В основу содержания гуманитарного курса “Уроки жизни” положено развитие коммуникативных умений, которые развивают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, т.е. умение говорить и слушать других, вселять веру в себя: “Я могу”, “Я сделаю”.
Основа культуры общения – соблюдение творческих норм речевого поведения. В этой связи можно говорить о широком и узком понимании речевого этикета.
В широком смысле – это все правила, регулирующие поведение говорящего и слушающего человека. В узком смысле – это собственно речевые правила, которые определяют использование так называемых этических формул, т.е. слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения: отношение и обращение, приветствие и прощание, извинение и благодарность, просьба и совет, знакомство и приглашение, согласие и отказ, утешение, поздравление.
Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общению в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что, в свою очередь облегчает взаимопонимание между людьми. Речевое обучение детей предполагает введение в их активный словарь достаточного количества этических стереотипов и формирование умения выбирать нужную речевую формулу с учетом ситуации общения, т.к. речь и поведение взаимосвязаны.
Правила речевого поведения сопряжены с общими этическими нормами. В основе которых лежат нравственные понятия и принципы: деликатность, доброта, внимание к окружающим. Каждый урок должен носить занимательный, игровой характер. На занятии дети должны чувствовать себя достаточно раскованно: свободно говорить, смеяться, двигаться. Ребенку должна быть предоставлена возможность во всем разобраться самому, все попробовать, все исследовать.
Первый урок прошел на полуострове “Большой”. Этот полуостров вместил в себя наибольшее количество зверей, птиц, которые рассуждают о своих достоинствах и недостатках. На этом же уроке дети знакомились с понятиями: остров, полуостров, материк.
Урок жизни (2 класс)
Тема: “Все в твоих руках”.
Цель: раскрыть маленькую душу ребенка и развить его скрытые возможности и способности.
Задачи:
- завоевать доверие ребенка, не совершая при этом насилия над ним;
- учить говорить и слушать;
- привести ребенка в контакт с миром;
- уделять одинаковое внимание развитию мыслительной, эмоциональной и волевой личности;
- создавать условия для свободного самоопределения в жизни.
Дидактические средства:
- сказка Т. Королевой “С кого брать пример” (читали предварительно);
- стихотворение Б. Заходера “Моя Вообразилия” (у каждого учащегося);
- глобус;
- рисунок сказочной “карты-руки”;
- на доске записаны: высказывание Сократа, фразеологизмы, народные мудрости;
- цветная бумага (красная и черная);
- клей, ножницы, карандаш.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
- Приветствие.
- Проверка готовности к уроку.
- Настрой на работу
– Сегодня мы побываем с вами на сказочном материке, где есть место всем чудесам, которые окружают нас. Но чтобы попасть на этот материк, нужно прочитать волшебные слова.
Дети читают стихотворение “Моя Вообразилия”.
В моей Вообразилии,
В моей Вообразилии,
Болтают с вами запросто
Настурция и лилия.
Умеют львы косматые
Скакать верхом на палочке,
А мраморные статуи
Сыграют с вами в салочки.
Ура, Вообразилия,
У всех, кому захочется,
Там вырастают крылья.
И каждый обязательно
Становится кудесником,
Будь он твоим или моим ровесником!
В моей Вообразилии,
В моей Вообразилии,
Там царствует фантазия
Во всем своем всесилии;
Там все мечты сбываются,
А наши огорчения
Сейчас же превращаются
В смешные приключения!
В мою Вообразилию
Попасть совсем несложно:
Она ведь исключительно
Удобно расположена!
И только тот, кто начисто (читает учитель).
Лишен воображения, –
Увы, не знает, как войти
В ее расположение!
II. Повторение пройденного материала
– Как называется наш материк? (Левая рука.) Есть Северная Америка, Южная Америка, а наш материк – Левая рука.
– Сколько полуостровов на нашем сказочном материке? (Пять.) Перечислите. (Большой полуостров, указательный полуостров, средний полуостров, безымянный полуостров, мизинец.)
– Что такое материк? (Крупные части суши, разделенные океанами.)
– Что такое полуостров? (Часть суши, с трех сторон омываемая водой, а с четвертой примыкающая к материку.)
– Почему решили назвать материк Левая рука, а не Правая? (Потому что изображена левая ладонь и на ней линии.) Верно, это линия жизни, линия ума и линия сердца. Если бы я была цыганкой, то обязательно предсказала вашему материку долгую жизнь, доброе сердце и острый ум.
