У каждого человека в детстве есть игрушки,
у многих они остаются на всю жизнь.
Игрушки – это добрая сказка нашего детства,
открывающая нам дверь в огромный мир!
Главный лозунг проекта:
“Моя игрушка – это мой мир!”Актуальность.
Под влиянием новых ценностных ориентаций общества и государства, а также в связи с переходом системы специального образования на качественно новый этап развития, возникла необходимость переосмыслить соотношение образовательных достижений ребенка и его достижений в области социальной компетенции, переоценить роль и место личностного, социального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в системе его образования и воспитания.
Психическое развитие ребенка – это процесс усвоения им социального опыта, который он может получить только во взаимодействии c другими людьми. Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) наиболее комфортным и психологически безопасным является общение с взрослым человеком. Взрослые окружают его с раннего детства, умеют приспособиться к особенностям его поведения, кроме того, для большинства семей, имеющих детей с ОВЗ, характерен такой стиль воспитания как гиперопека. Это приводит к тому, что у детей формируется эгоцентрическая позиция "Я в центре, я главный, я лучший". Даже если ребенок хорошо воспитан, имеет знания о том, как нужно общаться, он сталкивается с огромным количеством трудностей при общении с такими же детьми. Ведь каждый из них считает себя главным и с трудом уступает другому. При общении со сверстниками это выражается либо в полном отсутствии интереса к другим детям, либо в ссорах, спорах с отстаиванием своего мнения, стремлением продемонстрировать себя и равнодушием к интересам партнера по общению. Именно поэтому большинство детей с ОВЗ общается опосредованно через взрослого, не готовы к взаимодействию друг с другом.
Чрезвычайно важный аспект работы с детьми с ОВЗ – побуждение их к общению друг с другом, формирование положительного эмоционального отношения к другим детям, стремление к контакту с ними. Ребенок должен научиться видеть своего сверстника, слышать его точку зрения, интересоваться его внутренним миром.
Цель проекта: развитие у учащихся начальной школы эмоциональной отзывчивости и интереса к миру своих сверстников через организацию совместной игровой и творческой деятельности.
Задачи проекта:
- стимулировать интерес к миру своих сверстников;
- развивать коммуникативные умения учащихся;
- учить строить дружеские отношения с одноклассниками и учащимися из других классов;
- стимулировать потребность в проявлении позитивных эмоций младших школьников по отношению друг к другу.
Участники проекта: учащиеся 1–4 класса ГБСКОУ № 584 “Озерки”.
Этапы проектной деятельности:
1. Подготовительный этап
- Разработка и выдача учащимся начальной школы Бланка “Моя любимая игрушка” (Приложение 1) в виде домашнего задания.
Бланк “Моя любимая игрушка” был разработан на основе метода развития критического мышления – кластер.
Кластер (“гроздь”) – графический прием систематизации материала, выделение смысловых единиц темы и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. С помощью данного бланка детям было легче представить необходимую информацию, выделить основные параметры и красочно оформить ее.
- Подготовка сценария игрового занятия “Моя любимая игрушка” с учащимися начальной школы
- Знакомство учащихся начальной школы с информацией о мероприятиях в рамках конкурса-проекта “Моя любимая игрушка”
2. Практическая часть.
- Оформление выставки работ учащихся начальной школы “Моя любимая игрушка” на стенде “Чувствую, думаю, делаю” (Приложение 4)
- Оформление выставки игрушек учащихся начальной школы в помещении библиотеки. (Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7)
- Посещение выставок учащимися начальной школы.
3. Заключительная часть – Проведение игрового занятия “Моя любимая игрушка” для учащихся начальной школы.
Сценарий мероприятия “Моя любимая игрушка”.
Оборудование:
– Игровой зал.
– Стенд
для выставки детских работ.
– 3 небольших столика, 3 листа ватмана, 3 набора фломастеров, передвижная доска.
– Музыкальный
центр, диски с детскими песенками.
Пока дети собираются в зале, звучит музыка. Дети рассаживаются в круг, у каждого в руках любимая игрушка.
Вступление.
“С самого рождения на протяжении довольно большого времени нас окружают разные игрушки: вначале погремушки, потом неваляшки, пирамидки, кубики... и среди этого многообразия мы выбираем одну игрушку, И она становится самой любимой.…. Что мы с ней делаем? (ответы детей) … спим с ней, кушаем кашу, читаем книжку, спим, гуляем”.
1. “Знакомство с игрушками”. (Приложение 8)
“Давайте познакомимся с нашими любимыми игрушками”. Звучит весёлая музыка. Дети поднимают игрушки над головами и показывают их ведущему и друг другу.
