Цели:
1) познакомить с правилом правописания существительных с суффиксом – ищ – .
2) сформировать умение находить в тексте слова на данное правило и объяснять их правописание.
Оборудование: карточки с упражнениями, карточки с ответами (ключи), экран учёта, учебник «Русский язык», 3 класс, часть 2, 3, М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, 2005 г.
Структура урока.
- Эмоциональный настрой.
- Проблемная ситуация.
- Сообщение темы урока.
- Первичное закрепление.
- Отработка нового навыка по технологии А. С. Границкой.
- Подведение итогов, анализ результатов работы по экрану.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Проблемная ситуация. (Она взята из учебника.)
Учитель читает диалог двух героев.
- Анишит Йокоповна!!! Я такое обнаружил…!
Миша даже не мог толком сказать, что же он обнаружил. Только всё показывал два столбика слов в Обратном словаре. В первом столбике были слова на – А, на – ища, а во втором – на – Е, на – ище.
Учитель:
- Найдите и вы, ребята, эти слова.
рыбища травища головища тетрадища бородища |
медвежище дождище гвоздище холодище чудище |
- Слова – то одинаковые – с суффиксом – ищ – ! – не мог успокоиться Миша. – Но одни слова оканчиваются на – а, а другие – на – е! Почему?!
- Действительно, почему?! – спросила Анишит Йокоповна.
2. Сообщение темы урока.
Учитель:
-Давайте поразмышляем и попробуем ответить на этот вопрос.
(Открывается записанная на доске тема урока. «Написание существительных
с суффиксом – ищ – ».)
-Запишите в тетради слова из первого столбика. Рядом напишите слова, от основ которых они образованы. Определите, какого рода эти слова.
- Какого рода все получившиеся слова с суффиксом – ищ-?
- Сделайте вывод: Какое окончание пишется у существительных с суффиксом – ищ -, если слово, от основы которого оно образовано женского рода?
-Туже работу выполните со вторым столбиком слов.
- Какого рода большая часть слов, от основ которых образованы слова с суффиксом – ищ -? А какого рода оставшиеся слова?
Миша среди большого количества слов мужского рода обнаружил пять слов среднего рода.
- Сделайте вывод: Какое окончание пишется у существительных с суффиксом – ищ -, если слово, от основы которого оно образовано мужского и среднего рода?
- Сравним с выводами учебника.
3. Первичное закрепление. Чтение текста и выполнение задания у доски (фронтально).
Прочитайте текст.
Однажды два охотника повстречались на опушке леса. Стали они хвастаться удивительными историями. Мне, - говорит первый охотник, - встретился в лесу такой огромный медвежищ… . Стал я стрелять, а ружьищ… не заряжено. Страшно мне стало, и я со всех ног бросился бежать. Я, - говорит второй охотник, - шёл по звериному следу. Вижу болотищ…, а на самой большой кочке сидит жабищ… . Каждое глазищ… величиной с блюдце. Пригляделся – рядом, свернувшись, лежит змеищ… . Стало мне страшно, и я отправился восвояси.
Выпишите все слова с пропущенными буквами. Справа от каждого слова напишите слово, от основы которого оно образовано. Определите род исходного слова, правильно напишите все окончания. Найдите в тексте устойчивые выражения и объясните их значение.
(Для первичного закрепления можно использовать упражнение 92 учебника, стр.82)
4. Отработка нового навыка по технологии А.С. Границкой.
а) Инструктаж о работе.
Сейчас вы будете закреплять полученные знания следующим образом. У вас на парте лежат карточки с разноуровневыми заданиями. Сначала вы выполняете 1-ое упражнение, затем берёте на учительском столе карточку с ответом (ключ), проверяете, исправляя другой пастой допущенные ошибки, а потом ставите плюс за 1-ое задание на экране напротив своей фамилии и так с каждым упражнением.
Экран учёта.
Фамилия ученика |
1 задание |
2 задание |
3 задания |
б) Самостоятельная работа по заданиям 3 уровней.
Задания 1 уровня.
Прочитайте отрывки из стихотворений. Найдите слова с пропущенными окончаниями. Рядом в скобках напишите слова, от основ которых они образованы. Укажите род исходного слова. Впишите окончания.
1. Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый
Та-ра-кан!
Таракан, Таракан, Тараканищ…! (_________)
(К. Чуковский)
2. Ах, какая красотищ…, (________)
Сегодня целый день жарищ…. (________)
3. Наверху фонарищ… – (________)
яркий,
как пожарищ... (_________)
Виден он
во все моря,
Нету ярче фонаря!
(В. Маяковский)
Задания 2 уровня.
Разгадайте кроссворд, используя для ответов существительные с суффиксом – ищ – .
1) Под мостиком
виляет хвостиком.
2) Без рук, без ног,
а ворота отворяет.
3) Нос долог, голос тонок.
4) Герой сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города», мечтавший получить мозги.
5) К нам приехали с бахчи
полосатые мячи.
6) Скатерть бела
весь свет одела.
7) Как называется жильё животного под корнями деревьев?
Задания 3 уровня.
Используя некоторые из словосочетаний, напишите сочинение – фантазию на тему: «Необыкновенная история, которая приключилась в лесу».
Храбрый зайчище, сверкающий глазище, острый зубище, сильная лапища, лохматая головища, ужасное страшилище, страшный волчище, глубокая ямища, большая слезища.
Ключ к 1-му заданию.
- Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый
Та-ра-кан!
Таракан, Таракан, Тараканище! (таракан м. р.)
(К. Чуковский) - Ах, какая красотища, (красота ж. р. )
Сегодня целый день жарища. (жара ж. р.)
Наверху фонарище – (фонарь м. р.)
Яркий, как пожарище. (пожар м. р.)
Виден он во все моря,
Нету ярче фонаря!
(В. Маяковский)
Ключ к 2-му заданию.
Ключ к 3-му заданию.
В одном дремучем лесу жили храбрый зайчище и страшный волчище. У волка был острый зубище, а у зайца - сверкающий глазище. Они постоянно спорили, что лучше: зубище или глазище. Однажды заяц и волк устроили гонки по всему лесу. У зайца на глазище как выступит слезища, а обтереть - времени нет: впереди глубокая ямища. Упал в неё заяц. На этом лесные гонки закончились.
5) Подведение итогов, анализ результатов работы по экрану.
6) Дифференцированное домашнее задание:
- те, кто не выполнил какого-либо из предложенных упражнений, дорабатывают дома.
- все остальные выполняют упражнение 93 учебника.