Цель:
1. Познакомить учащихся с новой басней И. А. Крылова;
2. Продолжать работу по формирование навыка выразительного чтения;
3. Учить видеть и чувствовать глубокий смысл басни;
4. Обобщить знания детей о баснях.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Сегодня мы заканчиваем работу над произведениями И. А. Крылова.
А что он писал? (Басни).
А что такое басня? (Маленькое произведение, где высмеиваются недостатки людей на примерах животных).
Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками, которые мешают людям жить в мире и согласии. Его оружием были басни, которые учили жить по справедливости. С какими баснями мы уже познакомились? Кто желает рассказать наизусть одну из понравившихся басен? (5 ч.)
III. Новая тема.
А теперь мы познакомимся с новой басней, которая называется «Зеркало и обезьяна». Затем обобщим знания, повторим ранее изученные басни.
а) знакомства с басней (учитель);
б) словарная работа;
образ – отражение;
ужимки – гримасы;
попусту – напрасно;
перечесть – пересчитать;
оборотиться - посмотреть.
в) «жужжащие» чтение басни вслух;
г) работа над содержанием;
- Назовите действующих лиц басни. (Мартышка и Медведь).
- Какими вы их себе представляете?
(Обезьяна - хвастливая, смеется над другими; Медведь - серьезный, не спешит осудить других, спокойный, разумный).
Найти и прочитать слова обезьяны, передать ее характер. («...Что это там за рожа? ... хоть чуть - чуть была похожа»).
- Какой же совет дал ей Мишка?. Прочтите. («Чем кумушек ... оборотиться?»).
- А как отнеслась к нему Мартышка? (Не придала значения его словам).
- Какие же недостатки людей высмеиваются в этой басне? (Себя считает обезьяна лучше других, смеется над ними, а за собой не замечает того, что она ничем не лучше их).
д) чтение по ролям;
- Сколько человек будет задействовано? (3).
- Кто? (Мартышка, Медведь, автор).
- Где чьи слова? (1,2 строки -автор; 3-10-обезьяна; 11-12 - медведь; 13-14-автор).
IV. Состязание знатоков басен.
За свою жизнь Крылов написал 205 басен, которые сделали его имя бессмертным. И хотя главные герои его произведений животные, а в действительности он смеется над недостатками людей. И. А. говорил: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».
- Как понимаете эти строки? (Люблю замечать недостатки).
- Зачем?
Его произведения учат людей узнавать самих себя, помогают обнаружить недостатки, подсказывают, как можно от них избавиться. Он хотел, чтобы люди, прочитавшие басни, стали умнее, добрее и лучше. Многие слова и выражения из басен стали поговорками (крылатыми выражениями), то есть со страниц книг перешли в нашу речь.
А сейчас мы посмотрим, кто из вас самый внимательный и кто лучше всех знает басни Крылова.
а) кроссворд (один ученик у доски);
По горизонтали:
3. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна).
4. У кого к зиме под листом «был готов и стол, и дом»? (Муравей).
6. Кто без драки, «хотел попасть в большие забияки»? (Моська).
7. Кого по улицам водили, как будто на показ? (Слон).
По вертикали:
1. Кто смеялся «вперед чужой беде не...»? (Голубь).
2. Один из героев, которые «везти с поклажей воз взялись». (Рак).
5. Она осталась без обеда из-за своей глупости. (Ворона).
б) соотнеси (один ученик);
На доске иллюстрация, на столе - названия басен. Каждой иллюстрации дать свое название.
в) викторина (остальные учащиеся);
На столе карточки с отрывками из басен. Прочитать отрывок, определить из какой она басни и кто действующие лица. - Какие же недостатки людей высмеиваются в этой басне?
г ) проверка работающих у доски;
V. Итог урока.
На этом мы закончили изучение басен Крылова
- Чему они нас учат? (Видеть свои недостатки и по возможности исправлять их). Надеюсь, они вам понравились, надолго останутся в памяти и помогут стать лучше. А если вы захотите прочесть басни, то найдете их в этих книгах, что стоят на выставке.
VI. Оценки. Домашнее задание.