Мы открытке и картонке жизнь продлим:
Книжку, вазочку, шкатулку создадим!
Н. Зибзеева
Новое – это хорошо забытое старое. Людям старшего поколения эти работы напомнят юность, мои сверстники вспомнят о своих бабушках и дедушках, а детям, я надеюсь, доставят радость и удовольствие не только от любования и обладания готовым изделием, но и от процесса его изготовления, а ещё больше от возможности сделать подарок близким своими руками.
Когда то, что ты делаешь, доставляет радость не только тебе, но и другим, особенно детям и тем, кому даришь, а я подарила уже не одну сотню книжек, вазочек, «сердечек», игольниц и сундучков, то хочется поделиться своими находками и мыслями, что я и делаю. Попробуйте сами и научите ребёнка. Пусть творчество доставит радость Вам и вашим детям.
Предлагаемый материал был апробирован автором на уроках труда и кружковых занятиях с детьми 2-6 классов и может быть использован в качестве практического пособия всеми, кто заинтересован в развитии творческих способностей детей или хочет найти занятие по душе.
Данный материал может успешно пополнить банк рекомендуемых разноуровневых творческих проектов младших школьников по методике В. Д. Симоненко.
Все поделки сможет за год изготовить только взрослый, если будет усидчив, терпелив и располагать достаточным количеством материала и свободного времени. А для школьников это перспективный план на 2-3 года занятий по 2 часа в неделю, который легко будет составить, учитывая возраст детей, их особенности, возможности и данное примерное планирование.
За все годы (28 лет) своей работы в школе в качестве учителя начальных классов я только однажды встретила небольшой материал на эту тему в журнале «Начальная школа» (выписываю с 1973г) № 12 за 1994г. Попова И. Ю., Петрова Г. А. «Изготовление праздничных сувениров. Сундучок для мелких предметов». А ещё чуть позже купила книгу И. Черныш «Удивительная бумага» Основы художественного ремесла. Москва АСТ – ПРЕСС 1998г., где есть статья «Сшивные бумажные коробочки». Надеюсь, что и они помогут вам.
Это очень кропотливая работа, требующая усидчивости, аккуратности, старательности и, конечно, терпения довести всё начатое до завершения, чтобы увидеть итог своего труда.
Сама я начинала с самых интересных, но сложных и трудоёмких изделий: шкатулки–сундучка и вазона, усложняла их, изменяла. Получалось, но не сразу. Возникало много вопросов, а спросить было не у кого, поэтому методом проб и ошибок находила свои решения. Вот мои «узелки на память» для вас.
- Длина нити — размах обеих рук в стороны. Здесь не совсем подходит пословица «Длинная нитка – ленивая швея», я в данном случае говорю «Длинная нитка – меньше узелков». Вдев нитку в иголку, выравниваем её концы, но узелка не завязываем.
- Проколы иголкой выполняем с лицевой стороны, тогда место прокола будет ровным, а некоторая надорванность краёв будет с изнанки.
- Начинать шов не с углов, а на 1–1,5 см. ниже верхнего края детали боковой грани.
- Закрепление нитки в начале работы. Выполнив первый прокол детали с лицевой стороны на изнанку, необходимо связать двойным узлом рабочую часть нитки и её конец (выравненные концы нитки) так, чтобы узелок раполагался на ребре сшиваемых сторон детали, а оставшийся кончик спрятать внутрь между этими сторонами.
- Если нити не хватило обшить всю деталь, то, вдев новую, продолжаем шить, делая первый шаг в последний прокол. Затем опять связываем нити между собой двойным узлом, а концы прячем между сторонами детали.
- И вот деталь обшита (встретились начало и конец шва), а нитки осталось ещё много. В этом случае советую оставить нитку с иголкой на этой детали, не обрезать, чтобы потом потратить её на соединение с другой, когда та будет обшита. Это продиктовано так же уменьшением количества узелков, а значит, красивым внешним видом изделия в целом. Просто понадобится 2-3 иголки.
- Соединение боковых граней начинать лучше сверху вниз, так как это позволит спрятать все остатки ниток в шов, когда будем пришивать дно.
- Обработка уголков детали. Чтобы шов на уголках и изгибах был ровным, можно выполнить 2-3 стежка из одного прокола.
