Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее и воспитывающее значение. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело.
Эффективность домашней работы в процессе обучения во многом зависит от того, как учитель организует и направляет деятельность учащихся, связанную с выполнением домашних заданий. Руководство домашней работой он осуществляет не только в процессе задавания уроков на дом, но и в процессе их проверки. От способов и приёмов проверки выполнения домашних заданий существенно зависит и характер их выполнения.
Дело в том, что при выполнении домашней работы учащиеся начальных классов нередко прибегают к помощи родителей. Зачастую задачи и примеры, выполненные ребёнком на черновике, проверяются старшими, ошибки исправляются без какого-либо анализа, работа чисто и аккуратно переписывается в тетрадь.
Если учитель при проверке домашнего задания требует от учеников лишь воспроизвести то, что написано у них в тетрадях или оценивает их работу при проверке тетрадей, то эта оценка часто не соответствует ни знаниям, ни затраченному труду ученика.
Такая проверка домашнего задания, соответственно, влияет и на характер его выполнения. Ученик старается только аккуратно оформить работу, не разобравшись до конца в тех заданиях, которые он должен был выполнить.
Следствием же такой методики проверки обычно является то, что ученик не может справиться с самостоятельной работой в классе даже в том случае, если она аналогична домашней, не умеет думать и рассуждать, не уверен в своих силах. Поэтому учителю не следует ограничиваться только проверкой домашней работы после уроков и простым воспроизведением выполненных учащимися домашних заданий во время фронтальной проверки, а необходимо использовать различные способы и приёмы, активизирующие деятельность учащихся и позволяющие установить, самостоятельно ли дети выполнили данную работу.
Продумывая способы проверки домашних заданий, учитель должен иметь в виду, что проверка выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую. Именно сочетание этих двух функций проверки позволяет повысить её воспитательное значение и активизировать деятельность учащихся при проверке домашних заданий.
Проверка домашней работы должна стать органической частью урока, т.е. служить либо подготовкой к изучению нового материала, либо закреплению ранее изученных вопросов.
Рассмотрим такой пример. Дома учащиеся решали задачу: “В одной комнате 5 стульев, а в другой на три стула больше. Сколько стульев во второй комнате?”. Цель урока, на котором проверяется выполнение этой домашней задачи- формирование умения решать задачи на увеличение и уменьшение числа.
Продумывая последовательность заданий на данном уроке, учитель прежде всего имеет в виду проверку домашнего задания и, основываясь на этом этапе, строит свою дальнейшую работу.
Задания выстраиваются в следующей последовательности:
- Решите устно задачу: “В одной комнате 5 стульев, а в другой на 3 стула меньше. Сколько стульев в другой комнате?”.
- Откройте тетради с решением домашней задачи. В чём сходство и различие классной задачи и домашней? ( Сходство: даны числа 5 и 3. Вопросы задач одинаковые. Различие: в домашней задаче в условии дано, во второй комнате стульев больше, а в условии классной задачи – меньше. Решение задач различно).
- Каким действием решалась домашняя задача? Почему?
2. На доске текст: “На дереве сидели 5 птичек, 3 птички улетели”.
- Поставьте вопрос к данному условию. (Сколько птичек осталось?).
- Можно ли эту задачу решить так же, как домашнюю?(Нет. В домашней задаче 5+3=8, там есть слово “больше”, а здесь птички улетели, их стало меньше).
3. На доске текст: “На одном столе лежало 5 карандашей. Сколько карандашей лежало на другом столе?”.
- Дополните условие задачи, чтобы она решалась так же, как домашняя.
Опять дети обращаются к домашней задаче. Сопоставляют её решение и по аналогии дополняют условие предложенной задачи.
Приведённые способы проверки активизируют деятельность учащихся. Контролируя, учитель обучает. При этом использует различные методические приёмы, способствующие формированию умения решать задачи – это сравнение задач, дополнение условия задачи вопросом, недостающими данными. Предложенные задания постепенно усложняются. Дополнительные задания, связанные с проверкой домашнего задания, органически включаются в урок и служат достижению его цели.
Если домашнюю работу никак нельзя соотнести с целями урока, то при проверке полезно поставить ряд вопросов, которые позволят проверить, насколько учащиеся сознательно и самостоятельно подошли к выполнению домашнего задания. Например, проверяя упражнение по русскому языку, в котором нужно было списать текст и подчеркнуть главные члены предложения, можно поставить следующие вопросы:
- Прочитайте предложения, в которых подлежащее выражено существительным в единственном числе.
- Прочитайте предложения, в которых сказуемое выражено глаголом прошедшего времени во множественном числе.
Найдите в тексте предложение, которое соответствует схеме
:
- Что вы можете сказать о подлежащем?
Такая беседа позволит не только проверить самостоятельность выполнения домашней работы, но и поможет ученику лучше разобраться во взаимосвязях между подлежащими и сказуемыми, имеющими место в данном упражнении.
Особую значимость приобретает проверка домашней работы, если она органически связана с изучением нового материала. Учителю в этом случае необходимо продумать как само домашнее задание, так и вопросы, связанные с его проверкой.
Рассмотрим, как можно организовать работу, на примере изучения темы: “Умножение суммы на число”. В начале урока проверяется домашняя задача:
“Для школы купили 10 портретов по 3 рубля и 2 портрета по 5 рублей. Сколько денег уплатили?”.
Учитель заранее пишет краткую запись домашней задачи на доске:
Помимо этого на доске записана краткая запись другой задачи:
- Посмотрите, на доске записаны две задачи, одну из них вы решали дома.(По краткой записи воспроизводится домашняя задача и её решение).
- А теперь послушайте другую задачу: “Одна школа купила 10 портретов по 3 рубля, другая – 10 портретов по 5 рублей. Сколько денег заплатили за все эти портреты?”.
Выясняется сходство и различие классной и домашней задач, предлагается записать решение классной задачи выражением:
3x10+ 5x10.
- Можно решить классную задачу другим способом? (Если учащиеся затрудняются, учитель ставит вопрос по- другому: “Можно ли решить классную задачу таким способом:
(3+5)x10?”).
- Можно ли решить домашнюю задачу другим способом? (Нет)
- Почему? (Количество купленных портретов различно).
Сопоставление классной и домашней задач помогает учащимся понять, в каком случае мы можем сумму двух произведений заменить умножением суммы на число.
- Как можно изменить условие домашней задачи, чтобы можно было решить её двумя способами?
Изменения вносятся в краткую запись на доске:
- Запишите решение этой задачи выражением:
3x2 + 5x2 = ( 3+5) x 2
Таким образом, проверка домашнего задания подвела учащихся к изучению нового материала.
Рассмотрим возможный вариант такого урока природоведения. Цель урока – выяснить, как происходит круговорот воды в природе. Переходя к изучению новой темы, целесообразно предложить, например, такие задания:
- В каких состояниях находится вода в природе?
- Какие явления, связанные с наличием воды в воздухе, вы наблюдали?
- Что произойдёт с водой, если мы её будем нагревать?
- Что будет происходить с водяным паром в воздухе?
- Под воздействием какого явления вода будет испаряться с поверхности водоёмов?
- Объясните возникновение облаков.
Таким образом, дети не только закрепили усвоенный ранее материал, но и объяснили те явления, происходящие в природе, на основе понимания которых строится объяснение нового материала.
Полезной в этом же плане является работа и по составлению различных вопросов к домашнему заданию самими учащимися. Данная работа является естественным продолжением использования различных приёмов проверки домашнего задания учителем и служит не только активизации деятельности учащихся во время проверки, но и формированию у них навыков самоконтроля.
Библиография.