытовые инструкции.
В детском саду с каждым ребенком работает команда специалистов в тесном взаимодействии. Работая в рамках одной лексической темы, ребенок получает комплексную коррекцию всех психических процессов в разных видах деятельности.

В условиях введения ФГОС ДО ребенок с умственной отсталостью участвует во всех видах деятельности:

  • двигательной, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др.), а также при катании на санках, ходьбе на лыжах, в спортивных играх;
  • игровой (сюжетной игры, в том числе сюжетно-ролевой, режиссёрской и игры с правилами);
  • коммуникативной (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения);
  • познавательно-исследовательской (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
  • восприятия художественной литературы и фольклора,
  • элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе);
  • конструирования из различных материалов (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и т. д.);
  • изобразительной (рисования, лепки, аппликации);
  • музыкальной (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах)

Непосредственно образовательную деятельность с ребенком организуют специалисты дошкольного учреждения: учитель-дефектолог, психолог, логопед, воспитатель, инструктор по адаптивной физкультуре, педагог музыкального образования.

В итоге, учитывая все вышесказанные факторы, выпускник группы умеет:

  1. Внимательно выполнять задания, не отвлекаясь в течение 5-7 минут. Находить признаки сходства и отличия между двумя предметами. Самостоятельно называть сходства и различия в картинках. Находить одинаковые предметы без посторонней помощи. Складывать разрезанную на 4 части картинку. Повторить за взрослым движение в определенной последовательности. Складывать по предложенному образцу простые постройки из конструктора.
  2. Точно выполнить инструкцию, состоящую из трех-четырех команд. Рассказывать наизусть несколько потешек, стихов. Пересказывать содержание услышанной сказки. Повторить за взрослым на слух четыре-пять слов. Повторить на слух числа в определенном порядке. Определить с одной попытки, какой предмет исчез (4-5 предметов). Запоминать и называть без помощи взрослого 4-5 предметов.
  3. Понимать обобщающие слова: мебель, транспорт, игрушки, посуда, обувь, одежда. Правильно употреблять имена существительные с предлогами: в, на, под, за. После рассматривания предмета, сюжетной картинки или игрушки составлять простой описательный рассказ из трех-четырех предложений об этом предмете. Употреблять предложения с однородными членами. Отвечать на простейшие вопросы. Редко умеют согласовывать слова в роде, числе, падеже.
  4. Называть обобщающим словом  группу предметов по лексической тематике (овощи, фрукты, одежда, обувь, транспорт, дикие и домашние животные). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету. Подбирать самостоятельно вкладыши в нужные отверстия. Подбирать противоположные слова: днем светло, а ночью… (темно); зимой холодно, а летом… (тепло); вата легкая, а камень … (тяжелый); кирпич твердый, а подушка… (мягкая); дерево высокое, а пенек… (низкий); река широкая, а ручеек… (узкий); слон большой, а мышка… (маленькая).

Выпускник может: Сказать, сколько ему лет. Назвать город, в котором он живет; свой домашний адрес. Назвать свое имя и фамилию; имена мамы, папы, бабушки, дедушки. Определить и назвать по картинке время года. Различать и называть погодные явления. Назвать 2-3 дерева. Различить и назвать привычные бытовые предметы, их величину, цвет и форму, назначение. Назвать несколько профессий.

Находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет. Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, овал. Сравнивать группы предметов, каких предметов больше (меньше), каких поровну. Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте); Показывать предметы, которые по форме похожи на круг, квадрат, треугольник. Показывать правую и левую руку. Показывать предметы, которые находятся справа от него и слева. Показывать и называть, что находится вверху и внизу. Понимать слова: верхняя, нижняя, длинная, короткая.