Когда всему этому научилась сама, я захотела научить шить и детей, и начинать надо было с простого. Вот тогда я придумала вазочки-конфетницы, вспомнив из своего детства четырёхгранную фарфоровую сахарницу. Она стала прообразом моей первой вазочки. Затем, изменив форму и количество деталей, у нас получались другие изделия. Мы стали шить и на уроках труда и на занятиях кружка, которому дали название «Бабушкина шкатулка». Кружок посещают не только девочки, но и мальчики, порой их бывает большинство, и работы у них тоже аккуратны и красивы. Группа ребят, как правило, разновозрастная, поэтому у старших есть возможность помочь младшим вдеть нитку в иголку или распутать самовольно завязавшийся узелок в ненужном месте.
Мыслей по усовершенствованию и изменению изделий много. Вот, например: если попробовать каждой вазочке пришить «ножки», то их внешний станет более нарядным, а ещё хочу попытаться сделать бочонок со сквозными прорезями, чтобы он был «прозрачным» и ничего из него не выпадало. На такие мысли стараюсь натолкнуть и детей, а их фантазии нет предела.
У нас на уроках трудового обучения существует заключительный этап – презентация своей работы, на котором каждый ребёнок по желанию представляет и демонстрирует в действии своё изделие, сопровождая это стихотворением или загадкой, и даёт возможность другим детям полюбоваться им, подержать в руках. Такой этап есть и на занятиях кружка.
Сколько неподдельной радости, восхищения и восторга в глазах ребят, когда работа завершена и остаётся только испытать её – в шкатулку положить свой «секретик», в «кармашек» – расчёску, а карандашницу заполнить ручками, фломастерами и, конечно же, карандашами. Кто-то уже заранее определился, кому он подарит своё изделие и представляет, как этому будут рады бабушка и дедушка, мама и даже папа.
Заключительные урок или занятие насыщены эмоциями, настроение приподнятое, каждого переполняет гордость за выполненную работу, достигнутый результат и самое время задать вопрос: «А как его можно изменить? На что оно ещё может быть похоже? У кого или чего есть такие же …кармашек, крышка?» Дети на минуту задумываются, а потом – всплеск фантазии, самых неожиданных сравнений и похожести, как в стихах Романа Сефа « На свете всё на всё похоже». И нам становится под силу сшить кенгуру с сумкой, ослика и лошадку, верблюжонка и слона, приделав каждому по мешку, бабушкин фартук с двумя карманами. А ещё сапожок, носок и валенок для подарков новогодних. А из дома приносим другие идеи, которые я попробовала зарифмовать:
– Корзинка! Сумочка! Кувшин!
– Медвежонок с коробом!
– Домик с крышей! Снеговик!
– Будка с добрым Бобиком!
Вот так и рождаются новые формы наших изделий. Мне остаётся всего-то помочь сделать шаблон, а основную, по мнению детей, работу они выполнят сами. Ну и пусть так думают, ведь всё равно радоваться будем все вместе. А потом кто-нибудь из ребят постарше обязательно скажет, что без моих шаблонов могло бы так красиво и не получиться.
Предлагаемый мной перечень изделий и их последовательность продиктована соблюдением принципа от простого к сложному.
В примерном планировании занятий представлены изделия, а некоторые даже в нескольких вариантах, которые я сама разработала и изготовила. Их смогут сделать дети сами, под руководством учителя на начальном этапе. Затем будет достаточно простого рассматривания и анализа конструкции готового изделия, выбора понравившегося варианта и соответствующих шаблонов, которые находятся пока только у учителя. Я не требую, чтобы шаблоны изготовил каждый, на это тратится много времени и искорка желания может быть погашена, да и хранить их детям будет сложно. Это ребята постарше (4-6 классов) просят дать им обвести шаблоны в альбом, чтобы ещё раз вернуться к данному изделию и самостоятельно дома сшить его. Я это только приветствую. В обеспечении материалами проблем нет, все мои друзья и знакомые, кто хоть однажды видел наши поделки, уже не выбрасывают, а отдают нам разные картонки, коробки и открытки. Можно использовать и тетра паки из-под сока. Там очень красивая серебристая внутренняя поверхность, с ней соприкасается сок, значит, конфеты и печенье, сухари и пряники можно спокойно положить в вазочку с такой внутренней стороной. Я всегда напоминаю детям, что надо тщательно промыть и просушить эти коробочки, а на дно уже готового изделия обязательно постелить салфетку.
Итак, теперь, когда выбор сделан, приступаем к работе, итог которой зависит от самых первых шагов – выкройки деталей с соблюдением плавности изгибов и точности размеров, ровных стежков петельного шва – до сборки, приносящей столько радости, восхищения и гордости: « Я смог! У меня получилось!»
