Развитие чувства орфографической формы у младших школьников на основе чтения

Разделы: Начальная школа


"Ребёнок, услышав новое для него слово, начинает по большей части склонять его, спрягать с другими словами совершенно правильно. Могло ли это быть, если ребёнок, усваивая родной язык, не усваивал частицы той творческой силы, которая дала народу возможность создать язык".

К. Д. Ушинский

На дограмматическом этапе изучения родного языка успех обучения во многом зависит от речевого опыта учащегося, его языкового чутья, "словесного инстинкта", "подсознательной грамматики".

Раскрывая природу языкового чутья, психологи указывают, что родной язык первоначально усваивается человеком на уровне чувства. И лексическое и грамматическое значение языка человек чувствует задолго до того, как начинает осознавать их, мыслить о них. Л. П. Федоренко указывает, что в основе языкового чутья лежит бессознательное запоминание языковых норм: "Именно память человека – тот "рабочий механизм", который позволяет удерживать идеальные знаки родного языка и оперировать ими в речи… Память – основа чувства языка". А так же подсознательное обобщение или "чувство орфографической формы" выражается в том, что ученик логически не может обосновать написание слова, хотя пишет правильно. Орфографическая интуиция возникает, как правило, на основе зрительно воспринимаемых образов вместе с пониманием значений этих образов. И здесь большую роль играет чтение. Исследования показывают, что чем больше и "качественнее", читает ученик, тем грамотнее он пишет. Объясняется это тем, что чтение и письмо – виды речи, тесно связанные. Если при письме осуществляется прямая перекодировка звуковых сигналов в графические, то при чтении происходит обратная перекодировка. Таким образом, включающиеся в работу во время чтения зрительная память способствует повышению уровня орфографической грамотности.

Доказано, что предварительное чтение текста, предшествующее его записи, повышает качество грамотного письма примерно на 25%. Но дело не только в механической работе памяти. В процессе чтения ребёнок с хорошим языковым чутьём "сразу ориентируется на каноны, делает для себя вывод о том, что, например, в словах нора и норка второй звук обозначается одной и той же буквой О. Ребёнок разу целиком схватывает, осознаёт одну из самых важных закономерностей языка, его систему позиционных чередований".

Процессы памяти, направленные на запечатление орфографических форм слова, неотделимы от процесса понимания их значений. Поэтому в качестве материалов для упражнений на развитие орфографического чутья обычно предлагается использовать тексты читаемых детьми художественных произведений.

Орфографическая работа на материале текстов для чтения может осуществляться с использованием разных форм и приёмов. Например, так называемое орфографическое чтение. Орфографическая подготовка здесь ничто иное, как код перехода от слышимых слов к видимым. С самых первых моментов обучения чтению нужно, чтобы дети усвоили два типа чтения – орфоэпическое и орфографическое: "прочитай, как говоришь", "прочитай, как пишешь". Полезными упражнениями являются всевозможные выписывания и переписывания слов, предложений и отрывков текстов из "Родной речи". Часто такие задания носят поисковый характер: выписать слова с данной орфограммой; выписать предложения с родственными словами и т.д. Отрывки из изучаемых произведений можно использовать в качестве письма по памяти, диктовки. Можно использовать приём "воображаемого письма". В читаемом тексте учитель обращает внимание учеников на трудное по написанию слово. Предлагается прочесть слово медленно, прослеживая его звуко-буквенный состав, и, закрыв глаза, медленно его "написать". Затем дети открывают глаза и, проверяя себя, перечитываёт слово с доски. При этом на доске даётся рукописный вариант написания, которым пользовались дети в своём воображаемом письме. Такое упражнение акцентирует внимание читающих учеников на трудных по написанию словах, способствует их запоминанию.

