Проблемы школьной неуспеваемости учащихся подросткового возраста: анализ причин и пути профилактики

Разделы: Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика


За последние годы к специалистам МАОУ “ЦДК” и ПМПК города Кунгура участились обращения родителей с детьми подросткового возраста с проблемами неуспеваемости, трудностей усвоения учебного материала, поведенческими отклонениями, хронической усталости т.п. Таким образом, школьная дезадаптация учащихся в среднем звене становится актуальной проблемой, требующей анализа причин и поиска путей решения.

Основные причины неуспеваемости на второй ступени обучения [1]:

  1. Несвоевременное выявление нарушений в интеллектуальном развитии детей и недостаточное оказание (или отсутствие) коррекционно-развивающей помощи.
  2. Ухудшение физического состояния учащихся (болезни, ослабление организма, утомляемость).
  3. Слабость мыслительных операций, психических процессов (восприятия, свойств внимания, памяти), речи, воображения.
  4. Возрастные особенности подросткового возраста (недисциплинированность, переоценка своих возможностей, неусидчивость, неустойчивость устремлений, склонность к внеучебным занятиям и увлечениям, ведущая деятельность – интимно – личностное общение, учебная деятельность становится второстепенной) .
  5. Сокращение классов 7 вида на второй ступени обучения.
  6. Формальные требования к учащимся, отсутствие индивидуального подхода.
  7. Недостаточно сознательное отношение родителей к образованию (“школа должна научить подростка”), недостатки семейного воспитания (неправильное стимулирование учения детей, низкий культурный уровень родителей и т.п.). Отказ родителей от обучения по программе, рекомендуемой ПМПК. Слабая информированность родителей об индивидуальных особенностях развития ребёнка.
  8. Недостаточный уровень культуры педагогов, недостаточная методическая квалификация, необъективное оценивание педагогами ЗУНов по основным предметам, что приводит к скрытой неуспеваемости.
  9. Невыполнение (или частичное выполнение) школами рекомендаций ПМПК в отношении детей, имеющих трудности в усвоении учебного материала.
  10. Учебная нагрузка не соответствует возможностям учащихся (большой объём изучаемого материала).
  11. Новая система оплаты труда учителей ведёт к необъективному оцениванию возможностей ребёнка на начальном звене, что в конечном итоге на второй ступени обучения приводит к стойкой неуспеваемости (денежное поощрение педагога зависит от показателей успеваемости детей)

Пути профилактики школьной неуспеваемости на второй ступени обучения.

  • Главное в работе с “детьми риска” (детьми с трудностями в учении и отклонениями в поведении) — ранняя диагностика учебных затруднений (на этапе готовности к школе) и разработка коррекционных программ с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
  • Создание условий для детей с особыми образовательными потребностями (с ЗПР, ЗРР, умственной отсталостью) – коррекционные классы с небольшой наполняемостью (до 12 человек), щадящий режим, учителя, прошедшие курсовую подготовку по работе с данной категорией детей.
  • Использование эффективных методов педагогической и психологической диагностики неуспеваемости школьников ( тестирование, анкетирование, анализ школьной документации, наблюдение, беседа с неуспевающими учениками и их родителями).
  • Основная педагогическая причина – это несовершенство методов преподавания. Виды помощи в основном сводятся к организации дополнительных занятий, на которых применяются традиционные (такие же, как и на уроке) методы обучения (натаскивание на изучаемый материал) и оказание мер давления на ученика.
  • Важное значение играют такие дидактические принципы, как принцип пропедевтического характера обучения (введение в содержание обучения разделов, обеспечивающих готовность к восприятию учебного материала); принцип ориентации обучения на “зону ближайшего развития”; дифференцированного подхода (учёт индивидуальных отклонений в развитии ребёнка);
  • Содержание обучения должно включать программный материал оптимальной степени сложности, требующей от ученика достаточного интеллектуального напряжения, доступный по темпу и по характеру деятельности.
  • Комплексный подход к проблемам учащихся группы риска, психолого-медико-педагогическое сопровождение обучения специалистами логопедом, психологом, психиатром, неврологом, социальным педагогом.

Членами ПМПКомиссии осуществляется контроль за детьми второй ступени образования, имеющими трудности в обучении и поведенческими проблемами. В диаграмме 1 показана динамика представленных на ПМПК учащихся второй ступени обучения. Специалистами оказывается консультационно-диагностическая и коррекционно-развивающая помощь подросткам, их родителям, педагогам.

Диаграмма 1

Литература

  1. Коррекционная педагогика в начальном образовании. М, 2001.
  2. Специальная педагогика. М., 2001.
  3. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб., 2003.
  4. nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/problemy-shkolnoi-neuspevaemost