Урок "Психологическая азбука для младших школьников" по теме: "Развитие слуховой памяти". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели: развивать слуховую память, внимание, мышление, логическое мышление, учить внимательно слушать, запоминать услышанное, воспроизводить устно и письменно.

1. Организационый момент. Мозговая гимнастика.

  1. Перекрёсты.
  2. Колечки.
  3. Ленивые восьмёрки.
  4. Дыхание.

2. Сообщение темы и целей урока.

- Прочитайте и объясните.

Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает и  разумеет.

Сказанное не воротишь, потерянного не вернёшь.

Слушай ухом, а не брюхом.

В одно ухо влетает, а в другое вылетает.

- Как вы думаете, чум мы будем заниматься на уроке?

- Для чего надо развивать слуховую память?

3. Разминка.

1)

Белка, ёжик и енот
Волк, лиса, мартышка, крот
Были дружные соседи
На пирог пришли к соседям
Вы ребята не зевайте
Сколько всех зверей считайте!

- Повторите всех зверей!

2) Петя и Миша имеют фамилии Чернов и Белов. Какая фамилия у каждого мальчика, если Петя на 2 года старше Белова.

3) Алла, Вера, Галя вязали разные вещи: 2 девочки - шапки,1 – варежки. Что вязала каждая девочка, если Алла и Вера – вязали разные вещи. Вера и Галя – тоже.

4) Алик и Боря жили в разных домах. Кто–то жил в высоком, кто-то в низком. Алик жил в высоком, а кто в низком?

5) Вова и Андрей – спортсмены – прыгуны в длину и в высоту. Андрей не прыгал в длину. Кто прыгал в длину?

6) Лара и Катя пекли пирожки с рисом и капустой. Лара не пекла пирожки с капустой. Какие пирожки пекла Катя?

7) Петя и Вася собирали марки: немецкие и английские. Петя собирал английские марки.  У кого из мальчиков не было немецких марок?

-На сегодняшний урок пришло много телеграмм и сообщений от наших друзей - героев любимых сказок.

4. Тренировка слуховой памяти.

1) - К нам на урок пришла телеграмма.

– Кому из сказочных героев она принадлежит?

Помни, всё исчезнет в 12 ночи.

-Кому? От кого?

-Кто написал эту сказку?

-В сказке Фея творит много чудес. Вот и нам она предлагает расколдовать слова – прочитать наоборот:

тыква
редис
репа
свёкла
редька

-Что общего? Назвать 1 словом.

- Какое слово может быть лишним?

2) - Послушайте следующее сообщение:

«Купила самовар. Приглашаю к чаю».

- Герой? Произведение? Автор?

- Муха-Цокотуха к чаю напекла пирожков. Сейчас мы узнаем, с какой начинкой были пирожки?

- Найти в словах общий звук или слог.

Квас, сок, морс, кисель (Что это?)
Пудинг, лопух, капуста, пустырник (Лишнее слово).
Конфета, табурет, тафта, котлета (Разделить на 2 группы).
Тарелка, миска, стакан, вилка (Назвать одним словом).

- С чем же были пирожки у Мухи-Цокотухи?

- Давайте пожелаем её гостям приятного аппетита.

3) - Давайте подумаем от кого эта телеграмма:

«В гости не ждите. Мотор забарахлил».

- Карлсон прислал нам слова, которые просил запомнить.

Тарелка - стакан, чашка.
Нож – вилка, ложка.
Носок – чулок, коготки.
Стул – диван, кресло.
Тетрадь, книга – портфель.
Тучи, небо – звезда.
Банан, яблоко – груша.
Овал, круг – квадрат.

- Назовите одним словом!

- Составьте предложения из 1 тройки.

- Записать рифмы к слову: банан.

4) «Купил семена. Приезжайте тянуть».

- Дед купил много необычных семян. И у него в огороде выросло много интересных растений. Послушайте и назовите, какие овощи и фрукты выросли у деда?

Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, засаженных густо
Огурбузы росли, помидыни росли,
Редисвёкла, чеслук и репуста.
Сельдерошек поспел, и моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржевник,
А таких баклачков и мохнатых стрючков
Испугался бы каждый садовник.

(Н. Кончаловская)

Мозговая гимнастика.

  1. Перекрёсты.
  2. Качание головой.
  3. Сова.
  4. Шапка размышлений.

5. Выполните указания учителя.

- Один сказочный герой поначалу плохо слушал советы своих  друзей. Из-за этого у него было немало опасных ситуаций. Вот послушайте от него сообщение:

«Ключ достал. Скоро буду».

- Герой? Автор? Произведение?

- Давайте и мы проверим, насколько быстро и точно вы выполняете указания учителя.

- На что похоже?

- Перед вами лицо человека. Следуя моим указаниям, вы должны  выполнить задания.

Задание читается только один раз.

- Нарисуйте:

1 вариант: правый глаз и левое ухо.

2 вариант: нос, левый глаз.

- На рисунке поставить точки на указанном учителем месте:

1 вариант: красная точка внутри треугольника, но вне квадрата.

2 вариант: синяя точка внутри квадрата, но вне треугольника.

- Перед вами ряд чисел:

10 24 5 16 8 12

- Надо обвести в кружок числа, которые в сумме дают 30.

- Варианты ответов.

  1. 16, 8, 5
  2. 10, 5, 16
  3. 10, 8, 12
  4. 10, 24, 5
  5. 24, 8, 12

- Выбрать правильный ответ (ответы на пальцах показать).

- А вот телеграмма от одного весёлого путешественника.

-Скажите, кто это?

«Ушел от зайца, волка и медведя».

- Колобок успел побывать в гостях у своих друзей - сказочных героев.

- Попробуй их запомнить. (Учитель читает 3 раза)

Буратино
Золушка
Мальвина
Пиноккио
Карлсон
Тортилла
Пятачок

1) Сколько всего героев?

2) Назвать мужские, женские имена.

3) У какого героя 2 имени?

4) Автор сказки последнего героя?

5) Назовите героев сказки “Золотой ключик” и автора сказки.

6. Итог.

- Используя пословицы и поговорки на доске, сочините небольшой рассказ (пословицы написаны на доске).

- Последнее задание: составить слово из первых букв.

М – мандарин
О - орех
Л - лимон
О - оливки
Д - дыня
Е - ежевика
Ц - цитрус