Не так давно в учебный процесс ввели новый предмет – урок ритмики. И многие задавались вопросами:
- Что это за предмет?
- Какие цели, задачи должен перед собой ставить педагог?
- Чему и как обучать своих учеников.
Слово ритмика произошло от слова ритм – что означает равномерное чередование каких-нибудь элементов. Ритм можно слышать, ощущать не только в музыке, но и в окружающей нас действительности: ритм дождя, ритм падающих снежинок, последовательность времен года, смена дня и ночи, солнечных и пасмурных дней, ритм определенных действий, ритм жизни, где светлая и темная полоса сменяют друг друга. Получается, что ритм можно уловить во всем, что нас окружает.
Возникает вопрос: чему же мы должны обучить ребенка на уроках ритмики?
Развивать чувство ритма, умение слушать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, формировать творческую активность, воображение, речь.
Цель уроков ритмики – это приобщение детей к танцевальному искусству, к хореографии. Хореография – понятие очень широкое, буквально означает в переводе с греческого «писать танец». Но со временем этим словом стали называть все, что относится к искусству танца: балет, бытовой танец, профессиональное искусство, самодеятельное искусство.
Хореография родилась на заре человечества. Еще в первобытном обществе существовали танцы, изображавшие трудовые процессы, воспроизводившие движения животных, танцы магического характера, воинственные танцы. В них человек обращался к силам природы, не умея объяснить их, он молился, заклинал, приносил жертвы, прося удачной охоты, дождя, солнца.
С изменением социального строя, согласно условиям жизни, менялись характер и тематика народной хореографии. Новые темы, новые образы, иная манера исполнения появлялись в хореографии различных народов.
Можно ли считать танец только развлечением? Только ли наша способность и умение красиво и изящно управлять своим телом в такт музыке, возможность расслабиться и выплеснуть избыток энергии?
Интересно, но ведь малыш начинает танцевать раньше, чем говорить. Ведь никто ему не объяснял, как надо танцевать, куда девать руки и как двигать ногами под музыку. Просто ему понравилась мелодия, и его тело само собой стало двигаться.
Вывод: танец, как и воздух, необходим человеку.
Деятельность учащихся в этом процессе открывает практически неограниченные возможности для реализации физического, эстетического, познавательного, творческого потенциала личности. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Физкультурно-оздоровительная, художественно-эстетическая, творческая деятельность, совместно с познавательно-исследовательской, способствует эмоциональному развитию учащихся, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально- нравственной атмосферы и ее сотворчества.
Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, его творческих возможностей.
Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков.
В основу обучения детей младшего школьного возраста необходимо положить игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом урока. Игра на уроке ритмики не должна являться наградой или отдыхом после нелегкой работы, скорее труд возникает на почве игры, становится ее смыслом и продолжением. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к работе.
Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога – воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.
Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения – использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний.
Длительное изучение, проработка небольшого количества материала (движений) дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем явится прочным фундаментом знаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей.
Таким образом, целью данного интегрированного курса является развитие познавательного, физического, художественно-эстетического потенциала личности, формирование творческой активности, воображения, речи в процессе обучения уроков ритмики.
Задачи: I. Обучающие:
- Формирование представлений об окружающем мире;
- Знакомство с многообразием культуры разных народов;
- Научить учащихся работать с дополнительной литературой;
- Расширение кругозора учащихся.
II. Воспитательные:
- Воспитание эстетического вкуса (умения видеть красоту движения в танце);
- Воспитание чувства коллективизма;
- Воспитание нравственных качеств;
- Воспитание уважения к традициям и культуре других народов.
III. Развивающие:
- Формирование движенческих навыков, развитие чувства ритма, умения слушать музыку и отражать в движении характер музыки;
- Формировать общее физическое развитие учащихся;
- Развивать творческое воображение ребенка, совершенствовать навыки творческого самовыражения;
- Развитие связной речи младших школьников.
Девиз курса – «Движение –это жизнь»
Основными принципами работы по данной программе являются:
- Ориентация на потребность ребенка чувствовать и выражать свои эмоции через танец;
- Реализация потребности ребенка в движении;
- Создание и поддержание атмосферы творчества на занятиях.
