Урок географии по развивающей системе Л.В. Занкова на тему: "Экваториальный лес. Путешествие Н.Н. Миклухо-Маклая". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель курса: Формирование у учащихся целостной научной картины мира.

Тема: Экваториальный лес. Путешествие Н.Н.Миклухо-Маклая.

Цель: Дать представление о накоплении географических знаний русскими путешественниками.

Задачи:

  1. Познакомить с природно-климатическими особенностями экваториального пояса.
  2. Познакомить с открытиями первой русской экспедиции на остров Новая Гвинея во главе с Н.Н. Миклухо-Маклаем.
  3. Продолжить формирование умения оперировать географическими понятиями; умения работать с географической картой.
  4. Развивать пространственное мышление, внимание, наблюдательность, различные виды памяти с учётом каналов восприятия и функциональной асимметрии мозга.
  5. Развивать любознательность, стремление к путешествиям, новым открытиям.
  6. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу(тол-ть); умение прийти на помощь.

Оборудование: географическая карта мира, географическая карта острова, контурная карта (на каждого уч-ся), портрет путешественника Н.Н. Миклухо- Маклая, иллюстрации, резиновые игрушки, магнитофон, аудиозаписи, карточки для игры.

Ход урока:

1.Орг.момент. Создание хорошего рабочего настроения(саморефлексия). Вхождение в тему.

- Замечательное время года – зима.

Земля укрыта белоснежным , пушистым покрывалом.

Снег искрится и сверкает на солнце.

Всё хорошо(!) , но почему-то иногда становится грустно, хочется тепла и солнечного света.

Я говорю о моих чувствах, которые я испытываю сейчас.

-А что чувствуете вы?

(Свободные высказывания детей.)

- Не совершить ли нам виртуальное путешествие туда, где солнце круглый год дарит солнечное тепло?

- Много интересных мест на глобусе. Я хотела бы вас пригласить в удивительное место.Надеюсь, оно вам понравится, и вы сделаете для себя много открытий.

2. Работа по географической карте (поиск острова).

-Что это за географическое место?

Найдите его на контурной карте. Чтобы вам легче было ориентироваться, выполните следующее задание.

-Подпишите на карте названия материков и океанов.

Самостоятельная работа учащихся.

Индивидуальная помощь учащимся.

Проверка работы. (1 уч-ся показывает и называет материки, другой учащихся показывает названия океанов)

- Послушайте, о каком географическом понятии идёт речь.

Это участок суши, окружённый со всех сторон водой.

Остров.

Этот остров находится в самом большом и глубоком океане, который получил название спокойный, но не оправдывает его.

Тихий океан

Этот остров находится в Тихом океане возле самого маленького материка на земном шаре.

Австралия

Этот остров находится в Тихом океане вблизи Австралии и имеет следующее очертание.

Учитель показывает на листе бумаги очертание острова, а уч-ся ищут этот остров на контурной карте.

-Этот остров Новая Гвинея.

Знакомо ли вам это название?

(Опора на прошлый опыт.)

-Запишите в тетрадь название острова. В ходе нашей работы вы можете записать интересную для вас информацию.

3. Работа с текстом в группах. Самостоятельный поиск информации и выделение главного в тексте.

- Любой опытный путешественник, перед тем как собрать вещи обязательно изучает место своего путешествия.

Я предлагаю вам провести исследование, изучить материал ,,Что необходимо знать путешественнику отправляясь на этот остров’’.

У каждого из вас есть текст. Изучите его, воспользуйтесь памяткой.

(Пока идёт работа 6 групп, учитель оказывает в случае необходимости помощь группам.)

- Разрешите перед вашим выступлением дать географическую справку об острове.

Новая Гвинея – остров в Тихом океане, второй по величине в мире после острова Гренландия.

S= 829 тыс.кв.км

Остров находится в 150 км от материка Австралия.

Население = 4,5 млн. человек.

На территории острова расположены два государства : Папуа Новая Гвинея и часть Индонезии.

Обратите внимание на государственные флаги данных стран.

Рельеф острова разнообразен.