Орфография усваивается через чтение не только путём механического запоминания графической формы слова, но и путём практических обобщений, возникших в сознании ребёнка. Суть этих обобщений состоит в том, что дети путём внимательного чтения и наблюдений над текстом начинают понимать логику правописания. Подсознательное установление орфографических закономерностей и есть чувство орфографии и чувство языка. Зная, как пишется слово вода, ребёнок верно пишет слова и водичка и водяной, хотя может и не знать форм слова вода. Значит, дело не в правиле, а в установлении межсловесных связей. Упражнения по установлению межсловесных связей носят "упреждающий" характер.

К упражнениям же, закрепляющим изученные орфограммы, можно отнести составление самими детьми орфографических упражнений на основе текстов прочитанных произведений. Например, для составления упражнения на правописание звонких и глухих согласных можно использовать стихотворение А. И. Введенского "Лошадка". Задача учеников состоит в том, чтобы найти в тексте слова сданной орфограммой и выписать их, делая на месте орфограммы пропуски. Затем можно доверить детям составлять орфографические упражнения друг для друга. Тексты для списывания могут выглядеть так:

В этой ска_ке нет поря_ка
Что ни слово – то зага_ка.
(Б. Заходер "Кот и кит")

И я там был, и мё(д/т) я пил;
У моря видел ду(п/б) зелёный,
Под ним сидел, и ко(т/д) учёный
Свои мне ска(з/с)ки говорил.
(А. С. Пушкин "У лукоморья")

Кроме того, что составление упражнений самими детьми формирует у них чувство орфографической формы, орфографической зоркости, оно имеет и ещё одну важную особенность. Выполнение этого упражнения становится коммуникативно-мотивированным для детей. Являясь автором своего упражнения и понимая, что оно предназначено для других, ребёнок не позволяет себе небрежности при письме.

Совершенствование чтения – залог успешного развития "языкового чутья"

По оценкам психологов на успеваемость влияет более двухсот факторов. Но существует фактор №1, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Этот фактор №1 – скорость чтения. Ребёнок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет неинтересно на уроках, он будет неусидчив, он не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука. Чтение в максимальном темпе разговорной речи, как показывают исследования, составляют от 120 до 150 слов в минуту. Диапазон оптимального чтения – это тот диапазон, к которому в течение столетий приспособилось мышление человека, приспособился его артикулярный аппарат. Как добиться оптимальной скорости чтения? Существуют резервы обучения чтению, то есть рекомендации, которые могут работать в любых условиях. Вот некоторые из них.

  1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то – нет. Именно это создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какое-то умение и довести до автоматизации, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определённый промежуток времени проводить с ними небольшие по объёму упражнения.
  2. Чтение перед сном (5-10 минут)
  3. Жужжащее чтение было одним из основных элементов обучения чтению в Павлышской школе, школе В. А. Сухомлинского.
  4. Ежеурочное пятиминутное чтение без всяких методических ухищрений даёт, несомненно, положительный результат.
  5. Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. Это такой режим, когда ребёнок прочитывает одну-две строчки и после этого получает кратковременный отдых.

Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Например, ребёнок читает предложение, состоящее из шести-восьми слов. Дочитав до третьего-четвёртого слова, забыл первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью так называемых "зрительных диктантов", тексты которых разработаны профессором И. Т. Федоренко. В каждом из восемнадцати наборов, предложенных профессором, имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова (8 букв), то последнее предложение 18-го набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно по одной – две буквы. Время работы со всеми наборами составляет два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребёнок может уже запомнить предложение, состоящее из 46-ти букв, то есть из восьми – девяти слов. Теперь он легко улавливает предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее.

Профессор И. Т. Федоренко предлагает несколько типов упражнений для увеличения скорости чтения учащихся:

  • многократное чтение;
  • чтение в темпе скороговорки;
  • выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста;
  • и т. д.

Все названные упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, то есть читают одновременно все ученики, но вполголоса, чтобы не мешать товарищу.

Каждый, пусть даже самый маленький, успех ученика должен быть отмечен учителем. Важно показать ребёнку результат его труда, вовремя похвалить. Поставить в пример другим, оценить его