Начальная школа
-
Словарная работа на уроках русского языка 2006
В своей статье я остановлюсь на проведении одного из этапов урока. Это организация словарной работы. Каждому учителю известно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее его устная и письменная речь. Поэтому словарная работа должна носить не случайный эпизодический характер, а систематический хорошо организованный процесс.
-
Возможности использования технологии проблемного обучения через учебную деятельность по системе Л.В. Занкова на тему: "Наречие. Образование и правописание наречий". 4-й класс 2006
Основная задачи урока сформулировать первоначальные представления о наречии как части речи.
-
Урок по математике на тему: "Свойство противоположных сторон прямоугольника. Периметр прямоугольника" 2006
Предлагаемый урок математики во 2-м классе ставит своей целью познакомить учащихся со свойством сторон прямоугольника, используя это свойство учиться находить периметр прямоугольника и применять знания при решении задач.
-
Урок математики в 1-м классе по теме: "Величины. Свойства величин". Образовательная программа "Школа 2100" 2006
Развивать мыслительные операции сравнения, систематизации, обобщения; навыки счёта; геометрические понятия; каллиграфические навыки.
-
Внеклассное мероприятие по теме: "Прощание с начальной школой" 2006
Праздники в начальной школе – неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. Подготовка и проведение праздника сплачивают детей и родителей, способствуют развитию творчества, фантазии учащихся, учат общению. На празднике учителя и родители с удовольствием разглядывают повзрослевших детей. Как они выросли, как изменились! Так много хорошего и доброго нужно сказать ребятам, чтобы этот день запомнился, чтобы появилось желание к самосовершенствованию.
-
Формирование природоведческого понятия "почва" у учащихся начальной школы на лабораторно-практическом уроке по курсу "Окружающий мир" в 3-м классе (1–4) 2006
Проведение лабораторных работ в начальной школе требует от учителя не только качественной подготовки содержания урока, но и оптимального сочетания практического и демонстрационного действия учащихся и учителя, на максимальном уровне безопасности.
-
Комбинаторные задачи 2006
Урок по теме "Комбинаторные задачи" предназначен для занятия по эвристике во втором классе.
-
Народные традиции в сельской школе 2006
В статье рассказывается об организации совместной деятельности взрослых и детей на основе народных традиций по условиям: создание организационно-педагогических возможностей для совместной деятельности; изучение календаря знаменательных дат предстоящего учебного года; выбор наиболее интересных и полезных традиций для нравственного воспитания учащихся; создание психологического настроя; распределение групповых, индивидуальных заданий, поручений по подготовке совместной деятельности; проведение совместной деятельности; педагогический анализ совместной деятельности.
-
Сочинение по картине А. Пластова "Первый снег" 2006
Сочинение по картине в начальной школе – одно из эффективных средств развития речи младших школьников, раскрытие творческих возможностей каждого ученика. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним такие стороны жизни, с которыми ребенок не мог бы столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина развивает мышление детей, расширяет их кругозор, обогащает их словарный запас. Сочинение по картине развивает воображение детей, и в этом смысле является более высокой ступенью в обучении сочинения.
-
Использование кинезиологических методов в коррекции обучения и оздоровлении школьников 2006
Вот уже шестой год я провожу со своими учениками кинезиологические упражнения и могу с уверенностью сказать, что они оказывают благотворное влияние не только на коррекцию обучения, но и в развитии интеллекта, улучшении состояния физического здоровья и социальной адаптации детей. В комплексы упражнений включены растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.
-
Программа по ритмике для 2–4-х классов 2006
Основная задача курса – привить ребенку необходимые двигательные навыки и умение чувствовать и ощущать музыкальный ритм, привить учащимся культуру общения между собой и с окружающими.
-
Методы и приемы коррекции фонематических процессов у учащихся начальных классов 2006
В данной работе обобщен опыт и представлены система, методы и приемы коррекционной работы, направленной на формирование фонематических процессов у учащихся начальных классов с недостатками фонетико-фонематического и общего развития речи. Статья представляет интерес для логопедов-дефектологов и учителей начальных классов, т.к. содержит разнообразные игры и упражнения, которые можно использовать на уроках русского языка и чтения.