– Поднимите ваши игрушки и покажите их всем.
– А теперь давайте поднимем те игрушки, с которыми играют только мальчики
– Поднимем те игрушки, с которыми играют только девочки
– Поднимем те игрушки, с которыми могут играть все – мальчики и девочки
– Назови свою игрушку – каждый по очереди
называет и показывает свою игрушку.
Все наши игрушки можно разделить на Технические (это машины, Роботы, Танки и т.д.), Мягкие Игрушки (Медвежата, собачки, кошечки, жирафы и т.д.) и Куклы. Разделимся на группы (музыкальное сопровождение). Представим каждую группу – Группа “Машинки” – помашите нам…
Группа “Куклы”…
Группа “Мишки”…
2. Игра “Отгадай, чья игрушка”.
“А теперь давайте поиграем. И первое задание для каждой группы – выбрать одну игрушку, которая будет представлять вашу группу”. Дети обсуждают, какую игрушку выбрать, ведущие помогают выбрать одну игрушку.
“Ставим игрушки на стол (на столе 3 игрушки из разных групп). А теперь задание для группы “Машинки”. Когда мы сидели в общем кругу и рассматривали игрушки друг друга, вы уже видели эту игрушку. Вспомните, чья эта кукла?” Дети отвечают.
“А теперь задание для группы “Куклы” – вспомните, чья эта мягкая игрушка?”
В конце – можно спросить у детей каждой группы – помнят ли, чью игрушку они выбрали.
3. Игра “Рисунок игрушки”. (Приложения 9, Приложение 10, Приложение 11)
“Следующее задание для каждой группы – вы должны все вместе нарисовать образ вашей игрушки. Мы выдаем вам лист, на котором уже нарисована основа. Вы должны придумать и нарисовать все, что хотите, чтобы ваша игрушка была яркой, красочной, веселой и всем бы захотелось поиграть с ней.
Напоминаю, что вы должны рисовать дружно, все вместе”.
Во время рисования можно включить музыкальное сопровождение. В конце – вывесить рисунки на доску, чтобы все видели, что получилось.
4. Игра “Имя игрушки”. (Приложение 12)
“Какие красивые игрушки у нас получились. А теперь давайте придумаем название для нашей игрушки, а для этого поиграем в игру “Испорченный телефон”. Сядем в круг, чтобы вы могли говорить имя игрушки по кругу на ушко своему соседу. Каждый из вас должен внимательно послушать, какое имя говорит вам ваш сосед, а потом шепотом передать это имя другому своему соседу. И то, что у вас получится, мы напишем на ваших рисунках”.
Для группы “Куклы” – имя Иришка.
Для группы “Машинки” – имя Быстроход.
Для группы “Мишки” – имя Лохматик.
Записываем на каждой групповой работе получившееся имя.
5. Игра “Как мы играем”.
“Ну вот, теперь у нашей общей нарисованной игрушки есть имя. Осталось придумать, как в нее можно играть. Сейчас каждая группа должна придумать и загадать какое-то движение, и показать его всем вместе. Ребята из остальных групп повторяют это движение и отгадывают, что оно обозначает, как можно играть с этой игрушкой. Например, я показываю вот такое движение – (изображаю чтение), повторите за мной это движение… А теперь отгадайте, что я загадала, что я могу делать вместе со своей куклой (читать ей книжки). А теперь попробуйте вы…”
“Ну что же. Мы все вместе справились со всеми заданиями – нарисовали новые веселые игрушки, придумали им необычные имена, придумали, как с этими игрушками можно играть”.
6. Танец с любимой игрушкой.
“А еще со всеми любимыми игрушками можно танцевать. И давайте сейчас, когда заиграет веселая музыка, потанцуем вместе со своей игрушкой”. Играет веселая музыка. Дети танцуют.
“На этом наш праздник закончен. Спасибо всем за участие”.
Выводы:
– В ходе проведения проекта были созданы условия, способствующие раскрытию
неповторимой, интересной, самобытной личности каждого учащегося начальной школы.
– Каждый из учащихся имел возможность увидеть разнообразие интересов и увлечений
своих сверстников.
– Рассказывая об игрушках, ребята смогли проявить свои творческие способности,
оригинальность и артистизм.
– Во время обсуждений, игр, упражнений были созданы условия для развития
коммуникативных умений учащихся.
Проведение проекта “Моя любимая игрушка” стало для детей отличным средством познания мира другого ребенка, сплочения детей и взрослых, воспитания коллективизма, самостоятельности, творческой активности.