Цель: Формирование духовно-нравственной культуры воспитанников в условиях коррекционной школы-интерната.
Задачи:
- Ознакомить с истоками исторического и культурного наследия страны;
- Развивать у воспитанников чувство толерантности и эмпатии;
- Формировать нравственно-этические ценности.
Ожидаемый результат: социальная адаптация ребёнка-сироты с осбенностями в развитии посредством усвоения духовно-нравственных ценностей.
Программа «Палитра души» направлена на формирование нравственной культуры ребёнка-сироты с особенностями в развитии, в условиях коррекционной школы-интерната.
Актуальность программы обусловлена рядом объективных факторов:
- ценностная дезориентация подростковой среды;
- дефицит духовно-нравственных идеалов;
- обесценивание традиций прошлых поколений.
Дети-сироты с особенностями в развитии наиболее подвержены влиянию негативных факторов в социуме. Школа-интернат является одним из основных институтов социализации воспитанников и реализует важные аспекты духовно-нравственного развития:
- усвоение социальных норм поведения в обществе;
- коррекцию и развитие основных общечеловеческих ценностей (труд, культура, семья, человек, Родина, долг);
- снятие комплексов депривации;
- формирование активной социально-жизненной позиции.
Содержание программы
Программа рассчитана на 2 года, возраст воспитанников от 11-14 лет, режим занятий – 1 раз в неделю, продолжительность занятий – один академический час.
Содержание каждой темы включает в себя 3 занятия :
1 занятие – познавательное, направлено на изучение исторического и культурного наследия страны.
2 занятие – практико-содержательное, направлено на приобретение эмоционально-ценностного опыта.
3занятие – коррекционно-развивающее, направлено на рефлексию, развитие познавательной активности и коммуникативных навыков.
В проведении занятий важно соблюдать принципы: доступности, наглядности, системности, последовательности – от простого к сложному, сотрудничества, обратной связи.
Формы работы: тематические беседы, экскурсии, просмотр кинофильмов, дидактические и сюжетно-ролевые игры, разгадывание кроссвордов, викторины, конкурсы.
Учитывая ограниченные возможности в развитии воспитанников, мотивация и интерес на занятиях поддерживается созданием творческой среды, личностно-ориентированными технологиями, применением наглядности, сменой видов деятельности, разнообразием форм и методов подачи материала, позитивным эмоциональным фоном. Именно в такой среде успешно проходит социализация ребёнка-сироты.
Таким образом, программа «Палитра души» способствует формированию духовно-нравственной культуры воспитанников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.
Тематический план (1-й год обучения)
Тема | Всего | В том числе | |
Теория | Практика | ||
Истоки Московской Руси | 3 ч. | ||
Занятие 1.«Откуда пошла земля Московская» | 1 ч. | ||
Занятие 2. Экскурсия в Исторический музей | 1 ч. | ||
Занятие 3. Викторина «Сыны Перуна и Леля» | 1 ч. | ||
Татаро-монгольское иго | 4 ч. | ||
Занятие 1. «Кровавое нашествие» | 1 ч. | ||
Занятие 2. Экскурсия в Музей Вооружённых сил | 2 ч. | ||
Занятие 3. Игра «Восстанови картину» | 1 ч. | ||
Русь восстанавливается | 4 ч. | ||
Занятие 1. «Поле славы, поле брани. Куликовская битва» | 1 ч. | ||
Занятие 2. Экскурсия в Свято-Андронниковский монастырь | 2 ч. | ||
Занятие 3. Игра «Восстанови картину» | 1 ч. | ||
Русь Московская | 4 ч. | ||
Занятие 1. «Памятники истории культуры Москвы» | 1 ч. | ||
Занятие 2. Экскурсия «Соборы Московского Кремля» | 1 ч. | ||
Занятие 3. Экскурсия на Красную Площадь | 1 ч. | ||
Занятие 4. Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия» | 1 ч. | ||
Смутное время на Руси | 3 ч. | ||
Занятие 1. «Великое ополчение» | 1 ч. | ||
Занятие 2. Экскурсия на Красную Площадь к памятнику К. Минину и князю Пожарскому | 1 ч. | ||
