Обобщающий урок по теме: "Человек и природа"

Разделы: Начальная школа


Цели урока.

  1. Познакомить детей с Красной книгой.
  2. Расширить, углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности.
  3. На конкретных примерах показать детям связи нашей жизни с природой.
  4. Обобщить знания детей о значении природы в жизни человека.
  5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Сверх задача: мы должны знать природу своей Родины, уметь приумножать ее богатства и сохранить для будущих поколении.

Оборудование.

  1. Грамзапись голосов птиц и зверей.
  2. Красная книга Ростовской области.
  3. Рисунки животных и растений, о которых пойдет речь на уроке.
  4. Монтаж из рисунков на тему “Редкие растения и животные нашей страны”.
  5. Карта природных зон.
  6. Книги о животных.
  7. Тестовое задание “Проверь себя”.

Ход урока.

1.Организационный момент.

-Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, какими же невидимыми нитями связаны между собой человек и природа. Кем является для природы человек, сыном или покорителем?

2.Введение в тему.

-Наша планета серьёзно заболела. Её природа в опасности! На этом уроке речь пойдёт об этой грозной беде, о мерах, которые люди предпринимают для лечения своей планеты.

А сейчас давайте вспомним, что нам уже известно об изменениях в природе Земли, которые произошли и происходят под влиянием человека. Что делается на нашей планете для сохранения природы?

Для этого вернёмся во времена, когда человек преклонялся перед силой природы. Жили общинами и ходили в одежде из шкур.

Ученик.

-Когда-то, очень давно, у людей не было почти ничего, что есть сейчас. Не было полей, ферм, заводов и фабрик. Не было техники и современных жилищ. Не было привычной для нас обуви и одежды.

Жизнь людей зависела от капризов окружающей среды. Из-за неудачной охоты они голодали, сильные морозы или засуха нередко грозили гибелью. Наши далёкие предки преклонялись перед силой природы, остро чувствовали свою зависимость от неё.

-Почему же сейчас люди по-другому стали относиться к природе?

Ученик.

Постепенно многое изменилось. У людей появились поля, фермы, заводы. Были созданы разнообразные машины, построены дома. И людям стало казаться, что они уже не зависят от природы, что они сильнее её. Более того, человек решил покорить природу, он решил, что ему всё на планете подвластно…

Ученик.

Но прошло время, и люди начали понимать, что это не так. Покорение природы привело к загрязнению воды и воздуха, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных. Люди стали понимать, что они не господствуют над природой, а попросту губят её.

Оказалось, что люди по-прежнему множеством нитей связаны с окружающей средой. Погубив её, они погибнут сами.

- Так кем же должен быть человек – сыном природы или её покорителем?
-Сыном.
-Как называется наука, которая изучает связь человека с окружающей средой?
-Экология.

Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой. (Запись на доске)/

-Ученые-биологи, охотоведы всего мира забили тревогу: природа в опасности! Человек наносит природе большие и маленькие раны. И сегодня мы поговорим об этих тревожных сигналах природы.

- О каких тревожных сигналах идёт речь?

Ученик.

В 1969году знаменитый путешественник Тур Хейердал и его товарищи отправились в плавание на папирусной лодке “Ра”. Их путь лежал через Атлантический океан. То, что они увидели в океане, поразило их. Хейердал пишет: “ Мы обгоняли пластиковые сосуды, изделия из нейлона, пустые бутылки, консервные банки. Но особенно бросался в глаза мазут. До самого горизонта поверхность моря оскверняли чёрные комки мазута с булавочную головку, с горошину, даже с картофелину”.

Со времени этого путешествия прошло более 20 лет, но загрязнение океана не уменьшилось, а только усилилось.

А сколько рыбы гибнет от загрязнения океана нефтью!

- Вы все знаете и видели, когда мы ходили на экскурсию, что в Таганрогском заливе столкнулись два судна и в море вылилось 760 кубов нефти. Образовался шлейф шириной в 300метров, который расползся на 3 километра. Это ещё один пример загрязнения окружающей среды. Будем надеяться, что азовская рыба не заметит аварии судов и сможет и дальше спокойно жить и размножаться.

-Какие ещё серьёзные сигналы посылает природа?

