Урок разработан и проведён в новой технологии подготовки и проведения открытых уроков, предполагающей предварительное раскрытие перед педагогами проекта урока.(Современная технология «Урок XXI века» Поташник М.М.)
Урок проведён в образовательном учреждении компенсирующего вида для детей с ослабленным зрением.
По результатам исследований у учащихся с дефектами зрения невозможность или сложность получения ряда чувственных данных препятствуют различению и дифференцировке объектов, а следовательно и их анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации.
Такие пробелы значительно затрудняют формирование мыслительных операций и свидетельствуют в большинстве случаев об отставании в развитии мышления.
Проведение уроков с использованием новой технологии способствуют формированию приёмов развития умственной деятельности, позволяют осуществлять индивидуально-дифференцированный подход и учитывать при подготовке уроков личностно-ориентированное обучение.
Совместно с психологом, врачом-педиатром, врачом-офтальмологом, тифлопедагогом, логопедом составляются характеристики обученности и обучаемости учеников и всего класса, которые оформляются в таблицы:
Характеристики психолого-педагогических особенностей учащихся 1 кл.
Ф. И. учащ.
|
Пол | Скор. реакц. |
Тем- пера- мент |
Сост. здор. (%) Заболе- вание |
Диаг- ноз по зре- нию
|
Прав./ лев. полу- шар. |
Вед. ка- нал воспр. |
Пробл. инди- вид.- психо- лог. |
Соци-ально-психо- логич. характе-ристики |
Итого- вый вывод о тен- денции обучае- мости |
1.Яна А. |
Ж. | 5-7 сек. |
Сангв. | 50-60% Наруш. осанки, ДЖВП, аллерг. дермат. |
Косо- глаз., астиг- мат., амбли- опия |
Прав. | Ауди- ал. |
Внима- ние, трево- жность |
Предпо- чит. |
+ - (средн.) |
2.Сер- гей М. |
М | 2-4 сек. |
Флегм. | 40-50% ЗРР, ЗФР, невро- логич. заболе- вание |
Инва- лид по зрению |
Лев. | Визу- ал. |
Память вниман мелк. мото-рика, агрес-сивн. |
Принят.
|
- (низк.) |
3. …. ..... |
||||||||||
Общ. по кл. | М-7 Д-7 |
Состояние обученности учащихся основным общеучебным умениям
Ф.И. учащ. |
Читать осмысл., понимать прочитан. |
Запоминать и воспроизводить по памяти устн. и письм. текст | Монологичн. высказывания | Вести учебный диалог | Читать таблицу | Отвечать на вопросы | Решать задачи, проблемы |
1. ... 2. ... ..... |
Ф.И. учащ. |
Ставить вопр., формулировать задачи, проб-лемы | Выделять главную мысль | Учебно-логические умения (анализ, синтез, классификация и т.д.) | Действовать по инстру-кции, алгоритму | Использовать приобретен. знания в стандартной ситуации | Использовать приобретен. знания в нестандартной ситуации |
1. ... 2. ... ..... |
Индивидуальная методическая инструментовка
Рекомендуемые и противопоказанные:
Методы обучения | |||
Ф.И. учащихся | Объяснительно- иллюстративный |
Эвристический,проблемный, исследовательский |
Проективно-творческий, креативный |
1. ... ....... |
Коммуникативно-дидактические техники учителя | ||||||
Ф.И. учащихся |
Монолог | Фронтальный, индивидуальн. опрос |
Показ, инструкти- рование |
Моделирование, организация са- мост. деятельн. |
Ответы на вопросы учащихся |
Диалог |
1. ..... ....... |
Образовательные технологии | ||||||
Ф.И. учащихся |
Опорные сигналы |
Програмиро- ванное обучение |
Коллективная творческая деятельность |
Метод проектов |
Модульные технологии |
Тренинговые Технологии |
1. .... ......... |
При подготовке и проведении уроков учитываю зависимость между теми или иными признаками обучаемости и обученности каждого ученика для применения методических приёмов и средств, которые дают возможность получить оптимальный результат на уроке в зоне ближайшего развития каждого ученика.
