Об учебном пособии "Сборник задач по математике для учащихся 5–6-х классов (задачи с витально-экологическим содержанием)"

Разделы: Математика


В настоящей статье представлены основные идеи сборника задач для 5-6 классов по математике с витально(жизненно)-экологическим содержанием, написанного учителями математики медико-экологического лицея № 28 г. Нижнего Новгорода.

Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым. Это аксиома, про которую мы в текучке и суете дней, к сожалению, забываем.

Обычно молодые люди не склонны всерьез задумываться о здоровье даже тогда, когда вдруг заболеют. В молодости всякие неприятности, в том числе и болезни, воспринимаются “вдруг” - как нечто внезапное и незаслуженное. Но в том-то, к сожалению, и дело, что большинство болезней именно заслужены. А первые шаги к этому делаются нередко в самом цветущем возрасте. Примерно 75% болезней взрослых заработаны в детские годы, когда перестают дружить со спортом, приобретают вредные привычки. За здоровье надо активно бороться. Для этого надо овладеть элементарными знаниями, а также использовать накопленный опыт, которые помогли бы молодым людям сохранять здоровье. Наш сборник задач как раз и сконструирован таким образом, чтобы помочь учащимся приобщаться к здоровому образу жизни.

Культура здорового образа жизни может быть условно представлена в виде следующего комплекса компонентов: нравственное воспитание учащихся, расширение знаний учащихся о животном и растительном мире (в том числе иметь представление о лекарственных растениях), расширение знаний учащихся о путях укрепления своего здоровья (в том числе иметь представление об особенностях строения организма человека, воспитание культуры правильного питания, воспитание нетерпимости к вредным привычкам). Выделенные компоненты позволили сгруппировать задачи по следующим разделам: экология природных ресурсов РФ; экология Нижегородского края; загрязнение водных ресурсов, воздушного пространства, растительного и животного мира; помоги себе сам; питание; вредные привычки.

Сборник предназначен для учителей математики, работающих в 5-6 классах. Разделы сборника включают задачи из различных тем программы по математике для 5-6 классов, почти в каждом разделе есть задачи с геометрическим содержанием. Каждый раздел начинается с сообщения некоторой информации, содержание которой соответствует тематике раздела, ее можно использовать для беседы на витально-экологическую тему. Почти после каждой задачи предлагаются вопросы или небольшой комментарий (выделены курсивом), которые также помогут учителю организовать обсуждение, в ходе его учащиеся выскажут свое отношение к здоровому образу жизни. К некоторым вопросам, которые не связаны с математическим содержанием задачи, но требуют специальных знаний, даны ответы.

Задачи можно использовать как на уроках математики, так и во внеклассной работе.

Ниже представим задачи из каждого раздела сборника.

Задача № 1.

В России под отходы занято 250 тыс. га земельных угодий, что составляет 0,5% всей площади. Какова площадь земельных угодий в России?

Какое значение играет природа в жизни человека? Люди знают, что разрушать природу нельзя, так зачем же они это делают? О чем бы ты написал в сочинении “Природа и здоровье человека”?

Задача № 2.

Суммарный выброс в атмосферу вредных веществ по Нижегородской области в 1999 году составил 235,2 тыс. тонн, причем, в том числе, твердых веществ – 14,7 тыс. тонн. Какая часть твердых веществ выбрасывается в атмосферу, выразите в процентах.

Что такое выхлопные газы? (Выхлопные газы опасны для здоровья человека, так как в атмосферу выбрасываются вредные вещества: свинец, фтор, магний, мышьяк и огромное количество токсических газообразных веществ).

Если бы ты был архитектором города, построил бы школу около большой автотрассы? Какие меры необходимо предпринимать по предотвращению загрязнения окружающей среды? Как влияет выброс вредных веществ на здоровье человека? Только ли человек страдает от этого?

Задача № 3.

Для наблюдения за состоянием атмосферы метеорологи иногда поднимаются на воздушном шаре. Сколько квадратных метров материала пойдет на изготовление оболочки воздушного шара диаметром 10 м, если на швы надо добавить 5 % поверхности шара?

Особую тревогу метеорологов вызывают кислотные дожди. Из-за чего такие дожди происходят?

Задача № 4.

Дно бассейна желают выложить равными керамическими плитками, имеющими форму равносторонних треугольников, квадратов, шестиугольников, имеющих равные стороны. Каким видом этих фигур можно воспользоваться для этой цели?

В бассейне каждые 10 дней проводят дезинфекцию. Зачем нужна такая процедура?

Задача № 5.

Салат из одуванчиков имеет массу 200 г. Узнайте массу каждого компонента, если петрушки в 1 2/3 раза больше, чем масла, а зеленого лука в 2 2/5 раза больше, чем петрушки.

Ты знаешь, когда и как собирать цветки или корни одуванчика? (Одуванчик лекарственный содержит минеральные соли, витамины группы В, органические кислоты и смолы. Используется для улучшения пищеварения, снимает спазмы).

Задача № 6.

Дым одной папиросы содержит 5 мг никотина. Сколько мг яда примет один человек за один день, выкурив 10 папирос, если от каждой из них в его организм попадает пятая часть никотина, содержащегося в папиросе?

Смертельная доза никотина для 1 человека составляет 1 мг на 1 кг массы тела. В чем опасность для самого человека имеет пристрастие к курению? Какие меры, по вашему мнению, надо принимать, чтобы ограничить распространение этой пагубной привычки?