Тема: Разнообразие животных. Организация меню (содержания) в Web-документах.
Цель: познакомить с разнообразием животных, используя информационные технологии.
Задачи:
- проверить знание группы растений, их основных признаков, проверить умение определять органы растений, распознавать плоды растений;
- дать понятие о разнообразии животных, об основных группах животных;
- познакомить с организацией меню (содержания) в Web-документах, принципом работы с меню.
- формировать умение работать с источником, умение работать с манипулятором типа «мышь»;
- развивать речь, коммуникативные навыки, развивать внимание, память, мышление;
- формировать культуру общения на уроке, работы в парах постоянного состава, самостоятельной работы, работы на компьютере.
Оборудование: Карточки №1, №2, №3, шаблоны таблицы «Разнообразие животных», таблица для проверки, проектор.
Программное обеспечение: презентация: «Разнообразие животных» (Приложение1).
Ход урока:
1. Организационный момент. (2 минуты)
Тема: Разнообразие животных.
Цель урока: повторить тему: «Разнообразие растений» и познакомиться с разнообразием животных с помощью компьютера.
2. Новая тема. Объяснение учителя. (7 минут)
- Что изучают на уроке природоведения? (ответы детей)
- А чем занимаются на уроке информатики? (ответы детей)
- Все это можно объединить одним выражением «работают с информацией».
- А как можно передавать информацию? (ответы детей)
- Получая информацию, вы получаете знания.
- С помощью чего вы получаете знания на уроках природоведения? (Книги)
- Но сегодня у вас необычный урок природоведения – в компьютерном классе. И учебников у вас с собой нет. Как вы думаете, что поможет нам сегодня получить новые знания? (компьютер)
- Да, сегодня книгу вам заменит компьютер. С его помощью мы узнаем, что все животные на нашей планете делятся на группы, как и растения. Вы узнаете названия и признаки этих групп. Каждый из вас заполнит таблицу «Разнообразие животных». Давайте посмотрим, что же и как вам надо будет сделать.
Что в книге помогает нам легче находить нужный рассказ? (содержание)
- В программе, с которой вы будете сегодня работать, тоже есть содержание (при объяснении учитель использует в качестве наглядного материала фрагмент презентации «Разнообразие животных», выведенный на экран с помощью проектора)
Чтобы выбрать нужный раздел, вам надо взять «мышь» и подвести к нужному слову, а потом нажать на левую кнопку. И у вас откроется нужная страничка.
- А сейчас мы переходим к работе в группах.
- Первая группа работает в парах, вторая - с компьютером.
3, 4. Работа в парах / Работа с компьютером. (12 минут / 12 минут)
Класс делится на две группы, работа групп идет параллельно (первая группа работает в парах, вторая – за компьютерами, по истечении времени группы меняются местами). Учитель начальных классов консультирует детей, работающих в парах, учитель информатики оказывает помощь при выполнении задания на компьютере.
Задания для работающих в парах (направлены на повторение темы «Разнообразие растений»):
Карточка 1 Проверь напарника. За каждый правильный ответ дай жетон. Вопрос 1. Как называется наука о растениях? Правильный ответ. Наука о растениях называется ботаникой. Вопрос 2. Группа растений, растущая во влажных местах. Не имеет корней, цветков, плодов. Правильный ответ. Группа растений, растущая во влажных местах, называется мхи. Вопрос 3. Назови главный признак хвойных растений. Правильный ответ. Главный признак хвойных растений – хвоинки, которые являются их листьями. |
Карточка 2 Проверь напарника. За каждый правильный ответ дай жетон. Вопрос 1. Как называются растения, у которых есть цветки и плоды? Правильный ответ. Растения, у которых есть цветки и плоды, называются цветковыми. Вопрос 2. Назови признаки водорослей. Правильный ответ. Водоросли – жители воды. Вопрос 3. О какой группе растений идет речь? Их легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Цветков, плодов и семян у них не бывает. Правильный ответ. Речь идет о папоротниках. |
Карточка 3 Прочитай текст. Мхи в лесу обычно сразу и не заметишь: трава для них, как для нас деревья. Живут они, как правило, не в одиночку, а скученно, образуя коврики, подушки. Так легче собирать и удерживать влагу, легче защищаться от холода и жары, легче сопротивляться вытаптыванию – и звери, и люди ходят по мхам, а мхи не исчезают. Устроены они не сложно: у них нет корней, не бывает цветков и плодов. Есть стебли и листья. Листья у них так мелки, что порой едва различимы невооруженным глазом. Расскажи напарнику, что интересного ты узнал о мхах. |
Карточка 4 Прочитай текст. Мхи добывают влагу не из глубины, а с поверхности почвы или же прямо из воздуха – впитывают всем своим тельцем водяные пары. Так же, всем телом, поглощают дождевые капли, снеговую воду, росу. Мхи очень выносливы. Хотя чаще всего они селятся во влажных местах, есть виды, живущие в пустыне. Обычные влаголюбивые мхи стойко переносят высыхание. Бывали случаи, когда они выживали, пролежав несколько лет в гербарной папке. (Один пролежал 19 лет, но потом, смоченный водой, начал расти!) Расскажи напарнику, что интересного ты узнал о мхах. |
Задание для работающих за компьютером (направлены на изучение темы «Разнообразие животных. Организация меню (содержания) в Web-документах»):
ТАБЛИЦА «Разнообразие животных»
Группы животных | Признаки | Примеры |
Насекомые | ||
Пресмыкающиеся | ||
Рыбы | ||
Земноводные | ||
Птицы | ||
Звери |
- Садимся за парты.
5. Обсуждение результатов работы в парах. (1 минута)
- Поднимите руки, кто получил 3 жетона – за домашнее задание получаете «5», у кого 2 жетона – «4», 1 жетон – «3». А тем ребятам, кто не получил ни одного жетона придется еще раз повторить данную тему.
6. Обсуждение результатов работы по заполнению таблицы. (3 минуты)
- «Помоги Незнайке». Сравните свои таблички с той, которую заполнил Незнайка. Допустил ли он ошибки? Или все сделал правильно?
Группы животных | Признаки | Примеры |
Насекомые | 6 ног | бабочка, стрекоза |
Пресмыкающиеся | сухие чешуйки | змея |
Рыбы | скользкая чешуя, плавники, жабры | щука, окунь, карась |
Земноводные | голая кожа | лягушка, крокодил |
Птицы | умеет летать | муха, дятел, сова |
Звери | шерсть | тигр, медведь, лисица, волк |
В ходе обсуждения дети доказывают, что муха это не птица, так как главный признак птиц не имение летать, а наличие перьев.
7. Рефлексия. (3 минуты)
Под руководством учителя дети встают, на правую ладонь мысленно кладут знания, с которыми пришли на урок, на левую – те, которые получили на уроке. По команде учителя ладошки соединяются в хлопке (знания объединились), и дети хором говорят «СПАСИБО» себе и окружающим за работу на уроке.
8. Итог урока. (3 минуты)
- Что узнали?
- Чему научились?
9. Домашнее задание. (2 минуты)
С. 89-94, вопросы (с. 95)