Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
1 этап. Организационный.
Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады видеть вас на уроке русского языка в 3”Б” классе. Начнём урок.
2 этап. Подготовка к активной работе на основном этапе. Структура взаимодействия – фронтальная.
Написание строчных гласных букв о и е в тетрадях учащихся.
Вопросы. Какие знаете правила, где о и е орфограммы? (проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова, приставки с гласной о, суффисы – очк,- еньк,- ек,- ец).
У каждого правила свои секреты!
Сегодня на уроке мы узнаем ещё один секрет о правописании этих букв в сложных словах.
Запишем тему: “Правописание сложных слов”.
Сегодня мы должны понять, как могут быть образованы сложные слова, почему их так называют, правило их правописания.
Кодоскоп
Текст.
Не подумай, будто спичка
Загорелась под кустом, —
Это птичка-невеличка
Под кустом трясёт хвостом.
Перья огненного цвета
Солнце ярко озарит —
Сразу кажется, что это
Горихвостки хвост горит.
Вопрос. Как объясняет поэт Ильин название птички?
Задание: определите тему текста, запишите в тетради с маленькой буквы.
Понаблюдаем, как образовано это слово.
Сколько в нём корней? Обозначим их. Подберите родственные слова с корнями гор-, хвост- , запишите их в два столбика. Проверим.
горихвостка
гореть; хвостик
загорелся; хвостатый
Правило: слова, у которых два корня, называются сложными.
Физминутка для осанки.
3 этап. Усвоение новых знаний. Структура взаимодействия — парная.
Цель: сформировать у учащихся конкретные представления о сложных словах.
Работа со словарями: этимологическим, словарём В.Даля, толковым иностранных слов, словарём русского языка С.И. Ожегова.
Задание. Вызванный ученик читает статью из словаря, записывает на доске слово, выделяет корни, объясняет, почему оно сложное.
Ученики записывают его в тетрадь, выполняют ту же работу.
Рубрика “Это интересно”
Услышим рассказ о том, кто изобрёл самолёт.
Задание. Прочтите эти слова. Почему они называются сложными?
Вывод. Они называются сложными, потому что образованы от двух корней.
Вопрос. Как соединены корни в словах?
В словах микрофон, челобитная, география корни пишутся сразу друг за другом, а в словах землесловие, самолёт корни пишутся через гласные о и е.
Учитель. Рада, что вы это заметили.
Вывод. В сложных словах корни ничем не соединены, они не разделяются на письме гласными.
В сложных словах корни чаще всего соединяются гласными О и Е. Они называются соединительными.
Вопрос. Как вы думаете, почему они получили такое название?
Вывешиваю на доску схемы:
____ ____ ___ о___ ___ е ___
Запишем в тетрадь: О и Е – орфограммы сложного слова.
4 этап. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала. Структура взаимодействия — фронтальная.
Цель. Определить усвоение главного.
Толковый словарь Ожегова с. 93
Задание. Выписать 3 слова, выделить корни, соединительную гласную О.
Физминутка для глаз.
Работа с учебником.
Чтение правила на с. 42. Упр. № 102,103.
Задание: выписать слова с соединительной Е, выделить корни и соединительную гласную.
водоём; мышеловка
водолазка; птицеферма
водохранилище; пылесос
Вопрос. Что мы поняли, как образуются сложные слова? Какие гласные чаще всего соединяют основы?
Вывод: сложные слова образуются из двух корней, чаще всего соединяются гласными О и Е.
Молодцы!
Структура взаимодействия — индивидуальная.
Настал момент узнать секрет написания соединительных гласных в сложных словах!
Нам поможет инструкция.
Задание: открыть конверты, прочитать инструкцию.
Инструкция.
- Прочти слово.
- Убедись, что оно сложное.
- Посмотри, на какой согласный оканчивается первый корень. Если на твёрдый согласный — пиши О, если на мягкий, шипящий или ц — пиши Е.
Что вы поняли?
5 этап. Закрепление знаний. Структура взаимодействия — индивидуальная.
Работа на классной доске.
Назови одним словом:
Человека, который разводит сад — садовод.
Человека, который ловит птиц — птицелов.
Падение камней — камнепад.
Вспомним уроки истории.
Как прозвал народ Гришку Отрепьева? Лжедмитрий 1.
Что произошло с корнем?
Дети, пользуясь инструкцией, определяют, какую гласную нужно писать, записывают слово, выделяют синим, красным, зелёным кружком буквы.
Что вы поняли, когда нужно писать гласные О и Е?
6 этап. Обобщение и систематизация знаний. Структура взаимодействия — индивидуальная, групповая.
Цель. Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и умений в целостные системы внутри учебного материала.
Задание: отрыть конверт, найти слово, написать орфограммы.
Дети работают на индивидуальных досках, на магнитной доске, на классной доске, в тетради. Дети, которые получили жёлтые кружки, (слабоуспевающие) работают с учителем.
7 этап. Контроль и самопроверка знаний.
Цель. Проверка сформированности общих учебных умений. Работа с кодоскопом.
Задание. Из данных групп слов составьте предложения, запишите в таком порядке, чтобы получился рассказ.
Сильный, вдруг, начался, снегопад.
На, сидели, рыболовы, реке.
Два, не, дня, прекращался, снегопад.
Пришли, на, вертолёты, рыболовы, помощь.
Найти сложные слова, обозначить корни и соединительные гласные.
8 этап. Подведение итогов.
Цель. Выставить оценки. Дать общую характеристику класса, показать успешность овладения новым материалом, отметить недостатки, проконсультировать, как их преодолеть.
Инструктаж домашнего задания.