Следование этим принципам определяет особенности построения учебного процесса:
- Организация занятий преимущественно в форме игры (нестандартные уроки). Речь идет не о применении игры, как о средстве разрядки на уроке, а о том, чтобы весь урок был пронизан игровым началом;
- У детей младшего школьного возраста восприятие и мышление в основном носят конкретно-образный характер. Поэтому танец должен быть связан не только с музыкой, но и с художественным словом, рисунком, пантомимой;
- Организация практически на каждом уроке творческой деятельности в сочетании с физической и умственной работой, в процессе которой дети могли бы выразить свои впечатления, настроения, чувства, отношение к чему-либо, а также применять полученные на уроках знания;
- Общение педагога с ребенком должно осуществляться на позиции «Личность-личность».
Условия, необходимые для реализации программы.
Для эффективной реализации программы необходимы следующие условия:
- Личностное общение педагога с ребенком;
- Наличие специально оборудованного кабинета;
- Широкое использование технических средств обучения (видео, аудио техника).
Отталкиваясь от этого, я пришла к выводу, что урок ритмики можно связать с другими учебными предметами (в частности с учебными предметами программы «Школа-2100»).
Тематика курса обучения (по годам):
По годам обучения я разработала тематику курса:
1 класс – «Мир вокруг нас», ребенок должен осознать, что человек – частичка природы.
2 класс – «Времена года», здесь мы развиваем тему курса 1 класса. Ребята через поэзию, музыку, движение должны прочувствовать единение природы и человека.
3 класс – «Моя Якутия», у детей должно сформироваться национальное самосознание, чувство патриотизма к своей родине.
4 класс – «Народы мира», суть которого заключается в единстве наций, в чувстве уважения к другим народам, населяющим земной шар.
Связь ритмики с учебными предметами развивающей программы «Школа-2100»
Математика
Проведение игровой разминки.
На доске:
(топаем, хлопаем, цокаем, топаем)
Теперь эти же фигуры попробуем разместить по-другому, изменим ритм цепочки:
Сейчас, когда мы с вами выполняли эту разминку, мы уловили ритм цепочки и отразили ее в движениях.
ИЗО - труд
Ребятам очень нравится игра «Раскрась цветок». Я даю им прослушать поочередно 5 мелодий, после чего ребята, улавливая настроение музыки, раскрашивают свой цветок. А в середине рисуют свое настроение.
Также можно дать прослушать мелодию и после небольшой беседы дать нарисовать детям то, что они себе представили. Или же нарисовать этот рисунок словесно. В ходе такой работы развивается устная речь ребенка, воображение, умение прочувствовать музыку.
Риторика
В «Детской риторике» Т.А.Ладыженской мне и моим ребятам очень нравятся речевые разминки, которые тоже можно связать с ритмикой. Дыхательные упражнения «Задуй свечку».
Этюд «Я – чайник» способствует вентиляции легких. Упражнение можно выполнять стоя и сидя. Правая рука ладонью лежит на талии, левая рука, согнутая в локтевом суставе, отведена в сторону, кисть опущена, пальцы собраны. Условия – в полную силу грудной клетки набрать воздух, задержать дыхание как можно дольше, затем резко, шумно вытолкнуть воздух из легких и расслабиться.
В конце детям можно предложить изобразить разбившийся чайник, т. е. превратиться в «лужицу» (постепенная релаксация до полного расслабления мышц).
«Набери воздух и проговори на выдохе»:
Ваня, Ваня – простота,
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперед
И поехал в огород.
Или же задание «Озвучь и изобрази»
Шел зеленый крокодил,
Никого он не щадил,
Всех старался удивить,
Испугать и укусить.
Такие задания учат детей не только правильно, выразительно говорить, но и соответственно двигаться.
История
С историей хорошо связывать уроки ритмики, когда ребята учатся уже в 3-4 классе, тематика курса которого «Народы мира». Здесь открываются неограниченные возможности: учащиеся могут собирать информацию об изучаемой стране, ее истории, традициях, преданиях, народных костюмах. Ведь, чтобы станцевать народный танец, надо знать культуру народа. Эффективно действуют уроки-путешествия по странам.
