Урок-путешествие. «Нумерация трехзначных чисел. Обобщение и закрепление знаний.» Программа. Школа России.
Цели урока:
Образовательная: закрепить знания об устной нумерации трехзначных чисел, решение задач изученного вида, расширить кругозор учащихся о строении Солнечной системы.
Воспитательная: воспитание любви к математике, любознательности . взаимопомощи и взаимовыручки.
Развивающая: развивать логическое мышление, память , внимание, математическую речь.
Предварительная подготовка: раздать детям сообщение о Меркурии, Венере, Марсе, Созвездии Большая Медведица.
К данному уроку имеется презентация из 16 слайдов.
Ход урока.
Орг. момент.
Учитель: У нас сегодня необычный урок. К нам пришло много гостей. Давайте поприветствуем их. А теперь мы отправляемся в путешествие.
Сообщение темы урока.
Учитель: Мы сегодня с вами отправляемся в путешествие, а на чем вы сейчас должны ответить.
Крыльев нет,
Но не птица
Полетит и прилунится.
Дети: Ракета.
У.: А почему именно сегодня мы отправляемся в космическое путешествие.
Д.: Так как 12 апреля мы отмечаем день космонавтики.
У.: А почему день космонавтики отмечается именно 12 апреля?
Д.: В 1961 году впервые в космос полетел человек - Юрий Алексеевич Гагарин.
3. Устный счет.
1 задание.
У.: А чтобы наша ракета отправилась в полет, мы должны начать отсчет времени. Считать будем сотнями от 1000 на убывание.
Д.: 1000, 900, 800,700,600,500,400,300,200,100.Пуск.(музыка)
У.: Наша ракета пролетела уже 349 км пути. Покажите это число на абаках, что обозначает каждая цифра?
Д.: 3 сотни 4 десятка 9 единиц.
У.: Наша ракета пролетела 8 сотен и 9 единиц км, покажите это число на абаках.
- Что обозначает 0 на ваших абаках?
Д.: Отсутствие цифр в разряде десятков.
У.: Время полета ракеты 950 секунд.
-Сколько единиц каждого разряда в этом числе. Кто затрудняется, выполните на абаках.
2 задание.
У.: Наша ракета приближается к планете ,нам необходимо расшифровать её название. Для этого нам надо решить примеры.
300+60+3 = | 509-500= | 704+ 80= | 860 + 7 = |
М | Е | Ц | И |
296 -90= | 900+20= | 654-54= | 435-5= |
К | Р | Й | Р |
363 | 9 | 430 | 206 | 784 | 920 | 867 | 600 |
М | Е | Р | К | У | Р | И | Й |
Д.: (Ученик делает краткое сообщение о Меркурии.) Меркурий самая близкая планета к Солнцу. На поверхности планеты из-за этого очень высокая температура. Размеры Меркурия невелики, он немногим больше Луны. Снаружи он так же похож на неё, а внутри по строению на Землю.
4. Повторение и закрепление пройденного.
У.: Мы с вами продолжаем космическое путешествие. Нам предстоит рассчитать длину маршрута на карте до ближайшей планеты.
Открыли наши бортовые журналы ( учебники) на странице 130 № 3.
- Чем квадрат отличается от других четырехугольников? ( 1 уч-ся к доске)Дети выполняют номер.
Д.: Квадрат – это четырехугольник, у которого все стороны равны.
У. : Ближайшая к нам планета Венера, для того чтобы туда попасть, нам нужно сделать вычисления для посадки. Посмотрите , вверху даны примеры. Читаем самый верхний пример.
- Кто объяснит, какую цифру надо вставить?
Д.: Представим число в виде суммы разрядных слагаемых 213=200+10+3.
У.: Выполняем 1 столбик с комментированием.
Д.: 210+3. в числе 210 содержится 2сот. и 1дес., да прибавим 3 ед., получается 213.
203+10. В числе 203 содержится 2 сот. и 3 ед., складываем ед. с ед., дес. с дес..
У.: 2 столбик решаете самостоятельно.( 1 у доски)
У.: Наши расчеты оказались верными, и мы совершаем посадку на планете Венере.
Ученик делает сообщение: Эта планета одна из красивейших светил неба. Не случайно именно ей древние римляне присвоили имя богини любви и красоты. У неё есть атмосфера, и даже облака. Только состоят они из ядовитых газов. Температура на её поверхности свыше 300 градусов.
Физминутка.
Мы в космической ракете
Мы счастливее всех на свете
Прямо к солнцу мы летим
Здравствуй, солнце, говорим.
У.: Мы продолжаем наше путешествие . Ну что это? Ребята впереди метеоритный дождь. Чтобы нам не попасть необходимо просчитать курс.