– А кому присущи эти качества? (Человеку.) Тогда о человеке и пойдет наш разговор.
III. Работа с фразеологизмами, народными мудростями, высказываниями
– Когда человек что-то неправильно делает или говорит, ему отвечают… (Ни к уму, ни к сердцу.) Мудрые люди говорят, что сердце живет настоящим, а ум – будущим, поэтому они часто не могут услышать друг друга. Но бывает так, что сердце подсказало, а ум услышал, тогда про этого человека говорят, что он живет в гармонии с собой. – Головой думает, а сердцем чувствует. При этом всегда говорит: “Мне мое сердце подсказало!” Сегодня мы на уроке будем стараться головой думать, а сердцем чувствовать.
– Говорят и по-другому: “С глаз долой – из сердца вон!” Когда так говорят? (Когда в вашем сердце нет места этому человеку.)
– Как называется полуостров, на котором мы были на прошлом занятии? (Большой.)
– Почему? (Он вместил много животных и птиц.)
Дети перечисляют по сказке Т.Королевой. <Приложение 1>
– О чем они говорили? (О том, что люди похожи на них.)
Дети зачитывают примеры: неуклюжий слон, трусливый заяц, медлительная черепаха и т.д.
– Человек не может жить вне природы. Он должен жить в гармонии с природой, и поэтому обязан ее беречь и любить.
– Прочитайте высказывание Сократа: “Лучший человек тот, кто больше всех совершенствуется и счастливым становится тогда, когда людям, которые его окружают, хорошо!”
– Что значит “совершенствовать себя”? (Работать над собой.)
– Как? (Быть лучше сегодня, чем был вчера.) Очень важно, чтобы человек умел прощать. “Запишите обиды на песке, а прощение на мраморе” – как вы понимаете эти слова?
– Вы делаете добрые дела, нужно ли об этом говорить? (“Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе”.)
– Итак, мы с вами на полуострове, который называется “Указательный”. Почему он так назван? (Потому что он похож на указательный палец.)
– А задумывались ли вы, почему его называют указательным? (Маленький ребенок не умеет говорить, но понимает, когда мама грозит ему пальцем. Она призывает его к порядку.)
Учитель дает два слова “человек” и “порядок”. Задание: образовать словосочетание с данными словами (“порядочный человек”).
– Что значит “порядочный человек”? (Это человек, который не совершает бесчестных поступков.)
– Бесчестные поступки – это ложь, ябедничество, воровство и т.д. Чтобы быть порядочным, надо работать над собой. У зверя и человека есть одинаковые качества. Для зверя эти качества хороши, важны, нужны. Трусость спасает зайцу жизнь, слону не мешает неуклюжесть, лису кормит хитрость. А человека не всегда красят эти качества. Человек живет разумом, а животное – инстинктом. Животное делает то, что заставляет его делать природа, и таким образом живет в гармонии с ней.
IV. Физминутка
Сердце шире распахни,
Доброту свою дари,
Только добрый человек
Победит все зло навек.
V. Игра “А в тебе это качество есть?”
На доске записаны в виде сердца положительные и отрицательные качества людей. Каждый ребенок выбирает себе качество и сопоставляет со своими качествами.
Эгоизм Скромность Отзывчивость Рассеянность Грубость Пунктуальность Доброта Жадность Трудолюбие |
Болтливость Равнодушие Тактичность Лживость Аккуратность Вежливость Честность Высокомерие Зависть |
Далее учащиеся группируют положительные и отрицательные качества.
VI. Практическая работа.
– Могут ли у человека быть только положительные качества? (Нет.)
– Про человека, у которого много положительных качеств говорят – “хороший человек”.
– Сегодня мы с вами сделаем сердце – карман (секрет). В него вы будете складывать хорошие, добрые дела и дела, которые не радуют вас и ваших близких. В конце недели вы можете посмотреть, каких качеств у вас набралось больше и оценить себя.
VII. Обобщение
– Что нового, интересного для себя открыли?
Учитель дарит детям аппликации сердца с пожеланиями в стихотворной форме.
Дарю тебе сердце
на листочке белом,
Дарю тебе сердце, –
что хочешь, с ним делай.Ходи, где угодно,
Гуляй с ним повсюду,
Рисуй, что захочешь, –
Сердиться не буду.Но лучше на нем
рисовать не учись ты,
Пускай мое сердце
останется чистым.