Цель курса: Формирование у учащихся целостной научной картины мира.
Тема: Экваториальный лес. Путешествие Н.Н.Миклухо-Маклая.
Цель: Дать представление о накоплении географических знаний русскими путешественниками.
Задачи:
- Познакомить с природно-климатическими особенностями экваториального пояса.
- Познакомить с открытиями первой русской экспедиции на остров Новая Гвинея во главе с Н.Н. Миклухо-Маклаем.
- Продолжить формирование умения оперировать географическими понятиями; умения работать с географической картой.
- Развивать пространственное мышление, внимание, наблюдательность, различные виды памяти с учётом каналов восприятия и функциональной асимметрии мозга.
- Развивать любознательность, стремление к путешествиям, новым открытиям.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу(тол-ть); умение прийти на помощь.
Оборудование: географическая карта мира, географическая карта острова, контурная карта (на каждого уч-ся), портрет путешественника Н.Н. Миклухо- Маклая, иллюстрации, резиновые игрушки, магнитофон, аудиозаписи, карточки для игры.
Ход урока:
1.Орг.момент. Создание хорошего рабочего настроения(саморефлексия). Вхождение в тему.
- Замечательное время года – зима.
Земля укрыта белоснежным , пушистым покрывалом.
Снег искрится и сверкает на солнце.
Всё хорошо(!) , но почему-то иногда становится грустно, хочется тепла и солнечного света.
Я говорю о моих чувствах, которые я испытываю сейчас.
-А что чувствуете вы?
(Свободные высказывания детей.)
- Не совершить ли нам виртуальное путешествие туда, где солнце круглый год дарит солнечное тепло?
- Много интересных мест на глобусе. Я хотела бы вас пригласить в удивительное место.Надеюсь, оно вам понравится, и вы сделаете для себя много открытий.
2. Работа по географической карте (поиск острова).
-Что это за географическое место?
Найдите его на контурной карте. Чтобы вам легче было ориентироваться, выполните следующее задание.
-Подпишите на карте названия материков и океанов.
Самостоятельная работа учащихся.
Индивидуальная помощь учащимся.
Проверка работы. (1 уч-ся показывает и называет материки, другой учащихся показывает названия океанов)
- Послушайте, о каком географическом понятии идёт речь.
Это участок суши, окружённый со всех сторон водой.
Остров.
Этот остров находится в самом большом и глубоком океане, который получил название спокойный, но не оправдывает его.
Тихий океан
Этот остров находится в Тихом океане возле самого маленького материка на земном шаре.
Австралия
Этот остров находится в Тихом океане вблизи Австралии и имеет следующее очертание.
Учитель показывает на листе бумаги очертание острова, а уч-ся ищут этот остров на контурной карте.
-Этот остров Новая Гвинея.
Знакомо ли вам это название?
(Опора на прошлый опыт.)
-Запишите в тетрадь название острова. В ходе нашей работы вы можете записать интересную для вас информацию.
3. Работа с текстом в группах. Самостоятельный поиск информации и выделение главного в тексте.
- Любой опытный путешественник, перед тем как собрать вещи обязательно изучает место своего путешествия.
Я предлагаю вам провести исследование, изучить материал ,,Что необходимо знать путешественнику отправляясь на этот остров’’.
У каждого из вас есть текст. Изучите его, воспользуйтесь памяткой.
(Пока идёт работа 6 групп, учитель оказывает в случае необходимости помощь группам.)
- Разрешите перед вашим выступлением дать географическую справку об острове.
Новая Гвинея – остров в Тихом океане, второй по величине в мире после острова Гренландия.
S= 829 тыс.кв.км
Остров находится в 150 км от материка Австралия.
Население = 4,5 млн. человек.
На территории острова расположены два государства : Папуа Новая Гвинея и часть Индонезии.
Обратите внимание на государственные флаги данных стран.
Рельеф острова разнообразен.
Через центральную часть острова с запада на восток тянутся горы. Самая высокая вершина Джая -5029 м. В северной части есть активные вулканы. Южная часть острова – это равнины с многочисленными реками.
