Нарушение интеллектуального развития детей могут быть сглажены, компенсированы при осуществлении системы коррекционно-воспитательных занятий. Коррекционная работа в специальной школе направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений. В основе практических методик лежит комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами. На логопедических занятиях ведется работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, расширению словаря. Развитию лексико-граматических форм языка, связной речи.
При проведении музыкально-ритмических занятий включаются задания на формирование психофизической сферы детей. Это психогимнастика, релаксация, игры на развитие общей и мелкой моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на внимание.
Основу занятий составляет синтез слов, музыки, движений. Разнообразие в формах учебного материала способствует поддержанию эмоционального состояния детей, интереса, внимания и направлены на включение в работу всех анализаторных систем.
В качестве одного из видов работы, позволяющих подвести частичные итоги проводимым занятиям, мы рекомендуем интегрированное логоритмическое занятие “На веселой полянке”.
Цель:
Коррекция недостатков развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи:
- Создание условий для интеграции знаний, полученных на занятиях логопедии, ритмики, музыки.
- Создание ситуации успешности.
Оборудование:
- Декорации с изображением леса.
- Музыкально-шумовые инструменты.
- Маски, изображающие животных
- Музыкальное оформление.
Ход занятия
Ведущий:
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Отгадайте загадку.
Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек! (Лес.)
Правильно, ребята. Вот мы с вами и отправимся сегодня в лес. А в этом необычном лесу есть удивительная полянка, на которой мы обязательно увидим что-нибудь интересное.
Собрались музыканты
На зеленый, на лужок.
Принесли музыканты
Кто сопелку, кто рожок.
Сколько музыкантов,
Столько и талантов.
(Звучит веселая музыка, входят артисты.)
Кошки:
Три веселых кошки
Взяли в руки ложки
Деревянные, резные,
Звонкие да расписные!
(Под музыкальное сопровождение дети играют на ложках ритмический рисунок.)
Сорока:
Растрещалася трещетка.
У трещетки звуки четки:
Если бымтро повращать, буду громко я трещать!
(Игра на трещетке под музыкальное сопровождение.)
Суслик:
Суслик на пригорке
Заплясал у норки.
Песню солнышку запел,
На сопелке засвистел.
(Игра на сопелке или дудочке под музыкальное сопровождение.)
Гуси:
Выходили гуси,
Выносили гусли.
Раз по струнам провели -
Все деревья зацвели.
(Игра на струнном, щипковом инструменте под музыкальное сопровождение.)
Баран:
Вот ударил в барабан
Барабанщик – баран.
Громко бить по барабану
Очень нравится барану!
(Исполнение ритмического ряда под музыкальное сопровождение.)
Волк:
Волк забрался на скамейку,
В лапы взял свою жалейку.
Чтобы стало веселей
Сил жалейка не жалей!
(Игра на губной гармошке под музыкальное сопровождение.)
Собака:
Разгоняя облака,
Вышло солнце из рожка
Заиграл, запел рожек:
“В небе солнце я зажег”
(Игра на рожке или дудочке под музыкальное сопровождение.)
Заяц:
Захотелось даже зайке
Поиграть на балалайке.
Заиграл и в тот же час
Все в лесу пустились в пляс.
(Исполнение народного танца детьми.)
Ведущий:
Вот ребята, посмотрите, у нас на полянке любой может стать артистом. И я сейчас вам это покажу.
(Проводится игра “Театр зверей”.)
Выступление артистов продолжается!
(Песня-потешка “Тень-тень-потитень”.)
Ведущий:
А вот на нашу полянку забрела бабушка.
Бабушка:
Была я на базаре, купила себе живность. Да вот шла через лес и растеряла всех. Помогите мне собрать моих животных.
(Проводится музыкально-подвижная игра “Купила бабушка…”.)
Купила бабушка себе курочку (2 раза)
Курочка по зернышку — кудах-тах-тах.
Купила бабушка себе уточку (2 раза)
Уточка - терлим-тим-тим.
Курочка по зернышку - кудах-тах-тах.
Купила бабушка себе индюшонка (2 раза)
Индюшонок — шаривари.
Уточка — терлим-тим-тим.
Курочка по зернышку — кудах-тах-тах.
Купила бабушка себе кошечку (2 раза)
Кошечка — мяу-мяу.
Индюшонок — шаривари.
Уточка — терлим-тим-тим.
Курочка по зернышку - кудах-тах-тах.
Купила бабушка себе собачонку (2 раза)
Собачонка — тяф-тяф.
Кошечка — мяу-мяу.
Индюшонок — шаривари.
Уточка — терлим-тим-тим.
Курочка по зернышку — кудах-тах-тах.
Купила бабушка себе жеребенка (2 раза)
Жеребенок — иго-го.
Собачонка — тяф-тяф.
Кошечка — мяу-мяу.
Индюшонок — шаривари.
Уточка — терлим-тим-тим.
Курочка по зернышку — кудах-тах-тах.
Бабушка:
Спасибо вам, ребята, вот все мои животные собрались, да и мне пора домой.
Ведущий:
Да, у нас действительно удивительная полянка. Она на столько волшебная, что на ней даже цветы оживают.
(Исполнение танца цветов.)
Ведущий:
Вот умолкли инструменты
И умолкли голоса.
И тогда со всех сторон
Раздались аплодисменты.
Все выходят на поклон”
(Все исполнители выходят на сцену.)
Литература
- “Логопедия в школе” под редакцией В.С. Кукушкина. Р.на Д. Издательский центр “МарТ”, 2004.
- “Логопедическая ритмика” Г.Т. Волкова; М. “Просвящение”, 1985.
- “Как провести логопедический утренник во вспомогательной школе” К.М. Дмитриева; ж. “Дефектология”
- “Логопедия — речь, ритм, движение” И.С. Лопухина С.-Пб. “Дельта”, 1997.