Математика
-
Методика объяснения темы "Обыкновенные дроби" в аспекте развития логического мышления младших подростков 2005
Мы предлагаем использовать изучение темы для развития такого логического приема, как обобщение. В нашей методике не вводится правило нахождения общего знаменателя с помощью наименьшего общего кратного разложением знаменателей на простые множители. Задания состоят из блоков по четыре примера. Главной методической особенностью является то, что первые два примера учитель разбирает на доске с объяснением, а следующие два учащиеся решают сами, обобщая полученные результаты, получают новые знания.
-
Деление дробей 2005
Тема "Деление дробей" занимает важное место в курсе математики. Деления дробей - последнее действие, которое ребята учатся выполнять над обыкновенными дробями. Действующие учебники предлагают вывод правила с помощью искусственных приемов, не всегда доступных для понимания, трудных для многих шестиклассников. В данной разработке урока представлена идея подачи материала таким образом, чтобы каждый ученик смог участвовать в процессе вывода формулы. Перед изучением этой темы вводится понятие обратной дроби и очень важно, чтобы учащиеся умели подбирать корень уравнений.
-
Урок в 6-м классе по теме: "Решение задач на нахождение отношений величин" 2005
Каждый урок должен способствовать развитию познавательных интересов или навыков самостоятельного пополнения знаний. Современный урок математики должен быть организованным, в него включаются разнообразные дидактические и технические средства используются все более современные формы интенсификации познавательной деятельности учащихся.
-
Диагностика знаний и умений учащихся 2005
В преподавании математики очень важна диагностика усвоения изучаемого материала учащимися. Каждый ученик в начале изучения темы получает диагностическую карту, подписывает ее. В карте указана тема, и ученики на уроке отвечают, что они знают и умеют по данной теме, отмечая это в специальной графе.
-
Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд 2005
На уроке математике изучаем сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд, закрепляем решение текстовых задач, нумерацию двузначных чисел, формируем систему ценностей, направленную на максимальный личностный вклад в коллективную деятельность в процессе обучения.
-
Праздник "Хорошо учиться в школе" 2005
Сценарий праздника, посвященного окончанию первого класса.
-
Об учебном пособии "Сборник задач по математике для учащихся 5–6-х классов (задачи с витально-экологическим содержанием)" 2005
В настоящей статье представлены основные идеи сборника задач для 5-6-х классов по математике с витально-экологическим содержанием. Разделы пособия соответствуют условным компонентам культуры здорового образа жизни. Каждый раздел включает задачи из различных тем программы по математике для 5-6-х классов, почти в каждом разделе есть задачи с геометрическим содержанием.
-
Этот симметричный мир 2005
Занятия "Этот симметричный мир" знакомит учащихся с основными видами симметрии на плоскости и в пространстве, дает представление о симметрии в окружающем мире, знакомит с типами орнаментов, паркетом; развивает пространственное и конструктивное мышление, воспитывает чувство прекрасного. Этот материал можно использовать на уроках математики в 6 классе, геометрии в 8 и 10 классах, при проведении факультативных занятий или при организации внеклассной работы по предмету.
-
Нетрадиционная форма урока, общественный смотр знаний учащихся на уроках геометрии 2005
Нетрадиционные формы уроков кроме своих специальных задач решают и одну общую: поднять интерес учащихся к учебе и математике, тем самым повысить эффективность обучения. Они переводят ученика в иное психологическое состояние, позволяют ощутить себя в новом качестве, позволяют оценить роль знаний и увидеть их применение на практике. А для учителя дают возможность реализовать творческие подходы к работе, осуществить собственные идеи, лучше узнать и понять своих учеников.
-
Реализация принципа завершенности КСО на занятиях математики 2005
Принцип завершенности в том и состоит, что знания, и умения ученика поднимаются до уровня знаний и умений учителя, обучающего. Более того, если ученик систематически преподает то, что изучает или изучил сам, то он таким образом наиболее прочно запоминает изучаемый материал и развивается.
-
Урок математики в 6-м классе по теме: "Умножение отрицательных чисел" 2005
Разработка урока для 6-го класса, основная цель которого научить ребят умножать положительные и отрицательные числа.