-
Конспект открытого урока русского языка в 4-м классе по теме: "Систематизация знаний о правописании безударного гласного в корне слова, проверяемого ударением" 2006
Каждому учителю начальных классов известна структура урока русского языка. Один из этапов урока – словарно-орфографическая работа. Анализ диктантов и контрольных работ по русскому языку показывает, что больше всего ошибок учащиеся допускают при написании орфограммы "безударной гласной в корне слова" значит, чтобы выработать у учащихся навык безошибочного письма "безударной гласной в корне слова" учителю необходимо из урока в урок подбирать для словарно-орфографической работы упражнения на этот вид орфограммы. Не секрет, что некоторые упражнения рассчитаны на механическое запоминание зрительного образа слова. Методисты же старой школы считали своим долгом помочь ученику запомнить написания слов. Они говорили: "Всякое запоминание, особенно же механизирующего характера, легко и привлекательно, если оно опирается на содержательные темы, ритмику и шутки" (Петерсон М.Н. и др., Учпедгиз, 1948 г.) Учитывая выше сказанное мною, Смирновой В.В., в конспекте открытого урока русского языка в 4-м классе были подобраны разные дидактические игры, которые могут использоваться на этапе урока (словарно-орфографическая работа) данного класса.
-
Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Окончания глаголов второго лица единственного числа" 2006
Учащиеся знакомятся с традициями русского народа, решают лингвистические задачи. Все задания, применяемые на уроке, разноуровневые и направлены на развитие устной и письменной речи учащихся.
-
Организация самостоятельной творческой работы учащихся начальных классов на уроках русского языка 2006
В данной статье описан опыт по формированию творческих способностей учащихся начальных классов на уроках русского языка: представлено тематическое планирование уроков развития речи во 2–4-х классах и конспект урока развития речи в третьем классе по теме "Изложение текста – повествования по готовому плану".
-
Урок по предмету "Мы и окружающий мир" на тему: "Что там, за горизонтом?" 3-й класс 2006
В статье дана методика вводного урока по теме "Что там, за горизонтом?" Предмет – "Мы и окружающий мир" (по программе Л.В. Занкова).
-
Урок чтения по теме: "А.С. Пушкин "Там, на неведомых дорожках…" 2-й класс 2006
В статье представлен материал к уроку чтения во 2-м классе по творчеству А.С. Пушкина. На этом уроке дети расширяют представления о сказках, продолжают знакомство с биографией великого поэта. На протяжении всего урока обогащается словарный запас детей. На примере героев сказок А.С. Пушкина дети учатся правильно оценивать поступки своих товарищей. Из угаданных произведений дети выстраивают кроссворд.
-
Урок-путешествие по теме: "Путешествие на планету Невеж" 2006
Данный урок-путешествие можно провести среди учащихся 1–3-х классов. Главная цель: учить детей соблюдать правила вежливости. Дети на практике учатся правильно вести себя, убеждаются в необходимости вежливых слов и учатся пользоваться ими.
-
Групповое логопедическое занятие с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи 2006
В последнее время с каждым годом увеличивается количество детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности. В целях профилактики дислексии и дисграфии на первом этапе необходимо устранить у детей дефекты произношения, сформировать полноценные фонематические представления, развивать артикуляционную и мелкую моторику. Развитие на логопедических занятиях как устной, так и письменной речи, создает предпосылки к дальнейшему самостоятельному освоению учащимися учебных материалов.
-
Литературное чтение на тему: "Загадаю я загадку…" 2-й класс 2006
Народные загадки широко применяли в обучении детей великие педагоги К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и другие. Ведь загадки помогают активизировать внимание, понимать и чувствовать художественный образ, развивать воображение, память, речь, любознательность. Особая интонация загадок, их ритм, рифма тренируют речевой слух. Этот жанр учит, как целенаправленно действовать со словом: выделять логическое ударение, выдерживать паузу.
-
Развитие речи учащихся начальных классов во внеклассной работе 2006
В статье раскрывается содержание внеклассной работы по русскому языку, проводимой в начальных классах национальной школы. Внеклассная работа решает важные образовательные и воспитательные задачи: воспитывает у учащихся более ответственное отношение к урокам русского языка; развивает интерес к языку, быстроту мышления, желание учиться говорить выразительно.