А | 46 | 68 | 57 | |
В | 34 | 32 | 18 | |
А+В | 80 | 92 |
С | 96 | 65 | ||
К | 6 | 7 | 9 | |
С: К | 12 | 5 | 11 |
Как называется действие? Назовите его компоненты. Устно решите.
- Мы успешно миновали метеоритный дождь и попадаем на планету Марс. На ней много вулканов. Прочтите задачу на доске.
Высота вулкана Элизиум 5 км,
Фарсида в 2 раза выше, вулкан Олимп на 12 км выше Фарсида. Найдите высоту вулкана Олимп.
У.:О Чем говорится в задаче?
Д.: О вулканах.
У.: Сколько было вулканов?
Д.: Три: Элизиум, Фарсида, Олимп.
У.: Что говорится о первом вулкане? (составляем схему задачи)
Д.: Высота Элизиума 5 км.
У.: Что говорится о втором вулкане?
Д.: Высота Фарсида в 2 раза выше.
У.: Что значит в 2 раза выше.
У.: Взять число по 2 раза.
У.: Какое действие необходимо выполнить?
Д.: Умножение.
У.: Что говорится о третьем вулкане?
Д.: Олимп на 17 км выше Фарсида.
У.: Как вы понимаете на 17 км выше? Какое действие надо выполнить?
Д.: Столько же, да ещё 17.Надо выполнить сложение.
У.: Какой главный вопрос в задаче?
Д.: найти высоту Олимпа.
У.: Давайте составим план решения задачи. Во сколько действии она?
Д.: В 2 действия. В 1 действии находим высоту Фарсида, для этого умножаем 5 на 2.
Затем находим высоту Олимпа. Для этого к полученному результату прибавим 17.
У.: Оформите решение задачи.
( 1 ученик у доски)
Сообщение ученика о Марсе.
Марс назван в честь бога войны. У планеты есть два спутника. Фобос и Деймос , которые переводятся как «страх» и «ужас».Современный Марс очень негостеприимный мир. Разряженная атмосфера, к тому же непригодная для дыхания атмосфера, страшные пылевые бури, отсутствие воды и резкие перепады температуры в течении суток и времен года. Но когда-то по Марсу текли реки. Обычно температура на Марсе минус сорок градусов.
5. Самостоятельная работа.
У.: Наше путешествие подошло к концу. В заключении нашего путешествия нам необходимо правильно рассчитать место приземления на планете земля. Возьмите свои индивидуальные карты полета. Произведите самостоятельно вычисления, обведите верный ответ справа. Когда вы произведёте вычисления, то соедините ответы по порядку выполнения примеров прямыми линиями.
(После выполнения всеми работы.) Затем соедините 4ответ с ответом 7.
У.: Какое созвездие у вас получилось?
Д.: Большая Медведица.
У.: Давайте сверим карты полета.( на мониторе компьютера или на доске) Найдите, в каких примерах вы ошиблись? Над чем вам следует поработать?.
Ученик делает сообщение о созвездии Большая Медведица.
Крупное созвездие, семь ярких звезд которого образуют известный ковш. Греческий миф повествует о том , что прекрасную нимфу Каллисто Зевс превратил в медведицу, чтобы спасти её от мести своей ревнивой супруги Геры. Проведенная прямая линия через звезды, указывает на Полярную звезду.
Для тех кто раньше выполнит задание, можно предложить :
* Найди закономерность:
0 | 25 | 50 | 75 | ||
10 | 9 | 11 | 8 | 12 | 7 |
- Сколько трехзначных чисел можно записать , используя цифры 1, 2, 3?
6.Итог урока.
У.: к , сожалению , наше путешествие закончилось. Над какой темой мы работали на уроке?
Д.: Нумерация трехзначных чисел.
У.: Какое задание Вам больше всего понравилось? Какое вызвало затруднение?
7. Домашнее задание.
Придумайте свои примеры для звездной карты с трехзначными числами или № 6, 5 стр. 130 .
Карта полета.
Произведите вычисления примеров. Обведите правильный ответ справа. Соедините ответы по порядку прямыми линиями. Соедините 4 ответ с 7 ответом.
300+57 | 367 | 807 | 357 | 482 | 307 | 557 |
804-4 | 84 | 808 | 803 | 800 | 400 | 404 |
910-900 | 610 | 110 | 800 | 10 | 100 | 91 |
612-10 | 603 | 502 | 602 | 622 | 613 | 601 |
443-40 | 403 | 440 | 44 | 483 | 540 | 430 |
830-30 | 805 | 800 | 803 | 530 | 860 | 803 |
405+50 | 355 | 400 | 545 | 455 | 465 | 450 |