Содержание занятий
Материалы и инструменты
- Старые открытки, упаковочные коробки из-под конфет, тортов, сока, чая, духов и т. п.
- Нитки «Ирис» или №10 разного цвета.
- Ножницы, иголка, напёрсток, скрепки.
Прядок работы
- Подобрать открытки, картонки коробок с рисунками и сюжетами, соответствующими вашему замыслу (кому и к какому празднику вы собираетесь подарить – 8 Марта, Новый год, день рождения и т. д.), назначению данного изделия (игольница, вазочка, шкатулка и т. п.) и его размерам.
- Приготовить шаблон каждой детали из простого картона или донышка коробки. Его будет легко передвигать по открытке для определения оптимального варианта выкроек, чтобы случайно самые красивые цветы не остались за пределами детали, зверюшки без головы, а Дед Мороз без шапки. Сохранив шаблон, вы получите возможность еще раз вернуться к этому изделию, усовершенствовать его или поделиться с другом.
- Выкроить детали, каждую в двух экземплярах (лицевая и изнаночная). Для придания прочности и устойчивости изделия можно между ними поместить ещё одну деталь (промежуточную).
- Обшить детали «петельным» или « обмёточным» швом на расстоянии 3-5 мм от края и между стежками, предварительно скрепив скрепками и подобрав цвет ниток. Донышко выкраивается, обшивается и присоединяется к изделию в последнюю очередь, чтобы была возможность примерить его и внести коррективы, если понадобится.
- Сборка изделия. Когда все детали обработаны «петельным» швом, их нужно соединить между собой швом «через край», захватывая верхние нити «петельного» шва по краю детали.
- Завершение работы состоит в выполнении дополнительных операций: проделывание дыроколом отверстия (игольница, календарная стенка, кармашек для расчёсок, газетница), изготовление помпона, кисточки и крепление их на крышке шкатулки, сундучка.
- Презентация изделия. Каждый ребёнок по желанию представляет и демонстрирует своё изделие в действии, сопровождая это загадкой или стихотворением и даёт возможность другим детям полюбоваться им и подержать в руках.
Примерная тематика занятий
Идея изготовления закладки для книги вызвана необходимостью научить ребят выполнять «петельный» шов. Чтобы не просто тренироваться на куске картона ровно, красиво и на одинаковом расстоянии располагать стежки «петельного» шва, но и после найти ему применение, а не выбрасывать. Так появились закладки различной формы и размера <Рисунок 1>.
Я намерено не даю размеров даталей, так как всё зависит от исходного материала и задумки автора, но это не значит, что всё делаю наглазок.
Чтобы соблюсти симметричность детали, шаблон вырезаю из сложенной вдвое бумаги, затем готовлю его из картона, подписываю и можно пользоваться им продолжительное время. Раньше все шаблоны хранила в разных конвертах, а сейчас есть мультифоры. Это очень удобно.
Игольница «Тапочка» состоит из двух частей: передняя и задняя стенки <Рисунок 2> . Выпуклость и объёмность игольницы зависит от ширины передней стенки по сравнению с задней. Обшив каждую деталь игольницы «петельным» швом, соединяем стенки между собой швом «через край», захватывая кромочные нити «петельного» шва, предварительно совместив середины стенок внизу, чтобы не было перекоса. Чтобы игольницу можно было повесить, проделываем вверху задней стенки отверстие дыроколом или вяжем петельку крючком. Внутрь вставляем подушечку или кусочек поролона и игольница готова. Вот теперь есть где хранить иголки, соблюдая правила безопасности, можно приступать к изготовлению следующего изделия.
Футляр для расчёсок «Кармашек» состоит из трёх деталей: задняя и передняя стенки плюс дно <Рисунок 3>. Изготавливается «Кармашек» аналогично игольнице, только размеры увеличены и добавляется донышко, так как низ стенок прямой. Донышко выкраиваем последним, после того, как уже обшили «петельным» швом и соединили швом «через край» заднюю и переднюю стенки, ставим их на картон и изнутри обводим карандашом контур донышка, тогда оно более точно подойдёт при соединении со стенками. Вырезаем в двух экземплярах, чтобы было поплотнее, обмётываем, вставляем внутрь и пришиваем. «Кармашек» готов, его можно поставить на полку у зеркала или повесить, если в задней стенке проделать отверстие дыроколом или связать петельку крючком <Рисунок 4>. Можно сделать «Кармашек» и без донышка, если закруглить внизу его стенки, как у игольницы, но тогда его уже не поставить.
А если «Кармашку» не пришивать переднюю часть, и на её уровне проделать симметрично два отверстия для крепления отрывного календаря, то он превратится в календарную стенку.