Занятие 3. Игра «Что? Где? Когда?» | 1 ч. | ||
Итого: | 18 ч. | 5 ч. | 13 ч. |
Тематический план (2-й год обучения)
Тема | Всего | В том числе | |
Теория | Практика | ||
Императорская Россия | 3 ч. | ||
Занятие 1. «Россия молодая» | 1 ч. | ||
Занятие 2. Экскурсия в Лефортовский парк, к памятнику гвардейцев-семёновцев | 1 ч. | ||
Занятие 3. Просмотр фильма «Пётр I», беседа с воспитанниками | 1 ч. | ||
Гроза 12 года | 3 ч. | ||
Занятие 1. «Недаром помнит вся Россия» | 1 ч. | ||
Занятие 2. Экскурсия «Бородинская панорама». | 1 ч. | ||
Занятие 3. Конкурс рисунков о войне 1812 г., просмотр фильма «Давным, давно» | 1 ч. | ||
Золотые россыпи русской культуры | 4 ч. | ||
Занятие 1. «Великие художники России» | 1 ч. | ||
Занятие 2. Экскурсия в Третьяковскую галерею | 2 ч. | ||
Занятие 3. Игра «Экскурсия в музей» | 1 ч. | ||
«Поклонимся великим тем годам…» | 5 ч. | ||
Занятие 1. «Великая Отечественная война. Битва за Москву» | 1 ч. | ||
Занятие 2. Экскурсия Музей Вооруженных Сил. | 1 ч. | ||
Занятие 3. Просмотр фильмов о войне, встреча с ветеранами ВОв | 3 ч. | ||
«В жизни всегда есть место подвигу» | 3 ч. | ||
Занятие 1. «Герои наших дней» | 1 ч. | ||
Занятие 2. Экскурсия к памятнику героев-десантников, просмотр видеосюжетов по теме | 1 ч. | ||
Занятие 3. Конкурс плакатов, встречи с ветеранами «горячих точек» | 1 ч. | ||
Итого: | 18 ч. | 5 ч. | 13 ч. |
Условия реализации программы «Палитра души»
Условия | Выход | |
1. | Мотивационные | Повышение у воспитанников уровня нравственной культуры, гордости за свою Родину, её историю. |
2. | Организационные | Проведение экскурсий, видеозанятий, ролевых и дидактических игр, конкурсов, викторин, встреч с ветеранами. |
3. | Материально-технические | Создание игротеки, тематической видеотеки, обеспечение методической и научно-популярной литературой, использование интерактивных технологий |
4. | Научно-методические | Повышение уровня профессиональной компетенции воспитателей с применением инновационных технологий по вопросам нравственно-духовного воспитания. |
Список литературы:
- Астапов В.М., Лебединская О.И, Шапиро Б.Ю. Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями. Детский практический психолог, 1995, №7.
- Анашина Н.Ю., Галеев Р.А., Мельченко И.В., Интеллектуальные праздники, викторины, конкурсы. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. - 495 с.
- Барсова А. Жизнь как игра по правилам и без. Личность в зеркале судьбы -М.: Дрофа-Плюс, 2004. - 224 с.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под редакцией В.В. Воронковой -М.: Школа-Пресс, 2004.
- Выгодский Л.С. Педагогическая психология. Под редакцией В.В.Давыдова -М.: 1991. - 387 с.
- Евтушенко С.В. Педагогика творчества; Учебно-методическое пособие -М.: МГПИ, 2006. - 212 с.
- Кончаловская Н. «Дар бесценный» Издательство «Детская литература» -М., 1965.
- Поклонимся великим тем годам. К 55-летию Победы. Краткая поэтическая летопись важнейших событий Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. -М.: «Викра», 2002. - 112 с.
- Проблемы военно-патриотического и гражданского воспитания и методического обеспечения преподавания курса «ОБЖ» в образовательных учреждениях Москвы. Выпуск 3, Центр «Школьная книга», 2002. - 112 с.
- «Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета их индивидуальных достижений». Выпуск 2, центр «Школьная книга» -М., 2005.
- Рубежи ратной славы Отечества: люди, события, факты -М.: Издательский дом «Звонница-МГ», 2002. -384 с.
- Серия «Художественная галерея», ООО «Де Агостин», 2006.
- Соломко Н.З. «Сказка о художниках», Издательство «Белый город».
- Сценарии школьных викторин, конкурсов, познавательных игр. Серия «Библиотека школьника» – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. - 304 с.