Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд

Разделы: Математика, Начальная школа


I. Организационный момент

  1. Организация внимания.
  2. Общий план урока.
  • Мы уже умеем складывать и вычитать двузначные числа.
  • Сегодня на уроке мы познакомимся с новым вычислительным приемом
  • Посмотрите на наше “дерево успеха”. Что будет висеть на нем в конце урока?
  • Вы готовы к плодотворной работе?

II. Актуализация знаний

Математический диктант (дети работают в тетрадях, один ученик у доски).

  • 60 увеличить на 20;
  • к 30 прибавить столько же;
  • какое число следует при счете за числом 34;
  • какое число предшествует при счете числу 41;
  • первое слагаемое 20, второе слагаемое 3, найдите сумму;
  • уменьшаемое 22, вычитаемое 2, найдите разность;
  • 1 дм 7 см, сколько см;

Проверка. Учитель диктует вопросы, ученик у доски отвечает, если ответ неверный, отвечает другой ученик, объясняет, дает правильный ответ.

60 35 40 23 20 17 см

(Дети, у которых все ответы в диктанте верные, ставят себе “+”в тетради). Рисунок 1.

Рисунок 1

  • Какое число может быть “лишним“?

17 см. Это величина, именованное число.

35 и 23. Другие числа круглые

  • Выпиши круглые числа:

60     40     20

  • Что вы заметили?

Числа уменьшаются на 20.

Эти числа четные.

  • Выпишите оставшиеся числа:

35 =

23 =

  • Запишите сумму разрядных слагаемых.

= 30 + 5

= 20 + 3

Физминутка. “Волшебные точки на пальчиках”.

III. Постановка проблемы . “Открытие детьми нового знания”

  • Найдите сумму чисел 35 и 23.
  • Найдите разность чисел 35 и 23.

На доске:

ПРОБЛЕМА!

35 + 23 =

35 – 23 =

  • Мы умеем решать такие примеры?

Нет.

Попробуем решить эти примеры с помощью моделей (треугольников и точек)

(Дети работают с моделями на партах, один ученик у доски).

Рисунок 2

  • 35 – это ?

3 десятка 5 единиц.

(У детей на партах: , а один ученик работает с моделями на доске.)

Рисунок 3

  • 23 – это ?

2 десятка 3 единицы

(У детей на партах: , один ученик работает на доске.)

  • Найдите сумму двузначных чисел (ответы, предположения детей).

Надо десятки сложить с десятками: .

А единицы сложить с единицами:

Сумма равна .

35 + 23 =58

(Дети проговаривают хором.)

Чтобы сложить двузначные числа, надо к десяткам прибавить десятки, а к единицам – единицы.

  • Найдите сумму чисел:

43 + 21 =

54 + 32 =

(Дети решают устно, проговаривая правило).

43 – 4 десятка 3 единицы.

21 – 2 десятка 1 единица.

Десятки складываю с десятками, а единицы – с единицами.

  • Сумма равна 64 (шестидесяти четырем).

- 5 десятков 4 единицы.

32 – 3 десятка 2 единицы.

Десятки складываются с десятками, а единицы – с единицами.

  • Сумма равна 86 (восьмидесяти шести).

Молодцы, справились с заданием!

  • Найти разность двузначных чисел 35 и 23.

(Дети работают с моделями на партах, один ученик на доске.)

Рисунок 4

  • Как найти разность двузначных чисел? (Ответы, предположения детей.)

Надо из десятков вычесть десятки:

Остался один десяток .

Надо из единиц вычесть единицы.

Осталось две единицы .

Разность равна .

35 – 23 = 12

(Дети проговаривают хором.)

Чтобы вычесть двузначные числа, надо из десятков вычесть десятки, а из единиц – единицы.

  • Найдите разность чисел:

48 – 25 =

57 – 14 =

(Дети решают устно, проговаривая правило).

48 – 4 десятка 8 единицы.

25 – 2 десятка 5 единиц.

Десятки вычитаю из десятков, а единицы – из единиц.

Разность равна 23 (двадцати трем).

57 – 5 десятков 7 единиц.

14 – 1 десяток 4 единиц.

Десятки вычитаю из десятков, а единицы из единиц.

Разность равна 43 (сорока трем).

Физминутка.

IV. Первичное закрепление

Дети работают в учебнике – тетради. Решаются примеры с комментированием, рисуют модель числа, записывают решение примеров. № 2 (а и б), стр. 68.

V. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

Дети самостоятельно решают примеры: № 3, стр. 69.

1 вариант – 1 столбик,

2 вариант – 2 столбик.

Самопроверка проводится по готовому образцу с доски.

Дети, решившие пример правильно, ставят себе ”+” в учебнике тетради.

VI. Повторение

№ 4 (а), стр. 69.

(Дети читают задачу, дают анализ задачи, выбирают на доске нужную схему.)

  • Известно, что за день на почте приняли 43 телеграммы, из них 12 – срочные, а остальные простые. Надо узнать, сколько простых телеграмм.
  • Надо найти часть. Чтобы ее найти, надо из целого (43 телеграммы) вычесть известную часть 12.

  • Какая схема подходит к задаче?

Схема ”б”.

  • Запишите в тетради решение задачи. Используйте новый вычислительный прием двузначных чисел.

43-12 =

Десятки вычитаю из десятков, а единицы – из единиц.

43-12= 31 (m.)

Ответ: 31 телеграмма.

VII. Итог урока. Рефлексия

  • С каким вычислительным приемом мы познакомились на уроке?
  • Какой алгоритм сложения и вычитания двузначных чисел?
  • Каким будет сегодня наше “дерево успеха”?

Оцени свою работу на уроке (у детей на парте розовое яблоко, голубой цветок, желтый лист).

Дети выбирают плод, цветок, лист, подходят к доске и приклеивают.

Рисунок 5

Рисунок 6

  Урок прошел для меня плодотворно, с пользой. Я научился и могу помочь другим складывать и вычитать двузначные числа.

 

 

(Яблоко розовое)

Я научился складывать и вычитать двузначные числа, но мне еще нужна помощь.

 

 

 

(Цветок голубой)

Мне было трудно на уроке. Я плохо усвоил новый вычислительный прием.

 

 

 

(Листик желтый)