Цели и задачи урока:
- учебные: закрепить понятие “большая буква” в именах, отчествах, кличках животных и географических названиях; актуализация в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений; эффективное использование межпредметных связей для достижения глубины знаний.
- воспитательные: воспитание патриотических чувств любви к Родине, к родному языку, к животным
- развивающие: расширение кругозора, обогащение словарного запаса, развитие памяти, мышления; развитие у детей чувства языка (однокоренные слова).
Оборудование:
- таблички со словами: экскурсия, экскурсанты, экскурсовод, экскурсионный;
- экскурсионный лист (см. Приложение 1);
- ребус с зашифрованным словом “Москва”;
- конверты со словами на карточках (Мы, живём, в, Москве, Велика, и, красива, Москва, Москва —, столица, нашей, Родины, Приятного, вам, путешествия) по колву рядов;
- аудиозапись припева песни О.Газманова “Москва, звонят колокола”;
- видеозапись фрагментов Красной площади и Казанского вокзала;
- плакат “Поезд” с сидящими в нем героями из м /ф “Простоквашино”;
- а/у запись шума воды;
- текст рассказа из азбуки Бунеевых “Названия русских рек” (у каждого);
- плакат, изображающий остров;
- полоски-брёвна по размеру острова с надписями на каждом бревне (имя, фамилия, города, страны, деревни, клички животных, названия рек, названия островов)
1. Вступление
Посмотрите все на меня!
Сегодня экскурсоводом работаю я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
Ребята, а вы знаете кто такой экскурсовод? (Человек, дающий пояснение экскурсантам, т.е. участникам экскурсии.) Как у настоящих экскурсантов, у вас на партах лежит экскурсионный лист. В него мы запишем всё, что увидим на нашей экскурсии.
(В это время открываю таблички со словами “экскурсия”, “экскурсанты”, “экскурсовод”, “экскурсионный”.)
Ребята читают слова и выясняют, что у них общая часть — корень, поэтому они называются однокоренными, а ещё все эти слова начинаются на букву Э.
Под руководством учителя дети заполняют пункты 1 и 2 экскурсионного листа печатными буквами (можно и письменными, если ребята уже знают все буквы и пишут достаточно быстро). Под цифрой 1 записывают имя, под цифрой 2 — фамилию. В процессе записи повторяется правило записи имени и фамилии.
2. Постановка цели экскурсии
Сегодня на экскурсии мы встретимся с большими буквами и посмотрим, где они живут. А начало нашей экскурсии вы назовете мне сами, отгадав ребус.
Ребята отгадывают слово, записывают его на доске, вспоминая правили написания большой буквы в названиях городов. В процессе беседы выясняется что ребята знают о Москве. На карте показываю территорию нашей Родины, говоря, что она большая, а Москва — столица нашей Родины — маленькая. И отмечаю ее красным флажком.
Дети записывают в экскурсионном листе под пунктом 3 — название столицы нашей родины, а под пунктом 4 — название нашей родины.
3. Составление предложений из слов и текста из предложений; озаглавливание текста
Ребятам предлагается коллективная (по рядам) работа. На первые парты кладутся конверты, из них высыпаются карточки со словами. Если класс слабый, то можно слова каждого предложения напечатать на одноцветных карточках. Задача детей — как можно быстрее составить предложение. Далее ведётся беседа:
Прочитайте, что у вас получилось (от каждого ряда выходит ребёнок и читает получившееся предложение).
Можно сказать, что это предложение? (Все слова связаны по смыслу.)
Повторяется правило написания предложения.
Связаны ли эти предложения по смыслу? Можно сказать, что это текст?
(В это время открываю записанный на доске или кодоскопе текст.)
Дети читают его еще раз, выясняют, что у текста должно быть заглавие и придумывают его. В процессе беседы выясняется, что есть лишнее предложение “Приятного вам путешествия!”. Его дети читают отдельно.
4. Физминутка
Экскурсии бывают автобусные и пешеходные. Сейчас мы с вами встанем и представим, что находимся на пешеходной экскурсии по Москве. Внимание на экран!