-
Урок информатики в 1-м классе по теме: "Состав предметов" 2006
Методы обучения (словесные, наглядные, практические, поисковые) полностью обеспечивают мотивацию деятельности учащихся, сотрудничество учитель–ученик, контроль и самоконтроль. Дети закрепят и доведут до уровня автоматизированного навыка информационные знания. Использование методических приемов развивающего обучения будет способствовать формированию у детей интеллекта, умения анализировать, сравнивать.
-
Внеклассное мероприятие для учеников 3–4-х классов на тему: "Крестики-нолики" 2006
Через мультипроэктор на экран высвечивается игровое поле крестики-нолики. Команды выбирают название конкурса, на экране появляется вопрос. На обдумывание дается 2–3 минуты. После этого команда даёт свой ответ. Результаты игры отмечаются на стенде. Заранее на классной доске или на ватмане готовится такой стенд, куда заносятся итоги каждого конкурса. Если по каким-то причинам нет возможности использовать компьютер, игровое поле можно сделать на классной доске или ватмане.
-
Урок литературного чтения по теме: "Ксения Драгунская "Крайний случай". 4-й класс 2006
Знакомство с произведениями К.Драгунской помогает развивать у детей литературный вкус, формирует умение определять и анализировать литературный жанр, воспитывает гуманное отношение ко всему живому.
-
Открытый урок по теме: "Реки и озера. Реки и озера нашего края. Море" 2006
Урок проводится с целью познакомить детей с мерами охраны рек и озер, с правилами поведения на воде. В игровой манере дети знакомятся с основными реками Иркутской области и озером Байкал.
-
Групповая форма работы — как способ организации обучения 2006
Статья учит, как строить предметные отношения учеников и учителя, сотрудничать со сверстниками. Раскрывает способы формирования рефлексивных способностей у детей, участвующих в групповой работе. Цель статьи – рассказать о способах организации обучения, воспитывающего умение учиться, мощно развивающего рефлексивные способности младшего школьника. Раскрывается понятие групповой работы и описываются процессы, организуемые для достижения основной цели групповой работы – развития мышления учащихся.
-
Пути координации предметов языкового цикла на первой ступени обучения в условиях билингвизма 2006
В статье представлены некоторые пути решения проблемы координации предметов языкового цикла в начальных классах школ с русским языком обучения в условиях двуязычия.
-
Интегрированный урок: математика + природоведение на тему: "Литр". 1-й класс 2006
Интегрированный урок по теме: "Литр" (математика + природоведение) рекомендуется для учащихся 1-х классов. На уроке дети не просто знакомятся с общепринятым понятием – эталоном емкости сосудов – 1 л, а вырабатывают навыки и умение быстро и точно "переносить" и широко применять эти знания в жизни. Добиться этого позволяет использование на уроке ненавязчивых игровых приемов, практических упражнений и создание проблемных ситуаций. На уроке уделяется большое внимание экологическому воспитанию младших школьников.
-
Коррекционно-развивающее занятие по теме: "Зимняя сказка" 2006
Моя основная задача – развивать речь у учащихся начальных классов, имеющих общее недоразвитие речи. Ясно, что у детей с нарушением речи всегда нарушается внимание, память, восприятие, воображение т.к. структуры головного мозга, отвечающие за развитие речи и психических процессов, тесно взаимосвязаны. Поэтому стараюсь работать с такой категорией детей с учётом их особенностей, используя индивидуальный подход, опираясь на сохранные анализаторные системы, ориентируясь на зону ближайшего развития. Хочу показать ребёнку словарное богатство родного языка, воспитать лексическое чутьё, научить связно излагать мысли и чувства, помочь почувствовать "вкус" языка, научить сообщать, утешать, убеждать, доказывать.
-
Урок математики в 1-м классе по теме: "Число 10. Состав числа 10" 2006
Данный урок в первом классе через задания игрового характера знакомит обучающихся с числом десять и его составом. Нужно найти "клад". Для детей – это число 10, а для учителя – воспитание интереса к математике, обучение умению добиваться поставленной цели и работать сообща. Через задания, постепенно усложняющиеся, ученики развивают свое внимание и память, открывают новое знание и закрепляют его. Урок создает атмосферу познавательной активности.