Окружающий мир
С окружающим миром я связывала уроки – «Учимся быть пешеходами», «Откуда появилась снежинка?», «Путешествие дождинки».
Ребятам очень понравился урок, когда они наглядно проследили за продвижением дождинки и открыли для себя знание, как осуществляется круговорот воды в природе.
На этом же уроке мы проделали игровое упражнение «Ритм дождя»:
Представьте себе, что за окном ненастная погода. Солнышко спряталось за тучи, дует ветер, качая деревья, начинает капать дождик: кап-кап-кап. Уловили ритм дождя? Давайте прохлопаем его. Упала первая капля, вторая, третья, и вот он уже полил бурным потоком прозрачных дождинок. Но шалун-ветер вдруг начал уносить тучки куда-то вдаль и на землю падают последние дождинки. Посмотрите, на улице опять выглянуло яркое солнышко. Давайте подставим лицо и ручки к солнышку, закроем глаза. Чувствуете свежий воздух? Вдохнем его. Как хорошо! Открыли глаза, посмотрели друг на друга, улыбнулись. Спасибо!
Сказка «Путешествие дождинки»
Жила – была маленькая Капелька в большом белом облаке. Жила она не одна, а со своими сестрами и братьями. С каждым разом их становилось все больше и больше, и постепенно их облако превращалось в огромную серую тучу.
Однажды, Капелька играла со своими подружками, как вдруг подул сильный-сильный ветер. Все перемешалось, и Капелька потеряла своих подруг. Она пыталась найти их, как неожиданно она выпала из тучи и помчалась куда-то вниз.
Вначале Капелька испугалась и закрыла глазки. Но ей было очень интересно, куда же она летит, и капелька открыла сначала один глазик, потом другой. Ее взору предстала необыкновенная картина: она увидела высокие деревья, широкие реки, голубые озера, множество домов и куда-то спешащих людей. Она смотрела и не переставала удивляться красоте этой необыкновенной картины. «До чего же скучно было сидеть в облачке?» - думала Капелька.
Как вдруг она приземлилась на небольшое озеро и слилась с ними в одно целое. Там она увидела еще одно чудо – подводный мир. Особенно Капельку поразили своей красотой плавающие туда-сюда рыбы. Так Капелька жила и даже не подозревала, что ее ожидает еще одно путешествие.
Однажды Капелька решила выбраться наверх и посмотреть, что там творится. Она увидела яркое светило и спокойно лежала, нежась в его теплых лучах. Как вдруг почувствовала, как она теряет вес и превращается во что-то легкое и воздушное. Капелька превратилась в невидимый пар и поднималась кверху. Она летела-летела, и опять видела высокие деревья, широкие реки, голубые озера, множество домов, но в этот раз они удалялись от нее. А Капелька все летела и летела, она была очарована полетом. Так неожиданно для себя она опять попала в белое облачко, встретила своих сестер, братьев, подруг и знала, что их вскоре опять ожидает интересное путешествие.
Примеры тренировки внимания
Предложите ученикам рассмотреть знакомый предмет и затем, отвернувшись, подробно его описать. От раза к разу дети успевают рассмотреть предмет за более короткий отрезок времени, а описывают его более подробно. Так развивается концентрация внимания.
Для развития звукового внимания даются задания определить шумы и звуки внутри класса, за дверью в коридоре, на улице, в соседнем помещении и затем выделить из массы звуков именно те, которые присущи указанному месту. Можно попытаться угадывать конкретные звуки, степень их дальности, анализировать их характер.
Полезно давать задания на быстрое переключение внимания с одного предмета на другой (с ближнего на дальний и наоборот). Например: рука, окно, туфли, дверь и т.д.
Интересным упражнением будет переключение внимания со зрительного на слуховое или осязательное. Например: зеркало, звук с улицы, ткань костюма, фортепиано, звук в соседнем классе, линии ладони и т.д.
Такие упражнения, являющиеся азбукой актерского мастерства, в игровой форме научат детей концентрировать внимание, сосредотачиваться, когда это необходимо. Конечно, не следует чрезмерно увлекаться подобного рода упражнениями, они скорее являются подсобными и могут применяться в конце урока, когда дети утомлены и нужны особые меры, чтобы оживить внимание и восприятие.