Показатели этих таблиц позволяют учитывать индивидуальные особенности каждого ученика при составлении групп для использования групповых форм работы на уроке. При формировании групп, как основной критерий учитываю право-левополушарность, ведущие каналы восприятия, индивидуально-психологические проблемы и данные социометрии. На данном уроке группы составлены по принципу взаимодополняемости: в каждой группе представлены все типы восприятия, все темпераменты, при преобладании сильных право-левополушарные дополняют друг друга. В каждой группе лидеры, в двух группах по изолированному. Такие группы работоспособны и работа результативна.
Знание обучаемости и обученности каждого ученика и всего класса позволяет ставить педагогически обоснованные, достижимые, реальные цели.
На данном уроке одной из важных целей было формирование поиска способа решения учебной задачи, развитие мыслительных операций.
По итогу анализа обучаемости и обученности каждого учащегося применяю на уроке рекомендованные методы обучения, коммуникативно-дидактические техники и образовательные технологии.
Проект урока, будучи вторым, в теме «Нумерация чисел от 11 до 20», выполняет задачи повторения и обобщения.
Содержательная проблема урока в подготовке к усвоению порядка следования чисел при счёте и умению сравнивать числа, опираясь на порядок следования их при счёте, в формировании приёмов развития умственной деятельности, что должно быть усвоено всеми учащимися и получении собственных результатов, выработанных теми же учащимися в самостоятельной деятельности.
Дидактико-технологическая проблема урока в необходимости разрешения противоречия между фронтальными средствами обучения и индивидуально-групповыми средствами обучения и воспитания.
Исследовательская проблема урока в необходимости разрешения противоречия между традиционной дидактикой и методикой и вариативными образовательными технологиями.
Название проекта: «Подготовка, проведение и рефлексия открытого урока по математике в 1-м классе, урока повторения и обобщения по теме «Нумерация чисел от 11 до 20».
Объектом проектирования выступает урок «Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц».
Предмет проектирования: динамика нормативных (обязательных для усвоения) и личностных (вероятностных) результатов обучения, воспитания и развития учащихся.
Цели педагогические (обучения, воспитания, психологического развития учащихся):
- усвоение всеми учащимися образования чисел второго десятка, формирование вычислительного навыка, надпредметных умений-устанавливать закономерность, проводить классификацию, обобщать путём сравнения;
- развитие психологических характеристик личности учащихся: память, произвольное внимание, коммуникативность, воображение, уверенность в себе;
- создание условий для воспитания таких качеств личности как развитие индивидуальности и субъектности, проявление самостоятельности и инициативы, взаимопомощи.
Для повышения объёма двигательной активности урок проводился в режиме динамических поз по методике В.Ф.Базарного, т. е. дети периодически переводились из положения сидя в положение свободного стояния. Во время групповой работы учащиеся группами располагались по всему классу, при устном объяснении учителем дети подходили к доске.
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологический настрой.
- Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, улыбкой поприветствуйте гостей и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
II. Сообщение темы, целей.
- Сегодня на уроке мы закрепим образование чисел второго десятка, умение решать различные примеры, учиться рассуждать и доказывать, быть внимательными и сообразительными.
III. Устный счет.
1. Проверка готовых решений
- Проверьте, правильно ли решен каждый пример. Если решен правильно, то впишите в квадрат – он у вас в тетради – букву из столбика П.
Равенства | П (правильно) | Н (неправильно) |
4+3=7 | П | Ш |
6-0=0 | У | Ц |
5+3=8 | Е | Я |
2+7=10 | К | Н |
8-4=4 | Р | З |
3+6=9 | Р | Г |
7-2=5 | О | А |
П | Е | Р | Р | О |
- Прочитайте слово. Кто это? Какие сказки знаете?