Через центральную часть острова с запада на восток тянутся горы. Самая высокая вершина Джая -5029 м. В северной части есть активные вулканы. Южная часть острова – это равнины с многочисленными реками.

Климатические условия :… Прошу вас открыть карту климатических поясов и провести исследование.

(Рассказ учителя сопровождается показом рельефа на карте и данных на доске.

Уч-ся записывают данные в тетрадь.)

Выступление учащихся.

4. Игра на концентрацию внимания ,,Я беру с собой!”

- Мы ,,вооружились’’ знаниями. Время собирать вещи. Я предлагаю вам игру ,,Я беру с собой’’.

Правила игры:

- Каждая парта может взять только один предмет. Ни один предмет не должен повторяться. Вы называете предмет , а наши гости следят , чтобы предмет не повторялся. Если такое произойдёт, они дадут сигнал- хлопок в ладоши.

5. Групповая работа(в парах) с географической картой. Поиск более экономичного маршрута путешествия.

-Мы готовы к путешествию. Каким видом транспорта удобнее всего путешествовать?

-Две авиакомпании согласились сотрудничать с вами. Каждая авиакомпания предлагает свой маршрут. Изучите их и найдите более экономичный маршрут.

Иркутск- Москва – Мадрид – Кейптаун (ЮАР) – Австралия – Новая Гвинея.

Иркутск – Владивосток – Японские острова- Филиппины – Новая Гвинея.

- Почему выбрали этот маршрут?

Покажи маршрут на карте.

- Мы готовы к отлёту. Пристегните ремни безопасности. Пока мы летим , я хочу рассказать о маршруте следования. А вы проследите данный маршрут по карте.

6. Упражнение на релаксацию (музыкотерапия, ароматотерапия, коврики для ног).

- Вы на острове. Что вы услышите…? (Шум океана)

Учитель включает музыку ,,Шум океана’’ и проводит релаксацию + ароматерапия.

7. Рассказ учителя об экспедиции Н.Н.Миклухо- Маклая.

- Первооткрывателем этого острова стал соотечественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай.

- Н.Н.Миклухо-Маклай вёл дневники , в которых он вёл записи о своих открытиях и впечатлениях.

Большим открытием для него стали эвкалиптовые леса.

Эвкалипт – это высокое дерево. Высота дерева- 100 м.

Осадков в эвкалиптовых лесах выпадает до 1000 мм в год, но из-за жары испаряется много влаги . Поэтому для активного роста воды не хватает.

Её приходится экономить и при этом не перегреваться. Растение эвкалипт нашло свой способ сохранения влаги и защиты от перегрева.

Разгадайте этот способ.

-Представьте, что ваши ладошки это листья эвкалипта. Люстра Чижевского – солнышко.

8. Разрешение проблемной ситуации. Дети практическим путём отгадывают способ приспособления у эвкалипта.

9.Упражнение для уч-ся с различными каналами восприятия.

- Этот остров удивителен не только растительным , но и животным миром. Я предлагаю вам игру ,,Заколдованные слова’’.

Для аудиалов: ЛАКОА (КОАЛА) , ВИНПИНГ (ПИНГВИН)

Для визуалов: ЯНАБЕЗЬО (ОБЕЗЬЯНА) , карточки – силуэты (см. приложение)

Для кинестетиков : (определить на ощупь животных:

Крокодил, змея, бабочка).

На доске:

коала
пингвин
обезьяна
колибри
попугай
крокодил
змея
бабочка

- Кто лишний ?(Пингвин) Объясни, почему.

10. Упражнение на классификацию.

Как можно разделить на группы?

После выполнения проводится проверка.

11. Подведение итогов урока. Заполнение дневника путешественника.

- Время нашего путешествия подходит к концу. Мы должны улетать. Наш самолёт делает последний круг над островом . Пока мы возвращаемся домой , заполните дневники путешественника.(см. приложение)

После заполнения дневника путешественника прошу прочитать написанное.

При подготовке к уроку использовала материалы с сайтов:

http://www.geocities.com/world_greek_geografia/links/links.htm

http://geography.about.com

http://www.bartleby.com/67/m0.html

www.google.com