За последние годы к специалистам МАОУ “ЦДК” и ПМПК города Кунгура участились обращения родителей с детьми подросткового возраста с проблемами неуспеваемости, трудностей усвоения учебного материала, поведенческими отклонениями, хронической усталости т.п. Таким образом, школьная дезадаптация учащихся в среднем звене становится актуальной проблемой, требующей анализа причин и поиска путей решения.
Основные причины неуспеваемости на второй ступени обучения [1]:
- Несвоевременное выявление нарушений в интеллектуальном развитии детей и недостаточное оказание (или отсутствие) коррекционно-развивающей помощи.
- Ухудшение физического состояния учащихся (болезни, ослабление организма, утомляемость).
- Слабость мыслительных операций, психических процессов (восприятия, свойств внимания, памяти), речи, воображения.
- Возрастные особенности подросткового возраста (недисциплинированность, переоценка своих возможностей, неусидчивость, неустойчивость устремлений, склонность к внеучебным занятиям и увлечениям, ведущая деятельность – интимно – личностное общение, учебная деятельность становится второстепенной) .
- Сокращение классов 7 вида на второй ступени обучения.
- Формальные требования к учащимся, отсутствие индивидуального подхода.
- Недостаточно сознательное отношение родителей к образованию (“школа должна научить подростка”), недостатки семейного воспитания (неправильное стимулирование учения детей, низкий культурный уровень родителей и т.п.). Отказ родителей от обучения по программе, рекомендуемой ПМПК. Слабая информированность родителей об индивидуальных особенностях развития ребёнка.
- Недостаточный уровень культуры педагогов, недостаточная методическая квалификация, необъективное оценивание педагогами ЗУНов по основным предметам, что приводит к скрытой неуспеваемости.
- Невыполнение (или частичное выполнение) школами рекомендаций ПМПК в отношении детей, имеющих трудности в усвоении учебного материала.
- Учебная нагрузка не соответствует возможностям учащихся (большой объём изучаемого материала).
- Новая система оплаты труда учителей ведёт к необъективному оцениванию возможностей ребёнка на начальном звене, что в конечном итоге на второй ступени обучения приводит к стойкой неуспеваемости (денежное поощрение педагога зависит от показателей успеваемости детей)
Пути профилактики школьной неуспеваемости на второй ступени обучения.
- Главное в работе с “детьми риска” (детьми с трудностями в учении и отклонениями в поведении) — ранняя диагностика учебных затруднений (на этапе готовности к школе) и разработка коррекционных программ с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
- Создание условий для детей с особыми образовательными потребностями (с ЗПР, ЗРР, умственной отсталостью) – коррекционные классы с небольшой наполняемостью (до 12 человек), щадящий режим, учителя, прошедшие курсовую подготовку по работе с данной категорией детей.
- Использование эффективных методов педагогической и психологической диагностики неуспеваемости школьников ( тестирование, анкетирование, анализ школьной документации, наблюдение, беседа с неуспевающими учениками и их родителями).
- Основная педагогическая причина – это несовершенство методов преподавания. Виды помощи в основном сводятся к организации дополнительных занятий, на которых применяются традиционные (такие же, как и на уроке) методы обучения (натаскивание на изучаемый материал) и оказание мер давления на ученика.
- Важное значение играют такие дидактические принципы, как принцип пропедевтического характера обучения (введение в содержание обучения разделов, обеспечивающих готовность к восприятию учебного материала); принцип ориентации обучения на “зону ближайшего развития”; дифференцированного подхода (учёт индивидуальных отклонений в развитии ребёнка);
- Содержание обучения должно включать программный материал оптимальной степени сложности, требующей от ученика достаточного интеллектуального напряжения, доступный по темпу и по характеру деятельности.
- Комплексный подход к проблемам учащихся группы риска, психолого-медико-педагогическое сопровождение обучения специалистами логопедом, психологом, психиатром, неврологом, социальным педагогом.
Членами ПМПКомиссии осуществляется контроль за детьми второй ступени образования, имеющими трудности в обучении и поведенческими проблемами. В диаграмме 1 показана динамика представленных на ПМПК учащихся второй ступени обучения. Специалистами оказывается консультационно-диагностическая и коррекционно-развивающая помощь подросткам, их родителям, педагогам.
Диаграмма 1
Литература
- Коррекционная педагогика в начальном образовании. М, 2001.
- Специальная педагогика. М., 2001.
- Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб., 2003.
- nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/problemy-shkolnoi-neuspevaemost