Климатические условия :… Прошу вас открыть карту климатических поясов и провести исследование.
(Рассказ учителя сопровождается показом рельефа на карте и данных на доске.
Уч-ся записывают данные в тетрадь.)
Выступление учащихся.
4. Игра на концентрацию внимания ,,Я беру с собой!”
- Мы ,,вооружились’’ знаниями. Время собирать вещи. Я предлагаю вам игру ,,Я беру с собой’’.
Правила игры:
- Каждая парта может взять только один предмет. Ни один предмет не должен повторяться. Вы называете предмет , а наши гости следят , чтобы предмет не повторялся. Если такое произойдёт, они дадут сигнал- хлопок в ладоши.
5. Групповая работа(в парах) с географической картой. Поиск более экономичного маршрута путешествия.
-Мы готовы к путешествию. Каким видом транспорта удобнее всего путешествовать?
-Две авиакомпании согласились сотрудничать с вами. Каждая авиакомпания предлагает свой маршрут. Изучите их и найдите более экономичный маршрут.
Иркутск- Москва – Мадрид – Кейптаун (ЮАР) – Австралия – Новая Гвинея.
Иркутск – Владивосток – Японские острова- Филиппины – Новая Гвинея.
- Почему выбрали этот маршрут?
Покажи маршрут на карте.
- Мы готовы к отлёту. Пристегните ремни безопасности. Пока мы летим , я хочу рассказать о маршруте следования. А вы проследите данный маршрут по карте.
6. Упражнение на релаксацию (музыкотерапия, ароматотерапия, коврики для ног).
- Вы на острове. Что вы услышите…? (Шум океана)
Учитель включает музыку ,,Шум океана’’ и проводит релаксацию + ароматерапия.
7. Рассказ учителя об экспедиции Н.Н.Миклухо- Маклая.
- Первооткрывателем этого острова стал соотечественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай.
- Н.Н.Миклухо-Маклай вёл дневники , в которых он вёл записи о своих открытиях и впечатлениях.
Большим открытием для него стали эвкалиптовые леса.
Эвкалипт – это высокое дерево. Высота дерева- 100 м.
Осадков в эвкалиптовых лесах выпадает до 1000 мм в год, но из-за жары испаряется много влаги . Поэтому для активного роста воды не хватает.
Её приходится экономить и при этом не перегреваться. Растение эвкалипт нашло свой способ сохранения влаги и защиты от перегрева.
Разгадайте этот способ.
-Представьте, что ваши ладошки это листья эвкалипта. Люстра Чижевского – солнышко.
8. Разрешение проблемной ситуации. Дети практическим путём отгадывают способ приспособления у эвкалипта.
9.Упражнение для уч-ся с различными каналами восприятия.
- Этот остров удивителен не только растительным , но и животным миром. Я предлагаю вам игру ,,Заколдованные слова’’.
Для аудиалов: ЛАКОА (КОАЛА) , ВИНПИНГ (ПИНГВИН)
Для визуалов: ЯНАБЕЗЬО (ОБЕЗЬЯНА) , карточки – силуэты (см. приложение)
Для кинестетиков : (определить на ощупь животных:
Крокодил, змея, бабочка).
На доске:
коала
пингвин
обезьяна
колибри
попугай
крокодил
змея
бабочка
- Кто лишний ?(Пингвин) Объясни, почему.
10. Упражнение на классификацию.
Как можно разделить на группы?
После выполнения проводится проверка.
11. Подведение итогов урока. Заполнение дневника путешественника.
- Время нашего путешествия подходит к концу. Мы должны улетать. Наш самолёт делает последний круг над островом . Пока мы возвращаемся домой , заполните дневники путешественника.(см. приложение)
После заполнения дневника путешественника прошу прочитать написанное.
При подготовке к уроку использовала материалы с сайтов:
http://www.geocities.com/world_greek_geografia/links/links.htm
http://geography.about.com
http://www.bartleby.com/67/m0.html
www.google.com