Можно ещё удлинить заднюю стенку «Кармашка» и прикрепить туда календарь, то есть соединить два в одном, получится что-то новое, останется придумать ему название. Такая идея пришла в процессе работы.
Газетница состоит из трёх частей: задняя основная стенка любой формы и размера, две одинаковых передних полоски, по высоте они должны быть больше, чем задняя, чтобы создать объём и удерживать газету, форма любая. Помним, что для прочности каждую деталь выкраиваем в двух экземплярах. Обшив все детали, присоединяем передние полоски к основной стенке вверху и внизу, стараясь расположить их симметрично. Чтобы можно было повесить газетницу, необходимо вверху по краям задней стенки проделать два отверстия и соединить их тесьмой.
Карандашница по форме может быть цилиндрическая или четырёхгранная. Цилиндрическая состоит из двух деталей: боковая в форме прямоугольника и дно в форме круга. Четырёхгранная – из пяти: четыре одинаковых боковых грани и квадратное дно. Если боковые грани представляют собой прямоугольник, то карандашница будет не выпуклой (прямоугольная призма без верхнего основания). Чтобы придать карандашнице выпуклую форму, достаточно прямоугольник боковой грани закруглить по высоте <Рисунок 5>. Каждую деталь выкраиваем в двух экземплярах, для устойчивости. Для лицевой (наружной) стороны берём открытку поярче, а для внутренней поскромнее. Обшиваем боковые грани, соединяем, друг с другом и только после этого выкраиваем донышко, поставив на картон, обводим изнутри, чтобы оно точнее подошло. При соединении боковых граней карандашница будет принимать округлую форму, постарайтесь её сохранить и плотно соединить грани вверху и внизу, чтобы не было щелей.
Сейчас можно было бы начать «превращать» карандашницу в шкатулку, но чтобы разнообразить работу и удержать интерес ребят (ведь придётся выполнить такую же карандашницу), я предлагаю другое изделие, а «превращением» мы займёмся попозже.
Вазочка – конфетница может быть четырёхгранная, тогда дно в форме квадрата. Если вазочка пяти - шестигранная, то и донышко представляет собой правильный пяти - шестигранник соответственно, только он не всегда подходит, если его строить по всем правилам геометрии с помощью циркуля (он у меня всегда почему-то меньше необходимого). Поэтому донышко делаем после того, как все грани будут обшиты и соединены между собой. Сначала примерьте сшитую вазочку к построенному правильному пяти – шестиугольнику, внесите, если понадобится, коррективы в размеры и только потом вырезайте в двух экземплярах, обшивайте и присоединяйте полученное донышко к изделию. Предлагаю различные конфигурации боковых граней <Рисунок 6>, тогда и вазочки получатся разной формы и объёма, а назвать их можно и конфетницей, и сухарницей, кому как понравится <Рисунок 7>.
Тарелочка. Форму подсказал плафон люстры похожий на колокольчик. Отличается от вазочки – конфетницы количеством деталей и формой донышка (круг), что и дало название изделию – тарелочка. Последовательность изготовления такая же. Только при соединении боковых граней не забудьте о чередовании высоких и низких деталей <Рисунок 9>. Дно (круг) чертим с помощью циркуля. Перед обшиванием круга необходимо примерить его в качестве донышка, вставив в уже сшитые в единое целое боковые части. Помните о пословице «Семь раз примерь и один раз отрежь», тогда всё получится. Донышко должно свободно входить, а вот после обшивания оно плотно подойдёт, так как нитки увеличат его размер.
Бочонок похож на карандашницу, только количество боковых граней увеличено (5-6-8), изменены их форма и размер <Рисунок 10>, соответственно и дно будет правильным пяти – шести – восьмиугольником, который можно построить с помощью циркуля. Не забудьте, что это надо делать после того, как будут обшиты все боковые грани и соединены между собой. Затем примеряем его в качестве донышка, вносим коррективы, если понадобится, в размеры, обшиваем, через верх вставляем в бочонок и аккуратно пришиваем. Если будем использовать шаблон с одинаково закруглённым верхом и низом , то получим равномерно округлившийся бочонок. А вот при помощи шаблона с разным по ширине верхом и низом можно создать три вида бочонка разных по форме. Чтобы получить бочонок расширенный кверху, необходимо взять соответствующий шаблон и при соединении готовых боковых граней следить за тем, чтобы расширенная часть каждой грани была вверху. Если же все грани соединить расширенной частью вниз, тогда и бочонок будет расширен книзу. Я ещё поэкспериментировала с боковыми гранями и соединила их, чередуя между собой расширенные верх и низ, получилась совсем другая форма бочонка. <Рисунок 11>. При заготовке деталей необходимо помнить о том, какой бочонок вы хотите сделать, чтобы изображение не перевернулось при сборке. Это особенно касается бочонка с чередующимися расширенными верхом и низом. Хранить в них можно швейные нитки, пряжу, пуговицы и т. п., а лучше подарить. Я слышала фразу «Подарить – это значит сохранить, а оставить себе – значит потерять»,поэтому не теряйте, сохраняйте, доставляйте радость себе и другим! Дарить всегда приятно. А под Новый год поставьте под ёлочку, и Дед Мороз обязательно положит в него вам свой подарок.