(Дети маршируют под припев песни О.Газманова “Москва — звонят колокола” и одновременно смотрят на телеэкране фрагменты видеозаписи видов Кремля, Красной площади и Казанского вокзала. В процессе просмотра фрагмента учитель рассказывает детям о том, что они видят.)
5. Повторение написании большой буквы в кличках животных и названиях городов
(Дети садятся и слушают рассказ учителя о Казанском вокзале. Его главная достопримечательность — часы.)
С этого вокзала отправляются поезда в разные города. Какие? Это вы мне сейчас ответите, найдя название городов в шифрограммах.
На каждой парте лежит конверт с листочками. Задание по рядам.
1 ряд: РЯЗАНЬСПРАСАМАРАОНЛСАРАТОВ
2 ряд: РОСТОВЦУПАНАПАТЬБЧЕЛЯБИНСК
3 ряд: КАЗАНЬЛРОУФАРМСВОЛГОГРАД
Дети ищут в парах слова, слабым детям оказывается помощь. Найденные слова читаются и учитель показывает эти города на карте флажками. Задание дается на время. Если дети не нашли все слова – не страшно. Просто учитель сам их называет и показывает.
Под пунктом 5 дети печатают название города (или городов), которые они нашли.
Пока дети пишут название городов в экскурсионном листе, на доске появляется паровоз с вагончиками, в которых уже сидят герои м/ф “Простоквашино”.
Ребята, сейчас мы с вами продолжим нашу экскурсию, но на поезде. Он нас уже ждет. И с нами поедут еще пассажиры. Кто они? Вы узнали?
(Дети говорят, что это дядя Федор, пес Шарик и кот Матроскин.)
Окошки у вагончика маленькие и на последней парте не видно, кто в каком вагончике едет. Кто подойдет и подпишет пассажиров каждого вагончика?
Дети подходят к доске (по одному к каждому вагончику) и подписывают клички животных и повторяют написание большой буквы в кличках животных. Одновременно ведется беседа с детьми о наличии у них домашних животных и ведется запись в экскурсионном листе.
6. Физминутка
Дети изображают поезд и двигаются по классу.
7. Повторение написания большой буквы в названии рек и чтение текста
(После того, как дети рассядутся, учитель предлагает отгадать куда они приехали. Ребята закрывают глаза, учитель включает им запись шума воды.)
Что вы слышите?
Мы подъехали к реке. А какие реки вы знаете?
А задумывались ли вы, почему их так назвали?
Давайте прочитаем текст из азбуки Бунеевых “Название русских рек” и ответим на этот вопрос.
Дети читают текст по абзацам и отвечают на вопросы, поставленные учителем. В процессе чтения учитель показывает реки на карте.
В следующем пункте экскурсионного листа появляется запись названия самой большой реки (Волги) и самой маленькой (Бобрихи). И опять повторяется правило написания большой буквы в географических названиях.
8. Заключительный этап
Наш паровозик плавать не умеет. Поэтому, чтобы попасть на сушу, надо построить мост. У вас на партах лежат бревна с номерами. Это наш строительный материал. Но чтобы построить переправу, надо ещё раз вспомнить, где мы с вами встречали большие буквы. Заглянем в наш экскурсионный лист.
Работа идёт в парах: один заглядывает в экскурсионный лист, другой сравнивает написанное на бревне и прикрепляет к обратной стороне плаката “Остров”. Когда останется одно бревно, выяснится, что на нём написано “название острова”.
Где же мы с вами встречались с островами? А вот где! Наш мостик привел нас на остров. Остров — это суша, со всех сторон окруженная водой (учитель переворачивает плакат и перед детьми предстает остров, на котором написано “Остров больших букв”).
А кто живёт на нашем острове?
Вот и закончилась наша экскурсия. Цель ее достигнута — мы нашли, где живут наши буквы, повторили правила написания больших букв.
Буква большая выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале.
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города.
Буква большая — совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!