Конспект урока по русскому языку в 3-м классе на тему: "Правописание сложных слов"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1 этап. Организационный.

Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады видеть вас на уроке русского языка в 3”Б” классе. Начнём урок.

2 этап. Подготовка к активной работе на основном этапе. Структура взаимодействия – фронтальная.

Написание строчных гласных букв о и е в тетрадях учащихся.

Вопросы. Какие знаете правила, где о и е орфограммы? (проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова, приставки с гласной о, суффисы – очк,- еньк,- ек,- ец).

У каждого правила свои секреты!

Сегодня на уроке мы узнаем ещё один секрет о правописании этих букв в сложных словах.

Запишем тему: “Правописание сложных слов”.

Сегодня мы должны понять, как могут быть образованы сложные слова, почему их так называют, правило их правописания.

Кодоскоп

Текст.

Не подумай, будто спичка
Загорелась под кустом, —
Это птичка-невеличка
Под кустом трясёт хвостом.
Перья огненного цвета
Солнце ярко озарит —
Сразу кажется, что это
Горихвостки хвост горит.

Вопрос. Как объясняет поэт Ильин название птички?

Задание: определите тему текста, запишите в тетради с маленькой буквы.

Понаблюдаем, как образовано это слово.

Сколько в нём корней? Обозначим их. Подберите родственные слова с корнями гор-, хвост- , запишите их в два столбика. Проверим.

горихвостка

гореть; хвостик

загорелся; хвостатый

Правило: слова, у которых два корня, называются сложными.

Физминутка для осанки.

3 этап. Усвоение новых знаний. Структура взаимодействия — парная.

Цель: сформировать у учащихся конкретные представления о сложных словах.

Работа со словарями: этимологическим, словарём В.Даля, толковым иностранных слов, словарём русского языка С.И. Ожегова.

Задание. Вызванный ученик читает статью из словаря, записывает на доске слово, выделяет корни, объясняет, почему оно сложное.

Ученики записывают его в тетрадь, выполняют ту же работу.

Рубрика “Это интересно”

Услышим рассказ о том, кто изобрёл самолёт.

Задание. Прочтите эти слова. Почему они называются сложными?

Вывод. Они называются сложными, потому что образованы от двух корней.

Вопрос. Как соединены корни в словах?

В словах микрофон, челобитная, география корни пишутся сразу друг за другом, а в словах землесловие, самолёт корни пишутся через гласные о и е.

Учитель. Рада, что вы это заметили.

Вывод. В сложных словах корни ничем не соединены, они не разделяются на письме гласными.

В сложных словах корни чаще всего соединяются гласными О и Е. Они называются соединительными.

Вопрос. Как вы думаете, почему они получили такое название?

Вывешиваю на доску схемы:

____ ____ ___ о___ ___ е ___

 

Запишем в тетрадь: О и Е – орфограммы сложного слова.

4 этап. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала. Структура взаимодействия — фронтальная.

Цель. Определить усвоение главного.

Толковый словарь Ожегова с. 93

Задание. Выписать 3 слова, выделить корни, соединительную гласную О.

Физминутка для глаз.

Работа с учебником.

Чтение правила на с. 42. Упр. № 102,103.

Задание: выписать слова с соединительной Е, выделить корни и соединительную гласную.

водоём; мышеловка

водолазка; птицеферма

водохранилище; пылесос

Вопрос. Что мы поняли, как образуются сложные слова? Какие гласные чаще всего соединяют основы?

Вывод: сложные слова образуются из двух корней, чаще всего соединяются гласными О и Е.

Молодцы!

Структура взаимодействия — индивидуальная.

Настал момент узнать секрет написания соединительных гласных в сложных словах!

Нам поможет инструкция.

Задание: открыть конверты, прочитать инструкцию.

Инструкция.

    1. Прочти слово.
    2. Убедись, что оно сложное.
    3. Посмотри, на какой согласный оканчивается первый корень. Если на твёрдый согласный — пиши О, если на мягкий, шипящий или ц — пиши Е.

Что вы поняли?

5 этап. Закрепление знаний. Структура взаимодействия — индивидуальная.

Работа на классной доске.

Назови одним словом:

Человека, который разводит сад — садовод.

Человека, который ловит птиц — птицелов.

Падение камней — камнепад.

Вспомним уроки истории.

Как прозвал народ Гришку Отрепьева? Лжедмитрий 1.

Что произошло с корнем?

Дети, пользуясь инструкцией, определяют, какую гласную нужно писать, записывают слово, выделяют синим, красным, зелёным кружком буквы.

Что вы поняли, когда нужно писать гласные О и Е?

6 этап. Обобщение и систематизация знаний. Структура взаимодействия — индивидуальная, групповая.

Цель. Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и умений в целостные системы внутри учебного материала.

Задание: отрыть конверт, найти слово, написать орфограммы.

Дети работают на индивидуальных досках, на магнитной доске, на классной доске, в тетради. Дети, которые получили жёлтые кружки, (слабоуспевающие) работают с учителем.

7 этап. Контроль и самопроверка знаний.

Цель. Проверка сформированности общих учебных умений. Работа с кодоскопом.

Задание. Из данных групп слов составьте предложения, запишите в таком порядке, чтобы получился рассказ.

Сильный, вдруг, начался, снегопад.

На, сидели, рыболовы, реке.

Два, не, дня, прекращался, снегопад.

Пришли, на, вертолёты, рыболовы, помощь.

Найти сложные слова, обозначить корни и соединительные гласные.

8 этап. Подведение итогов.

Цель. Выставить оценки. Дать общую характеристику класса, показать успешность овладения новым материалом, отметить недостатки, проконсультировать, как их преодолеть.

Инструктаж домашнего задания.