Ученик.

В жарких странах исчезают замечательные леса-джунгли.

-А что происходит в природе из-за того, что лесов становится меньше?

Ученик.

Из-за того, что лесов становится всё меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные, болеют люди. Но растениям и животным приходится трудно и по другой причине: люди часто рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха или мяса, а иногда просто так, ради развлечения.

-Как называют этих людей?
-Вы знаете правило о том, что, находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов.
-А из каких цветов можно составлять букеты?

Ученик.

-Только из тех растений, которые выращены человеком.
- А лекарственные растения нужно срывать не все, часть оставлять в природе.
-Куда внесены те животные и растения, которые стали редкими из-за деятельности людей?

Ученик.

Они внесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности.

Учитель.

-Красную книгу учредил Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) в 1966году. Хранится она в швейцарском городе Морже.В неё вносятся данные обо всех растениях и животных, которые срочно нуждаются в опёке и защите человека. Иначе они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как исчезли морская корова и странствующие голуби.

-Какие ещё животные исчезли, их уже не возможно вернуть?
-Дронт.

Доклад о морских коровах.

-Послушайте магнитофонную запись и скажите, о ком будет следующий рассказ.

Рассказ о странствующем голубе.

Однако даже в Международную Красную книгу нельзя записать все виды редких растений и животных, которые нуждаются в охране. Многие страны стали составлять собственные Красные книги. В марте 1974 года была учреждена Красная книга СССР, позднее она стала называться Красная книга России. В эту книгу были внесены: лебедь, розовая чайка, орлан, орёл-беркут, речной бобр, выхухоль, карликовый тушканчик, амурский и турганский тигры, белый медведь, атлантический морж, бурый кавказский медведь, журавли – белый и чёрный, дальневосточный аист и многие-многие другие.

-И сейчас мы услышим рассказ об одном из этих животных. Догадайтесь по голосу, о ком мы будем слушать доклад. (Грамзапись голосов зверей).

Доклад о тигре.

Учитель.

-Люди всего мира поняли, что природа планеты в опасности. Поэтому во многих странах ведутся большие работы по охране природы. Проводится такая работа и в нашей стране. На месте вырубленных лесов сажают новые. Запрещено собирать редкие растения, охотиться на редких животных.

-Ребята, вам было дано задание, узнать какие редкие растения встречаются на территории нашей области, района, села.

Ответы детей.

-На территории нашего района растут первоцветы: подснежник, ландыш.
В водоёмах встречаются белая кувшинка (лилия) и кубышка (жёлтая кувшинка).

Повсюду, где бы он нам не встретились, постарайтесь сохранить эти прекрасные цветы для будущих поколений.

-Ребята, а какие животные нашего края занесены в Красную книгу России?
-Орёл-беркут, степной орёл, журавль-красавка, степная дыбка, дрофа, пустельга, сурок, выхухоль, коростель, фазан золотой, розовый пеликан, чёрный аист и др.

Доклад ученика об орле-беркуте.

Учитель.

В нашей стране, ребята, спасены от полного уничтожения такие животные, как: соболь, бобр, лось, сайгак, дрофа, овцебык, фламинго, белая цапля, турач, зубр, кулан, пятнистый олень, горал, выхухоль, калан, котик,пытаются спасти тигра. Для этого были созданы заповедники.

-Что такое заповедники?

Заповедники - это охраняемые природные участки, где запрещена любая хозяйственная деятельность.(Запись на доске).

-Посмотрите на карту. Флажками отмечены заповедники нашей страны. Давайте их назовём?

(Врангельский, Таймырский, Баргузинский, Воронежский, Хоперский, Ростовский, Астраханский, Кандалакшский, Лазовский,Саяно-Шушенский,Сихотэ-Алинский,Курильский и др.)

Продолжая использовать природу, надо стремиться к тому, чтобы не причинить природе вреда. Вспомним правила поведения в природе (на доске рисунки детей, учитель показывает, а дети называют.)

3.Итог урока.

Вывод делают дети.

Человек многое может, он не только губитель природы. Он может и должен быть её садовником, её лекарем, верным сыном, умножающим, а не расхищающим богатства своего дома. Только сообща люди могут вылечить свою планету.