-
Обобщающий урок-путешествие по теме: "Сложение, вычитание и округление десятичных дробей" 2004
Урок в 6-м классе проводим в виде путешествия. на котором повторяем и систематизируем знания учащихся в сложении, вычитании и округлении десятичных дробей, а также развиваем чувства товарищества, помощи и взаимопонимания.
-
Интегрированный урок: "Вся жизнь по функциям" 2004
Главная задача интегрированного урока - способствовать личностному росту. Условием проведения интегрированных уроков является обстановка сотрудничества, творческий поиск учителя и учащихся, повышенная самостоятельная работа учащихся, возможность выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории. Хотим поделится, какой урок был проведен в естественно-математическом классе в нашей гимназии.
-
Дифференцированные задания на уроках математики как средство развития младшего школьника 2004
Особую актуальность на данном этапе развития системы образования приобретают разработка и внедрение в школьную жизнь различных форм дифференциации, индивидуализированной педагогической помощи младшим школьникам. Для восполнения пробелов в знаниях учащихся и устранения фактических ошибок весьма эффективно использовать дифференцированные задания с нарастающей степенью сложности. Автор статьи предлагает вашему вниманию различные виды дифференцированных заданий при изучении устных приемов сложения и вычитания в пределах сотни.
-
Учебный проект: экологическое исследование "Автотранспорт и воздух города" 2004
В современной педагогике метод проектов используется наряду с систематическим предметным обучением. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам практически применить знания, полученные на уроках математики, экологии. Учащимся предлагается изучить транспортную нагрузку на улицах, оценить количество угарного газа, попадающего в окружающую среду с выхлопными газами автомобилей. На основе полученных данных участники проекта выработали предложения по улучшению экологической ситуации.
-
О стареющей информации и о том, как научить учиться (модель школы XXI века) 2004
В статье предлагается модель школы XXI века: как научить учиться, как формировать два типа личностной информационной системы для обработки информации, чтобы дети выдерживали эмоциональные, интеллектуальные и физические нагрузки, оставаясь здоровыми. Дано описание методов и их использование на уроках в школе и в кружке "Юный мыслитель".
-
Проблемный подход в обучении решению задач 2004
Перед педагогом встает ряд вопросов. Каким образом нужно строить процесс обучения, чтобы дети активно включались в работу? Какие приемы и методы можно использовать при этом? Как организовать деятельность детей с применением проблемных ситуаций? Все эти вопросы рассматриваются на примере использования проблемных ситуаций при работе над задачами.
-
Технология коллективного взаимообучения на уроках математики 2004
Коллективное взаимообучение (КВО) - это коллективный способ, при котором обучение осуществляется путем общения в парах сменного состава. Работа идет по принципу "Каждый обучает всех, и все обучают каждого". Одновременно в классе изучается одна тема, которая разбита на несколько подтем. Между ними существует логическая связь. В качестве примера предлагаю материалы по теме "Квадратные уравнения".
-
Урок наглядной геометрии в 5-м классе по теме: "Треугольник". Тип урока — ознакомление с новым материалом 2004
Урок по пропедевтическому курсу "Наглядной геометрии" в 5-м классе по теме "Треугольник" - это урок ознакомления с новым материалом. На этом уроке учащиеся практическими методами устанавливают основные геометрические факты : определение треугольника, элементы треугольника, свойство треугольника ( жесткость), сумму углов треугольника; знакомятся с пространственными родственниками треугольника и учатся конструировать геометрическую бумажную игрушку - флексагон.
-
Интеллектуальная игра по теме: "Путешествие по Логическим островам" 2004
Для интеллектуального развития ребёнка полезно решение задач логического типа, так как в жизни он сталкивается с массой разобщённых данных, из которых нужно сделать определённые заключения. Выдвигая гипотезы и последовательно рассуждая, формулируя выводы и исследуя их совместимость с исходными данными, ученик, в конце концов, получает определённый точный ответ, отталкиваясь от разрозненной, казалось бы, информации, которой он располагал вначале. Научиться выдвигать гипотезы, делать выводы помогают занятия спецкурса, на которых изучаются методы решения логических задач. Итоговое занятие можно провести в форме интеллектуальной игры "Путешествие по Логическим островам", разработку которой я предлагаю. Данный материал можно использовать и для внеклассной работы по предмету.
