Урок-путешествие "Мой край — Воронежская область" (Окружающий мир, 4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-путешествие.

Цели урока:

Обучающие: познакомить детей с природой края, археологическими памятниками, проблемами экологии; совершенствовать навыки работы с картой.

Развивающие: совершенствовать навыки связной речи, формировать умение работы с источниками информации.

Воспитывающие: воспитывать бережное, чуткое отношение к природе родного края, познавательную активность учащихся.

Оборудование: физическая карта Воронежской области, с изображенными на ней историко-культурными памятниками; карты природных зон и животного мира в уменьшенном виде у каждого учащегося, значки-символы с названиями археологических памятников, которые прикрепляются к карте на доске, карточки с тестовым заданием.

Предварительная подготовка к уроку.

В период подготовки группа учащихся вела поисковую работу. В результате детьми были представлены интересные материалы, собранные из разных источников. Были проведены консультации по отбору этого материала.

Для проведения урока учащиеся разделились на группы ученых (географов, биологов, экологов, археологов), каждая из которых создала свою эмблему-символ. В ходе урока представители групп делали информационные сообщения по результатам поисковой деятельности.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Ребята, посмотрите на доску и прочитайте тему нашего сегодняшнего урока. Как вы понимаете выражение «мой край»?

Дети: Это край, где мы родились, учимся, живем. Это наша родина.

Учитель: Это наша малая родина, которую мы очень любим. А любить родину – значит знать ее, изучать.

И сегодня мы с вами сделаем первые шаги в изучении нашего края, послушаем, что о нем говорят разные ученые. Наш девиз сегодня – «Воронежская область глазами географа, биолога, эколога и археолога».

III. Основная часть.

1. География Воронежской области.

Учитель: Давайте определим географической положения нашей области.

Дети: Область расположена на Восточно-Европейской равнине, в умеренном поясе Земли. Основная природная зона области – лесостепь и лишь на юге начинается степная зона (Богучар, Кантемировка).

Учитель: Назовите соседей Воронежской области.

Ученик: Северными нашими соседями являются Липецкая и Тамбовская области, западными – Белгородская и Курская. На востоке Воронежская область граничит с Волгоградской и Саратовской областями, на юге – с Ростовской областью и с Украиной. (Показывает на карте). Учитель: Ребята, какие реки протекают по территории Воронежской области?

Ученик у доски: Главная река - Дон. Она течет с севера на юг области (показывает) и впадает в Азовское море. Правыми притоками Дона являются реки Ведуга, Девица, Потудань, Тихая Сосна, Черная Калитва, левыми – Хворостань, Икорец, Битюг, Осередь, Толучеевка.)

Учитель: Ребята, запомните, что раньше река Дон называлась Танаис. Длина реки 1870 километров. А что вы знаете о нашем городе?

Дети:

- Это главный город области. Находится недалеко от впадения реки Воронеж в Дон.
- В поселке Таврово на реке Воронеж Петр Первый основал судостроительную верфь.

Учитель: Молодцы, ребята! А теперь назовите мне крупные города, расположенные на берегах реки Дон.

Ученик у доски: На реке Дон расположены следующие крупные города: Семилуки, Нововоронеж, Лиски, Павловск. (Показывает по карте).

Учитель: А сейчас предоставляем слово «ученым-географам». У них для нас интересная информация.

«Ученый-географ»: Площадь Воронежской области 52,4 тыс. кв. км. Это одна треть территории Центрально-Черноземного района. В состав области входят 32 района. Территория области больше территории таких государств, как Бельгия, Дания, Швейцария и Нидерланды.

Расстояние от города Воронежа до экватора 5772 км. Население Воронежской области составляет одну треть населения Центрально-Черноземного района.

Учитель: Спасибо нашим ученым. А какие формы земной поверхности преобладают в области?

Дети: На западе и востоке преобладают плоскогорья, на карте они окрашены в коричневый цвет. В центральной части - холмистые равнины, они окрашены в зеленый цвет.

Учитель: По условным значкам на карте определите, какими полезными ископаемыми богата наша земля?

(Дети называют полезные ископаемые, делают вывод о преобладании песка и глины, т.е. строительных пород).

Самостоятельная работа с картой: Дети работают по группам: 1 группа находит на карте местонахождения глины, 2 группа – песка. Названия местонахождений записывают в тетрадь. Проверка – индивидуальные ответы детей.

2. Флора и Фауна Воронежской области.

Учитель: А теперь поговорим о природе нашего края. Назовите виды деревьев, которые встречаются у нас.

Дети называют: дуб, осина, тополь, ясень, береза, ольха, клен, рябина.

Учитель: Богата область и лекарственными растениями. Какими?

Дети называют: душица, мать-и-мачеха, боярышник, шиповник, бессмертник, зверобой, пустырник, чистотел и др.