Ученик 1.

У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить.

Ученик 2.

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!

Ученик 3.

Нас много, ребята!
Везде, где живём,
Деревья посадим,
Сады разведём!

Ученик 4.

Берегите эту Землю, эту воду.
Даже малую былиночка любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!

В заключение давайте исполним песню “ Просьба”. сл. Р. Рождественского, муз. А. Пахмутовой.

                     Просьба                                                    

Раненая птица в руки не давалась
Раненая птица птицей оставалась
Этот сон давнишний до сих пор мне снится –
На траве кровавой вздрагивала птица.

Припев:  Птицы, рыбы и звери
                В души людям смотрят.
                Вы их жалейте, люди!
                Не убивайте зря!
                Ведь небо без птиц – не небо!
                А море без рыб – не море!
                А земля без зверей – не земля!

 Люди – исполины, люди – великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце. Сердце человечье!

 Припев.

 Люди – человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как – то расплатиться.
Пусть расправит крылья раненая птица!

 Припев.

Игра “Кто быстрее”.

Нужно за 1 минуту ответить как можно на большее количество вопросов. Вызывается по одному человеку с ряда.

Вопросы.

1.Белые совы питаются леммингами?
2. Сколько природных зон в нашей стране?
3. Какие горы делят нашу страну на Европу и Азию?
4. Что бывает полярной ночью в Арктике?
5. Как называется слой земли, который никогда не оттаивает?
6. Дрофа – это редкое животное?
7. Назови любой заповедник.
8. Название какого растения говорит о том, где оно растёт?
9. Листья каких деревьев осенью краснеют?
10. Какой цветок лето начинает?
11. Какая птица имеет очень длинный хвост?
12. Чем еж на медведя похож?
13. Чем питается медведь, когда спит в берлоге?
14 . Назовите любимое лакомство аистов.
15. На следах каких хищных зверей нет когтей?
16. Кто спит вниз головой?
17. Что используют пчёлы для строительства сот?
18. Пингвин птица или нет?
19. Дерево символ нашей родины?
20. Что за трава, которую и слепые знают?
21. Какая ягода бывает чёрной, белой, красной?
22. Какая птица подбрасывает своё яйцо в чужие гнёзда?
23. Зимуют ли птицы в скворечниках?
24. Что теряет лось каждую зиму?
25. Когда у белого медведя появляются медвежата?
26. Одно из самых известных растений пустыни?
27. Растрескавшийся глинистый участок в пустыне?
28. Что называют “лёгкими нашей планеты”?
29. Какова поверхность нашего края?
30. Великая русская река?
31. Какую птицу называют “доктором леса”?
32. Самое большое озеро нашей страны?
33. Как называются горы, расположенные на побережье Чёрного моря?
34.Кто бежит задними ногами вперёд?
35. На берегу какого моря мы живём?
36.В какой природной зоне мы живём?
37. Как называются ветры степи?
38. Какие почвы в зоне степи?
39. Какое дерево единственное в мире имеет белую кору?
40. Какое хвойное дерево сбрасывает листву на зиму?

Задание для всего класса.

Тест “ Проверь себя”.

1.Сколько природных зон в нашей стране?

а) 3
б) 6
в) 5

2.Как называют горячие сухие ветры, дующие в степи?

а) суховеи;
б) полярные ветры;

3. Как называются нераспаханные степи?

а) такыр
б) целинные
в) барханы

4. Какие из перечисленных деревьев растут в широколиственных лесах?

а) сосна
б) клён
в) пихта
г) осина

5. Создание какого заповедника помогло спасти замечательного зверька-соболя?

а) Врангельский
б) Таймырский
в) Баргузинский

6. Какое самое глубокое озеро нашей страны?

а) Балхаш
б) Байкал
в) Каспийское

7. Какие из этих животных занесены в Красную книгу?

а) заяц
б) дрофа
в) лемминг
г) журавль-красавка

8. Наука, изучающая связь человека с окружающей средой.

а) экология
б) астрономия
в) география

9. Участки земли, где вся природа неприкосновенна.

а) парки
б) заповедники
в) сады.

10.Заповедних,который находится в нашей области.

а) Баргузинский
б) Ростовский
в) Воронежский.