-
Математическое многоборье в 6-м классе 2004
Творческий урок математики в 6-м классе с использованием веселых конкурсов и задач.
-
Использование виртуальных наглядных пособий на уроках математики 2004
Силами учащихся и учителя создана компьютерная поддержка уроков математики по различным темам. Приводятся примеры виртуальных наглядных пособий. Компьютер как еще одно эффективное дополнение к процессу обучения.
-
Урок-путешествие по теме: "Линейная функция и ее график" 2004
Урок предусматривает повторение и закрепление материала по теме "Линейная функция и ее график". Игровые ситуации на уроке активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим.
-
Самостоятельная работа на уроках математики как одна из форм развивающего обучения 2004
При построении развивающего обучения методика должна опираться на результаты психологической науки. Так как психологическое развитие человека-это становление эго деятельности и всех обслуживающих психологических процессов. Следовательно, развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения.
-
Внеклассное мероприятие по математике. Математический шоу-турнир "Самый умный девятиклассник" 2004
Проведение турнира по математике в 9-м классе преследует следующие цели: фронтальное повторение учебного материала; повышение познавательной активности у учащихся, интереса к предмету; развитие культуры общения. В турнире участвуют восемь учащихся, победивших в предварительном опросе. После 1 раунда, где участникам предлагается выбрать правильный ответ на вопросы, в полуфинал выходят 4 человека. В полуфинале ребята отвечают на вопросы одной из категорий: "основы математики", "алгебра", "геометрия", "общие знания". В финале участвуют два ученика, выбирают категорию своих вопросов "алгебра" или "геометрия" и отвечают на вопрос, выбранного номера "своей" или "чужой" категории или категории "общие знания".
-
Урок математики по теме: "Квадрат и куб числа" 2004
На моих уроках класс делится на две группы в зависимости от уровня усвоения темы. Ученикам предлагаются дифференцированные задания. Работа организуется так, чтобы у учащихся одной группы была возможность для расширения области применения знаний и их углубления, а учащиеся другой группы отработали обязательный уровень обучения. Работа по группам облегчает организацию занятий в классе, создаёт условия для продвижения школьников в учёбе в соответствии с возможностями каждого.
-
Общественный смотр знаний и его организация на уроках математики 2004
Общественный смотр знаний - одна из форм контроля знаний, подготовки к ЕГЭ, позволяющая учителю увидеть успехи учащихся и дает возможность коррекции знаний учащихся по всей теме. Длительность "смотра" - 100-130 минут с перерывом на отдых. Ведет занятие учитель, работающий в классе, оценивает знания независимая комиссия. Смотр знаний проводится по объемным темам, не более двух раз в год в 10-11-м классах, один раз - в классах основной школы. Одна из целей общественного смотра - развитие коммуникативных способностей учащихся. Участвовать может весь класс, несколько классов или группа учащихся.
-
О некоторых аспектах личностно-ориентированного подхода при обучении математике в основной школе 2004
В настоящее время школа видит свою основную цель в создании оптимальных условий для личностного развития ученика и поддержке на пути его самоопределения и самореализации через образование В статье приводится пример занятия, которое было разработано на основе методики дидактических задач при обучении математике школьников 5-го класса по теме "Умножение десятичных дробей"; рассматривается последовательность фаз этого занятия с указанием соответствующего методико-дидактическое обеспечения (МДО).
-
Урок обобщающего повторения по теме: "Первообразная" 2004
Урок обобщающего повторения с целью закрепить навыки и умения доказывать, что данная функция F является первообразной для данной функции f на данном промежутке; уметь находить общий вид первообразной, выработать умения находить первообразную, график которой проходит через данную точку.
-
Конспект урока по алгебре в 10-м классе по теме: "Примеры решения тригонометрических уравнений" 2004
Конспект урока усвоения новых знаний и их практического применения. Структура к урока основана на педагогической технологии дидактического совершенствования и реконструирования материала М.Б.Волович: "Реализация теории поэтапного формирования умственных действий".