Конспект урока по алгебре в 10-м классе по теме: "Примеры решения тригонометрических уравнений"

Разделы: Математика


Цели:

  • дидактическая: овладеть навыками решения некоторых видов тригонометрических уравнений;
  • развивающая: вариативность, валидность и успешность обучения на фоне открытости методической работы;
  • воспитательная: нравственное воспитание учащихся, развитие коммуникативных умений, рефлексии, культуры и дисциплины умственного труда.

Оборудование:

  • конспекты-ориентировочные карты;
  • задания на печатной основе;
  • тетради для самостоятельных работ.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Запись домашнего задания, его анализ.

II. Актуализация знаний, умений и навыков учащихся.

– Какие простейшие тригонометрические уравнения мы рассмострели? ( sin x = a, cos x = a, tg x = a, ctg x = a)

– Какова в каждом случае ориентировочная основа действия? ( sin x = a)

Функция у = sin x возрастает на [– ; ], поэтому по теории о корне на данном отрезке уравнение имеет единственный корень:

x = arcsin a.

Арксинусом числа а называется число b, b [– ; ], sin b = a

Общий вид корней на области допустимых значений переменной х имеет вид:

x = (– 1)n arcsin x + n, n Z

Частные случаи:

  • sin x = 0; x = n, n Z
  • sin x = 1; x = + 2 n, n Z
  • sin x = – 1; x = – + 2 n, n Z

(по аналогии):

  • tg x = a
  • cos x = a
  • ctg x = a

III. Реализация целей урока.

Учебная цель: овладеть навыками решения некоторых видов тригонометрических уравнений.

В курсе алгебры вычленяют 12 видов уравнений:

  1. Простейшие уравнения и уравнения сводящиеся к простейшим.
  2. Уравнения, решаемые с помощью формул преобразования суммы тригонометрических функций в произведение.
  3. Уравнения, решаемые с помощью замены переменной.
  4. Однородные уравнения.
  5. Уравнения, решаемые с помощью формул понижения степени.
  6. Уравнения, решаемые с помощью преобразования произведения тригонометрических функций в сумму.
  7. Уравнения, при решении которых используются формулы тройного аргумента.
  8. Уравнения, при решении которых используется универсальная тригонометрическая подстановка.
  9. Уравнения, решаемые с помощью введения вспомогательного угла.
  10. Уравнения, решаемые с помощью умножения на некоторую тригонометрическую функцию.
  11. Уравнения, решаемые разложением на множители.
  12. Уравнения, содержащие дополнительные условия и их комбинации.

Мы из этой группы вычленим 6 видов и сформируем в каждом случае ориентировочную основу действий:

№№ 1, 2, 3, 4, 9, 11.