Цели: развивать слуховую память, внимание, мышление, логическое мышление, учить внимательно слушать, запоминать услышанное, воспроизводить устно и письменно.
1. Организационый момент. Мозговая гимнастика.
- Перекрёсты.
- Колечки.
- Ленивые восьмёрки.
- Дыхание.
2. Сообщение темы и целей урока.
- Прочитайте и объясните.
Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает и разумеет.
Сказанное не воротишь, потерянного не вернёшь.
Слушай ухом, а не брюхом.
В одно ухо влетает, а в другое вылетает.
- Как вы думаете, чум мы будем заниматься на уроке?
- Для чего надо развивать слуховую память?
3. Разминка.
1)
Белка, ёжик и енот
Волк, лиса, мартышка, крот
Были дружные соседи
На пирог пришли к соседям
Вы ребята не зевайте
Сколько всех зверей считайте!
- Повторите всех зверей!
2) Петя и Миша имеют фамилии Чернов и Белов. Какая фамилия у каждого мальчика, если Петя на 2 года старше Белова.
3) Алла, Вера, Галя вязали разные вещи: 2 девочки - шапки,1 – варежки. Что вязала каждая девочка, если Алла и Вера – вязали разные вещи. Вера и Галя – тоже.
4) Алик и Боря жили в разных домах. Кто–то жил в высоком, кто-то в низком. Алик жил в высоком, а кто в низком?
5) Вова и Андрей – спортсмены – прыгуны в длину и в высоту. Андрей не прыгал в длину. Кто прыгал в длину?
6) Лара и Катя пекли пирожки с рисом и капустой. Лара не пекла пирожки с капустой. Какие пирожки пекла Катя?
7) Петя и Вася собирали марки: немецкие и английские. Петя собирал английские марки. У кого из мальчиков не было немецких марок?
-На сегодняшний урок пришло много телеграмм и сообщений от наших друзей - героев любимых сказок.
4. Тренировка слуховой памяти.
1) - К нам на урок пришла телеграмма.
– Кому из сказочных героев она принадлежит?
Помни, всё исчезнет в 12 ночи.
-Кому? От кого?
-Кто написал эту сказку?
-В сказке Фея творит много чудес. Вот и нам она предлагает расколдовать слова – прочитать наоборот:
тыква
редис
репа
свёкла
редька
-Что общего? Назвать 1 словом.
- Какое слово может быть лишним?
2) - Послушайте следующее сообщение:
«Купила самовар. Приглашаю к чаю».
- Герой? Произведение? Автор?
- Муха-Цокотуха к чаю напекла пирожков. Сейчас мы узнаем, с какой начинкой были пирожки?
- Найти в словах общий звук или слог.
Квас, сок, морс, кисель (Что это?)
Пудинг, лопух, капуста, пустырник (Лишнее слово).
Конфета, табурет, тафта, котлета (Разделить на 2 группы).
Тарелка, миска, стакан, вилка (Назвать одним словом).
- С чем же были пирожки у Мухи-Цокотухи?
- Давайте пожелаем её гостям приятного аппетита.
3) - Давайте подумаем от кого эта телеграмма:
«В гости не ждите. Мотор забарахлил».
- Карлсон прислал нам слова, которые просил запомнить.
Тарелка - стакан, чашка.
Нож – вилка, ложка.
Носок – чулок, коготки.
Стул – диван, кресло.
Тетрадь, книга – портфель.
Тучи, небо – звезда.
Банан, яблоко – груша.
Овал, круг – квадрат.
- Назовите одним словом!
- Составьте предложения из 1 тройки.
- Записать рифмы к слову: банан.
4) «Купил семена. Приезжайте тянуть».
- Дед купил много необычных семян. И у него в огороде выросло много интересных растений. Послушайте и назовите, какие овощи и фрукты выросли у деда?
Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, засаженных густо
Огурбузы росли, помидыни росли,
Редисвёкла, чеслук и репуста.
Сельдерошек поспел, и моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржевник,
А таких баклачков и мохнатых стрючков
Испугался бы каждый садовник.
(Н. Кончаловская)
Мозговая гимнастика.
- Перекрёсты.
- Качание головой.
- Сова.
- Шапка размышлений.
5. Выполните указания учителя.
- Один сказочный герой поначалу плохо слушал советы своих друзей. Из-за этого у него было немало опасных ситуаций. Вот послушайте от него сообщение:
«Ключ достал. Скоро буду».
- Герой? Автор? Произведение?
- Давайте и мы проверим, насколько быстро и точно вы выполняете указания учителя.
- На что похоже?
- Перед вами лицо человека. Следуя моим указаниям, вы должны выполнить задания.
Задание читается только один раз.
- Нарисуйте:
1 вариант: правый глаз и левое ухо.
2 вариант: нос, левый глаз.
- На рисунке поставить точки на указанном учителем месте:
1 вариант: красная точка внутри треугольника, но вне квадрата.
2 вариант: синяя точка внутри квадрата, но вне треугольника.
- Перед вами ряд чисел:
10 24 5 16 8 12
- Надо обвести в кружок числа, которые в сумме дают 30.
- Варианты ответов.
- 16, 8, 5
- 10, 5, 16
- 10, 8, 12
- 10, 24, 5
- 24, 8, 12
- Выбрать правильный ответ (ответы на пальцах показать).
- А вот телеграмма от одного весёлого путешественника.
-Скажите, кто это?
«Ушел от зайца, волка и медведя».
- Колобок успел побывать в гостях у своих друзей - сказочных героев.
- Попробуй их запомнить. (Учитель читает 3 раза)
Буратино
Золушка
Мальвина
Пиноккио
Карлсон
Тортилла
Пятачок
1) Сколько всего героев?
2) Назвать мужские, женские имена.
3) У какого героя 2 имени?
4) Автор сказки последнего героя?
5) Назовите героев сказки “Золотой ключик” и автора сказки.
6. Итог.
- Используя пословицы и поговорки на доске, сочините небольшой рассказ (пословицы написаны на доске).
- Последнее задание: составить слово из первых букв.
М – мандарин
О - орех
Л - лимон
О - оливки
Д - дыня
Е - ежевика
Ц - цитрус