Вазоны. Любой бочонок (пока он без дна) можно превратить в вазон для сухоцветов, зимнего букета (веточки обсыпанные крошкой пенопласта), а если внутрь поставить ёмкость с водой, то нарядно будет смотреться и букет живых цветов. Чтобы произошло «превращение» достаточно присоединить к бочонку низ в виде подставки и верх в виде «воротничка». Затем выкроить, обшить и присоединить дно к нижней части подставки вазона. У меня есть ещё один вариант вазона. К бочонку (без дна) сверху пришить конфетницу (без дна) широкой частью вниз, а поверх её «воротничок», потом как всегда готовим дно, пришиваем и всё готово <Рисунок 12>. Можно легко создать различные по форме вазоны, если «поиграть» с разными формами вазочек, тарелочек, бочонков и увидеть в этих комбинациях что-то новое, интересное, ещё вами не сделанное. Дерзайте, творите! Успехов вам!
Шкатулки. Любые карандашницу и бочонок легко превратим в шкатулки. Для этого достаточно сделать и пришить крышку. Крышка может быть плоской или выпуклой. Плоская крышка не представляет никакой трудности, потому что полностью повторяет форму дна, выбранных вами карандашницы или бочонка для шкатулки, только на 1-2 мм больше его по размеру, чтобы не проваливалась внутрь. Чтобы крышка получилась выпуклой, надо к плоской пришить верх, который может быть составлен их треугольников, или деталей похожих на купол (луковка, лепесток), или прямоугольника и боковых сторон (овал, разрезанный вдоль). Количество деталей верха крышки зависит от формы низа (плоской крышки). Макушку крышки можно украсить помпоном, а кисточки подскажут, с какой стороны открывается шкатулка, и помогут это сделать.
Шкатулка «Сердечко». <Рисунок 13>. Идея её создания полностью принадлежит моей дочери Марине. Она придумала форму, подобрала размеры, пропорции, сделала пробный экземпляр (чего я никогда не делала), убедилась в правильности своих действий и только потом сшила несколько штук и подарила своим друзьям на День Святого Валентина. Размеры произвольные, увеличивайте, уменьшайте, но только помните, что боковая грань состоит из двух частей: одна от выпуклого, острого угла сердечка до вогнутого слева и такая же справа, чтобы лучше показать изгибы. Крышка плоская и на 1-2 мм больше донышка <Рисунок 14>.
Шкатулка «Книжка» подобна книге, размеры любые. Я сделала их по принципу «матрёшки» <Рисунок 15>. Надо было видеть глаза детей, когда я открывала одну книгу, а там появлялась другая, за ней третья и так далее. Большой восторг и удивление вызвала самая маленькая книжка – малышка, всем захотелось сделать такую же семейку, но не у всех хватило терпения, а вот одну книжку сделал каждый.
Шкатулка «Сундучок». <Рисунок 16>. Если в карандашницу с выпуклыми боковыми гранями (пока она без донышка) вставить сшитый из прямоугольников каркас, то получится основа сундучка. Теперь остаётся сделать донышко, крышку и пришить их. Шкатулка готова. Каркас поможет сохранить выпуклость и пяти – шестигранного «Сундучка». Если наружные боковые грани не закруглять, взять прямоугольники, то тогда понадобятся угловые вставки в форме лепестков. При выкройке деталей боковых граней, необходимо помнить о том, что высота внутренних каркасных стенок должна быть меньше высоты наружных, независимо от их формы, чтобы сохранить округлость. Сундучок можно «поставить на ножки» в форме четырёхгранной подставки или четырёх отдельностоящих угловых ножек. И ещё один момент. Открыв сундучок, хотелось бы увидеть красоту его внутренних граней, а для этого можно использовать открытки и картонки поярче.