Учитель: А теперь посмотрите на карты, лежащие перед вами, и назовите животных, которые обитают на территории нашего края. Какие из них занесены в Красную книгу?

(Ответы детей. Вывод о смешении животных леса и степи. Перечисление редких видов животных).

Учитель: А теперь послушаем, что нам скажут «ученые-биологи».

«Ученый-биолог»: В прошлом столетии на территорию Воронежской области были завезены некоторые животные для акклиматизации и дальнейшего распространения. Это енотовидная собака, зубр, пятнистый олень. Эти животные обитают в заповедниках области под защитой человека. Область обитания бобров и сурков за эти годы расширилась. Бобры встречаются в Аннинском, Новохоперском и Верхне-Мамонском районах. Более широкой является среда обитания сурка, особенно ближе к югу области, в степной зоне.

3. Экология края.

Учитель: Как же человек относится к природе?

Учащиеся принимают участие в обсуждении проблем экологии (вырубка лесов, загрязнение воздуха и водоемов, браконьерство), предлагая свои варианты их решения.

Учитель: Ученые-экологи всерьез обеспокоены состоянием окружающей среды в нашей области. Послушаем их.

«Ученый-эколог»: Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины из них за последние 50 лет. Все это произошло по вине человека.

Воронеж - промышленный город. В нем более десятка промышленных предприятий, которые выпускают в атмосферу вредные газы, а в водохранилище сточные воды.

Учитель: Что же должны делать люди для спасения природы? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним тестовое задание.

(Ребятам раздаются карточки с тестовым заданием).

Экологический тест.

Задание: знаком «+» отметьте факторы, способствующие сохранению природы:

а) отстрел волков,
б) защита лесов от пожара,
в) защита от комаров,
г) разведение животных,
д)защита растений от вредных насекомых,
е) лесопосадки,
ж) уничтожение ядовитых грибов.

Далее проводится самопроверка по записям на доске. Ответы обсуждаются.

Физкультминутка.

Учитель. Да, ребята, одним из способов защиты природы является разведение животных. Для этого создаются специальные заповедники. На территории Воронежской области их два. Сейчас мы о них услышим.

«Ученый-эколог»: (стоя у доски, показывает границы заповедника). Воронежский заповедник расположен в северной части Воронежской области и южной части Липецкой. Образован в 1927 году для охраны бобра.

Хопёрский заповедник расположен в среднем течении реки Хопёр. (Показывает). Основан в 1935 году для разведения выхухоли и куницы. Позднее сюда завезены бобры, зубры и пятнистые олени.

4. История нашего края.

Учитель: Ребята, посмотрите на карту. Что обозначает следующее условное обозначение?

(Ученик по карте расшифровывает это обозначение как историко-археологические памятники и называет места их нахождения: Дивногорье, с. Костёнки, с. Борщевское, с.Архангельское).

Учитель: Ребята, на территории нашей области найдены стоянки древних людей. В Дивногорье сохранился пещерный монастырь 17-18 веков, а в селе Костёнки найдены остатки поселений людей каменного века и остатки древних животных, а каких животных – посмотрим по вашим картам. (Учащиеся работают с картами как источниками новой информации).

Дети: Найдены кости мамонта, пещерного льва и шерстистого носорога.

Учитель: А теперь слово «ученым-археологам». Они поведают нам о новых раскопках на территории Воронежской области.

Первый «ученый-археолог»: На территории современного Острогожского района были обнаружены Мастюгинские курганы, относящиеся к I тысячелетию до нашей эры. Здесь находили бронзовые и серебряные изделия, серьги, ожерелья.

У села Верхний Ольшан в VIII-IX вв. находился замок из меловых плит. Этот замок был пограничной крепостью. (Здесь и далее учитель прикрепляет на карту условные обозначения памятника и его название).

Второй «ученый-археолог»: На территории современного Лискинского района было обнаружено городище Титчиха, которое тоже являлось крайним южным укреплением. При раскопках там обнаружен склад арабских золотых монет, деревянные и земляные укрепления.

Городища обнаружены и на территории нашего города: на Лысой горе (нынешний санаторий им. М.Горького) и на Белой горе (на границе с Рамонским районом).

Учитель: Спасибо нашим «археологам» за интересную информацию.

IV. Итог урока.

Учитель: Много можно рассказать о нашем крае. Не перечесть всего того, чем он богат и интересен. Но урок-путешествие подошел к концу. Что же больше всего вам запомнилось из услышанного сегодня?

(Ответы детей).

Учитель: Я очень рада, что сегодняшний урок заинтересовал вас, что вы приняли в нем живое участие. Это значит, что вы любите свой родной край и вам не безразлична его судьба.

Спасибо за работу на уроке.

(Выставление оценок).

V. Домашнее задание.

Сравнить обитателей Воронежского и Хопёрского заповедников, выявить сходство их и различие.