- Послушайте стихотворение про девочку, героиню сказки Ш. Перро и скажите, как ее зовут.
Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику, что в лесу стоит.
Нужно этой девочке к бабушке скорей
Отнести корзинку, посланную с ней.
-Сегодня мы проведём урок вместе с Красной Шапочкой.
2. Решение задач в стихах.
Красная Шапочка к бабушке шла
И в корзинку сорвала 9 ягодок малины.
4 - съела сама.
Сколько ягод бабушке унесла?
Шла она неспеша
По знакомой тропинке
И грибы собирала в корзинку.
Белый, рыжий, два маслёнка,
Три весёленьких опёнка.
Все грибы бабушке унесла,
Но посчитать не смогла.
Физминутка с использованием тренажей (глазодвигательная гимнастика).
3. Работа в группах.
- У каждого на парте лежат круги разного цвета. Дети, у которых на парте лежат синие круги, собираются у стола на котором лежит большой круг синего цвета. У кого жёлтые-идут к столу, на котором большой жёлтый круг. У кого зелёные-к столу на котором лежит зелёный круг. На каждом столе карточки, фломастеры. Задание-установить закономерность, продолжить ряд.
Посовещайтесь в группах, найдите верное решение, запишите числа в карточку. Выберите того, кто будет отвечать у доски.
1. 1 4 2 5 3 . . . .
2. 4 10 7 8 5 9
1 7 4 . . .
3. 1 3 5 . . .
4. Раскрытие причинно-следственных связей.
Выражения записаны на карточках, которые показываю в движении. Решили верно - открываю значение выражения.
-В корзинке пирожки. Посчитайте, сколько и каких пирожков несёт Красная Шапочка.
С картошкой и морковью 4 + 3 = 7
С мясом и капустой 4 + 4 = 8
С повидлом и яблоками 4 + 5 = 9
-Чем похожи примеры?
-Почему изменяется значение суммы?
5. Красная Шапочка, бабушка и волк задумали три числа. Число Красной Шапочки состоит из 1 десятка и 8 единиц. Волк задумал следующее за ним число, а бабушка-число, стоящее перед числом, задуманным Красной Шапочкой. Какие числа они задумали?
Физкультминутка.
IV. Работа над темой.
1.Разбейте числа на группы, чтобы в каждой группе были числа похожие между собой.
Запишите в тетрадь.
1, 12, 3, 14, 2, 13, 5, 17, 7, 15
2. Проверка у доски.
Дети выходят к доске, берут карточки с числами и составляют группы:
1) 1 3 2 5 7
2) 12 14 13 17 15
-По какому признаку составляли группы?
-Назовите в порядке увеличения сначала однозначные.
-Какие числа нужно вставить?
-Назовите в порядке увеличения двузначные числа.
-Назовите недостающие двузначные числа.
-Как получили?
-Сколько десятков, единиц в каждом числе?
3. Закрепление по учебнику (с.44 №1, №2, №3)
Контроль усвоения знаний учащихся.
4. Задания по выбору.
Математик | Профессор математических наук | Всезнайка |
Заполнить пропуски: | Выписать только двузчные | Записать числа в порядкечисла: увеличения: |
12 . 14 . . 17 . .20 | 3, 11, 4, 12, 13, 5, 15, 7, 17, 19 | 16, 12, 17, 11, 15, 13, 14 |
Физминутка для снятия зрительного утомления
V. Решение задачи с.45 №6 (самостоятельная работа)
VI.Проверка.
-Какой способ работы помог справиться с решением задачи? (составление схемы).
VII. Итог урока.
Молодцы! Вы выполнили все задания и помогли Красной Шапочке. Она говорит вам: «До свидания» и спрашивает: «Что было на уроке самым интересным? Самым трудным? Чего вы достигли?»
Спасибо всем за работу.