Технология А.С. Границкой на уроке русского языка в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

1) познакомить с правилом правописания существительных с суффиксом – ищ – .
2) сформировать умение находить в тексте слова на данное правило и объяснять их правописание.

Оборудование: карточки с упражнениями, карточки с ответами (ключи), экран учёта, учебник «Русский язык», 3 класс, часть 2, 3, М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, 2005 г.

Структура урока.

  1. Эмоциональный настрой.
  2. Проблемная ситуация.
  3. Сообщение темы урока.
  4. Первичное закрепление.
  5. Отработка нового навыка по технологии А. С. Границкой.
  6. Подведение итогов, анализ результатов работы по экрану.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

1. Проблемная ситуация. (Она взята из учебника.)

Учитель читает диалог двух героев.

- Анишит Йокоповна!!! Я такое обнаружил…!

Миша даже не мог толком сказать, что же он обнаружил. Только всё показывал два столбика слов в Обратном словаре. В первом столбике были слова на – А, на – ища, а во втором – на – Е, на – ище.

Учитель:

- Найдите и вы, ребята, эти слова.

рыбища
травища
головища
тетрадища
бородища
медвежище
дождище
гвоздище
холодище
чудище

- Слова – то одинаковые – с суффиксом – ищ – ! – не мог успокоиться Миша. – Но одни слова оканчиваются на – а, а другие – на – е! Почему?!

- Действительно, почему?! – спросила Анишит Йокоповна.

2. Сообщение темы урока.

Учитель:

-Давайте поразмышляем и попробуем ответить на этот вопрос.

(Открывается записанная на доске тема урока. «Написание существительных

с суффиксом – ищ – ».)

-Запишите в тетради слова из первого столбика. Рядом напишите слова, от основ которых они образованы. Определите, какого рода эти слова.

- Какого рода все получившиеся слова с суффиксом – ищ-?

- Сделайте вывод: Какое окончание пишется у существительных с суффиксом – ищ -, если слово, от основы которого оно образовано женского рода?

-Туже работу выполните со вторым столбиком слов.

- Какого рода большая часть слов, от основ которых образованы слова с суффиксом – ищ -? А какого рода оставшиеся слова?

Миша среди большого количества слов мужского рода обнаружил пять слов среднего рода.

- Сделайте вывод: Какое окончание пишется у существительных с суффиксом – ищ -, если слово, от основы которого оно образовано мужского и среднего рода?

- Сравним с выводами учебника.

3. Первичное закрепление. Чтение текста и выполнение задания у доски (фронтально).

Прочитайте текст.

Однажды два охотника повстречались на опушке леса. Стали они хвастаться удивительными историями. Мне, - говорит первый охотник, - встретился в лесу такой огромный медвежищ… . Стал я стрелять, а ружьищ… не заряжено. Страшно мне стало, и я со всех ног бросился бежать. Я, - говорит второй охотник, - шёл по звериному следу. Вижу болотищ…, а на самой большой кочке сидит жабищ… . Каждое глазищ… величиной с блюдце. Пригляделся – рядом, свернувшись, лежит змеищ… . Стало мне страшно, и я отправился восвояси.

Выпишите все слова с пропущенными буквами. Справа от каждого слова напишите слово, от основы которого оно образовано. Определите род исходного слова, правильно напишите все окончания. Найдите в тексте устойчивые выражения и объясните их значение.

(Для первичного закрепления можно использовать упражнение 92 учебника, стр.82)

4. Отработка нового навыка по технологии А.С. Границкой.

а) Инструктаж о работе.

Сейчас вы будете закреплять полученные знания следующим образом. У вас на парте лежат карточки с разноуровневыми заданиями. Сначала вы выполняете 1-ое упражнение, затем берёте на учительском столе карточку с ответом (ключ), проверяете, исправляя другой пастой допущенные ошибки, а потом ставите плюс за 1-ое задание на экране напротив своей фамилии и так с каждым упражнением.

Экран учёта.

Фамилия ученика

1 задание

2 задание

3 задания

       

б) Самостоятельная работа по заданиям 3 уровней.

Задания 1 уровня.

Прочитайте отрывки из стихотворений. Найдите слова с пропущенными окончаниями. Рядом в скобках напишите слова, от основ которых они образованы. Укажите род исходного слова. Впишите окончания.

 

 

1. Вдруг из подворотни

Страшный великан,

Рыжий и усатый

Та-ра-кан!

Таракан, Таракан, Тараканищ…! (_________)

(К. Чуковский)

2. Ах, какая красотищ…, (________)

Сегодня целый день жарищ…. (________)

 

3. Наверху фонарищ… – (________)

яркий,

как пожарищ... (_________)

Виден он

во все моря,

Нету ярче фонаря!

(В. Маяковский)

Задания 2 уровня.

Разгадайте кроссворд, используя для ответов существительные с суффиксом – ищ – .

i1.jpg (35001 bytes)

 

1) Под мостиком
виляет хвостиком.

2) Без рук, без ног,
а ворота отворяет.

3) Нос долог, голос тонок.

4) Герой сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города», мечтавший получить мозги.

5) К нам приехали с бахчи
полосатые мячи.

6) Скатерть бела
весь свет одела.

7) Как называется жильё животного под корнями деревьев?

Задания 3 уровня.

Используя некоторые из словосочетаний, напишите сочинение – фантазию на тему: «Необыкновенная история, которая приключилась в лесу».

Храбрый зайчище, сверкающий глазище, острый зубище, сильная лапища, лохматая головища, ужасное страшилище, страшный волчище, глубокая ямища, большая слезища.

Ключ к 1-му заданию.

  1. Вдруг из подворотни
    Страшный великан,
    Рыжий и усатый
    Та-ра-кан!
    Таракан, Таракан, Тараканище! (таракан м. р.)
    (К. Чуковский)
  2. Ах, какая красотища, (красота ж. р. )
    Сегодня целый день жарища. (жара ж. р.)
    Наверху фонарище – (фонарь м. р.)
    Яркий, как пожарище. (пожар м. р.)
    Виден он во все моря,
    Нету ярче фонаря!
    (В. Маяковский)

Ключ к 2-му заданию.

i2.jpg (43376 bytes)

Ключ к 3-му заданию.

В одном дремучем лесу жили храбрый зайчище и страшный волчище. У волка был острый зубище, а у зайца - сверкающий глазище. Они постоянно спорили, что лучше: зубище или глазище. Однажды заяц и волк устроили гонки по всему лесу. У зайца на глазище как выступит слезища, а обтереть - времени нет: впереди глубокая ямища. Упал в неё заяц. На этом лесные гонки закончились.

5) Подведение итогов, анализ результатов работы по экрану.

6) Дифференцированное домашнее задание:

- те, кто не выполнил какого-либо из предложенных упражнений, дорабатывают дома.

- все остальные выполняют упражнение 93 учебника.