Интегрированный урок
Тема: «Учимся слушать»
Цель: Учим быть внимательными слушателями; обратить внимание на роль мимики, жестов, позы слушателя в активном процессе слушания; воспитываем любовь к прекрасному; формирование движенческих навыков.
Ход урока:
1. Приветствие (поклон).
2. Постановка учебной задачи.
Учитель: Ребята, послушайте высказывание Гераклита Эфесского: «Те, кто слушая невнимательно, не понимают, уподобляются глухим; о них свидетельствует изречение: «…присутствуя, они отсутствуют»».
- Как понимаете это высказывание? (ответы детей).
- Умение слушать – редкая способность. Может быть у кого-то из вас эти слова вызовут недоумение. Действительно, что здесь особенного – уметь слушать? Ведь все люди, обладающие слухом, слышат друг друга, разговаривают.
- Как вы думаете, слышать и слушать – это одно и то же? Объясните смысл слов. (Слышать – обладать слухом, воспринимать речь. Слушать – стараться вслушаться в то, что говорят, понять говорящего).
- Чтобы услышать другого человека и понять его, нужно быть очень внимательным слушателем. Давайте поупражняемся во внимательном слушании. Я прочитаю вам «Скрюченную песенку» в переводе Корнея Чуковского, а вы запомните, какие скрюченные герои живут в ней и сколько их. Запоминайте только людей и животных.
Скрюченная песенка
Жил на свете человек,
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке.А за скрюченной рекой
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные мышки.И стояли у ворот
Скрюченные елки,
Там гуляли без забот
Скрюченные волки.И была у них одна
Скрюченная кошка,
И мяукала она,
Сидя у окошка.А за скрюченным мостом
Скрюченная баба
По болоту босиком
Прыгала, как жаба.И была в руке у ней
Скрюченная палка,
И летела вслед за ней
Скрюченная галка.
- Итак, сколько скрюченных героев насчитали?(6). Молодцы!
3. Слушаем музыку.
Учитель: - Ребята, сядьте спокойно и послушайте музыку (включает музыку).
- Что почувствовали? Какие чувства пережили?
(ответы детей)
- Если бы вы были художником, какую картину бы
нарисовали? Какие цвета использовали?
- Удалось ли композитору передать настроение
музыки?
- Всякую ли музыку вам нравится слушать? Почему?
Вывод: музыку, как и речь, мы тоже должны слушать внимательно.
4. Подготовительная часть урока
- Вход учащихся в зал (марш).
- Построение детей в несколько линий, в 4 или более колонн.
- Поклон педагогу.
- Разминка (для головы, плеч, рук, корпуса, ног).
Основная часть урока
- Изучение музыкально-ритмического материала, тренировочных вспомогательных упражнений.
- Работа над этюдами, танцами.
Заключительная часть урока
- Закрепление музыкально-ритмического материала в игре.
- Музыкально-танцевальные импровизации.
- Основное построение.
- Поклон. Выход из зала (марш).
Интегрированный урок.
Тема: Путешествие в Древний Египет.
Цель:
- Сформировать знания учащихся о Древнем Египте, о традициях и истории;
- Отработка вычислительных навыков;
- Формировать движенческие навыки, развитие творческого самовыражения;
- Воспитание эстетического вкуса, умения видеть красоту движения в танце, воспитание чувства уважения к культуре народов.
Оборудование: глобус, карта, ящик с вопросами, сообщения учащихся, задания, магнитофон.
Ход урока:
1. Вводная часть (ученики рассаживаются по командам).
Учитель: В начале начал была земля, где правили боги. И была она колыбелью волшебства, местом рождения солнца и называлась Египет. И вот в эту волшебную, загадочную, необычную страну мы сегодня отправляемся в путешествие. А попасть в Древний Египет, увидеть достопримечательности, познакомиться с культурой нам поможет волшебный глобус. Любой путешественник знает, что прежде чем отправиться в путешествие, надо знать, где это место находится.
Задание: какая команда быстрее найдет на карте Египет и расскажет о ее месторасположении.
