Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения.
Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении.
Процесс усвоения умственно отсталыми учащимися математических представлений, арифметический действий, связан с большими трудностями, вызванными, с одной стороны, абстрактностью этих понятий, а с другой – недостаточностью мыслительных процессов учащихся.
В качестве наглядно-практического материала с успехом могут использоваться опорные таблицы. Они помогают обучающимся выполнять действия по предложенному плану, что облегчает усвоение материала. Некоторые из таблиц можно сделать элементами постоянной экспозиции классной комнаты, другие – поместить во временную экспозицию, третьи – использовать в качестве индивидуального раздаточного материала.
На уроках математики при обучении детей арифметическим действиям я использую в качестве индивидуального раздаточного материала следующие опорные таблицы.
1. При изучении сложения я использую следующую таблицу:
В верхнем ряду выкладывается пример, который нужно решить, под цифрами ученик выкладывает счетный материал, соответствующий цифре, далее по стрелочкам передвигаем счетный материал, ученик пересчитывает и подбирает соответствующую цифру.
2. При изучении вычитания я использую следующую таблицу:
Работа с данной таблицей аналогична предыдущей.
Для работы с данными таблицами можно использовать математический набор «Учись считать».
Применение таких опорных таблиц помогает учащимся с умственной отсталостью усвоить математические представления, арифметические действия, повышается мотивация к обучению.