(ответы учеников)
Учитель: Теперь, когда мы знаем месторасположение этой загадочной страны, отправляемся в путешествие. Все закройте глаза, кручу волшебный глобус. Вот он уносит нас все дальше и дальше в прошлое. Представьте себе бескрайнюю пустыню с золотыми песками под палящим солнцем, окружающую узкую плодородную долину реки Нил, древние постройки,поражающие с первого взгляда своей красотой и величием, мудрых людей, восхвалявших свою землю – это и есть Египет. Откройте глаза, ребята. Кому удалось перенестись в Египет? (ответы детей)
2. Сообщения учащихся.
Вот мы в древнем Египте. Я уверена, что каждому из вас есть, что рассказать об этой удивительной стране, и сегодня некоторые из вас будут экскурсоводами – поведают нам о тайнах и истории Древнего Египта. Кто желает быть первым экскурсоводом?
( сообщения учащихся)
Учитель: Молодцы, ребята! Сколько всего вы знаете! А хотите узнать о знаменитой гробнице Тутанхомона? Окунемся в историю, Говард Картер в 1922 году раскопал нетронутую гробницу юноши – царя Тутанхамона. Его провозгласили фараоном в 12-летнем возрасте. Юному фараону позволялось все, даже трон ему сделали в виде качелей, чтобы не скучал. Он жил без никаких забот, пока не понял, что вся власть принадлежит жрецам. Он поделился своими сомнениями со своим куратором, и в этом была его ошибка. Когда провели обследование мумии фараона Тутанхамона, выяснили, что он был убит ударом топора в затылок! И историки утверждают, что убийцей был его куратор. Ради власти он решил пойти на такой низкий поступок. В гробницу Тутанхамона сложили столько золота и драгоценностей, сколько ни снилось самым великим фараонам. В маленькие тесные комнатенки под скалами Долины царей запихали целых пять позолоченных царских колесниц, множество рисованных и скульптурных портретов Тутанхамона.
3. Викторина.
Учитель: А сейчас мы проведем викторину по командам. Представитель каждой команды возьмет по три вопроса из ящика – пирамиды. Когда найдете все ответы, поднимите руку. (дети берут задания).
Задания:
- Кто по мнению египтян сотворил жизнь на земле? (Ра-бог Солнца)
- Какое животное было причислено к священным? (кошка)
- Какая река протекает в Египте? (Нил)
- Нынешняя столица Египта? (Каир)
- Кто такой фараон?
- Расположите соответствующие буквы в порядке возрастания величин углов, и вы узнаете имя знаменитого правителя Древнего Египта, для которого была построена самая большая пирамида.
7. Расшифруй название города, который в 3 тысячелетии до н. э. Был столицей Древнего Египта.
М 77 : 11= | С 15 * 4 = | И (100 – 75) *2 = |
Ф 6 * 8 + 4= | Е (52 – 25) : 9 = |
8. Что причисляется к семи чудесам света?
М 12 * 2 = | И 48 : 3 = | П 25 * 3 = | Р 90 : 2 = |
А 15 * 2 = | А 81 : 27 = | И 16 * 3 = | Д 60 :15 = |
9. Чем знаменита гробница Тутанхамона?
(работа в группах)
(поведение итогов викторины)
4. Подготовительная часть урока
- Вход учащихся в зал (марш).
- Построение детей в несколько линий, в 4 и более колонн (в зависимости от размеров зала и численности группы).
- Поклон
- Разминка (для головы, плеч, рук, корпуса, ног).
5. Основная часть урока
А) этюд танца
Б) перестроение
В) соединение движений с перестроением.
6. Заключительная часть урока
А) Исполнение танца
Б) Рефлексия
Учитель: Ребята, вот мы с вами и побывали в Древнем Египте – окунулись в этот необычный, волшебный мир с неразгаданными тайнами и великими чудесами. Настало время возвращаться домой. Закройте глаза, я кручу волшебный глобус, который перенесет нас обратно домой.
Что нового узнали сегодня на уроке?
Что особенно понравилось?
Какие впечатления у вас остались от проведенного урока? (ответы детей)
В) Поклон. Выход из зала (марш).