I. Организационный момент
- Организация внимания.
- Общий план урока.
- Мы уже умеем складывать и вычитать двузначные числа.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым вычислительным приемом
- Посмотрите на наше “дерево успеха”. Что будет висеть на нем в конце урока?
- Вы готовы к плодотворной работе?
II. Актуализация знаний
Математический диктант (дети работают в тетрадях, один ученик у доски).
- 60 увеличить на 20;
- к 30 прибавить столько же;
- какое число следует при счете за числом 34;
- какое число предшествует при счете числу 41;
- первое слагаемое 20, второе слагаемое 3, найдите сумму;
- уменьшаемое 22, вычитаемое 2, найдите разность;
- 1 дм 7 см, сколько см;
Проверка. Учитель диктует вопросы, ученик у доски отвечает, если ответ неверный, отвечает другой ученик, объясняет, дает правильный ответ.
60 35 40 23 20 17 см
(Дети, у которых все ответы в диктанте верные, ставят себе “+”в тетради). Рисунок 1.
Рисунок 1
- Какое число может быть “лишним“?
17 см. Это величина, именованное число.
35 и 23. Другие числа круглые
- Выпиши круглые числа:
60 40 20
- Что вы заметили?
Числа уменьшаются на 20.
Эти числа четные.
- Выпишите оставшиеся числа:
35 =
23 =
- Запишите сумму разрядных слагаемых.
= 30 + 5
= 20 + 3
Физминутка. “Волшебные точки на пальчиках”.
III. Постановка проблемы . “Открытие детьми нового знания”
- Найдите сумму чисел 35 и 23.
- Найдите разность чисел 35 и 23.
На доске:
ПРОБЛЕМА!
35 + 23 =
35 – 23 =
- Мы умеем решать такие примеры?
Нет.
Попробуем решить эти примеры с помощью моделей (треугольников и точек)
(Дети работают с моделями на партах, один ученик у доски).
Рисунок 2
- 35 – это ?
3 десятка 5 единиц.
(У детей на партах: , а один ученик работает с моделями на доске.)
Рисунок 3
- 23 – это ?
2 десятка 3 единицы
(У детей на партах: , один ученик работает на доске.)
- Найдите сумму двузначных чисел (ответы, предположения детей).
Надо десятки сложить с десятками: .
А единицы сложить с единицами:
Сумма равна .
35 + 23 =58
(Дети проговаривают хором.)
Чтобы сложить двузначные числа, надо к десяткам прибавить десятки, а к единицам – единицы.
- Найдите сумму чисел:
43 + 21 =
54 + 32 =
(Дети решают устно, проговаривая правило).
43 – 4 десятка 3 единицы.
21 – 2 десятка 1 единица.
Десятки складываю с десятками, а единицы – с единицами.
- Сумма равна 64 (шестидесяти четырем).
- 5 десятков 4 единицы.
32 – 3 десятка 2 единицы.
Десятки складываются с десятками, а единицы – с единицами.
- Сумма равна 86 (восьмидесяти шести).
Молодцы, справились с заданием!
- Найти разность двузначных чисел 35 и 23.
(Дети работают с моделями на партах, один ученик на доске.)
Рисунок 4
- Как найти разность двузначных чисел? (Ответы, предположения детей.)
Надо из десятков вычесть десятки:
Остался один десяток .
Надо из единиц вычесть единицы.
Осталось две единицы .
Разность равна .
35 – 23 = 12
(Дети проговаривают хором.)
Чтобы вычесть двузначные числа, надо из десятков вычесть десятки, а из единиц – единицы.
- Найдите разность чисел:
48 – 25 =
57 – 14 =
(Дети решают устно, проговаривая правило).
48 – 4 десятка 8 единицы.
25 – 2 десятка 5 единиц.
Десятки вычитаю из десятков, а единицы – из единиц.
Разность равна 23 (двадцати трем).
57 – 5 десятков 7 единиц.
14 – 1 десяток 4 единиц.
Десятки вычитаю из десятков, а единицы из единиц.
Разность равна 43 (сорока трем).
Физминутка.
IV. Первичное закрепление
Дети работают в учебнике – тетради. Решаются примеры с комментированием, рисуют модель числа, записывают решение примеров. № 2 (а и б), стр. 68.
V. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе
Дети самостоятельно решают примеры: № 3, стр. 69.
1 вариант – 1 столбик,
2 вариант – 2 столбик.
Самопроверка проводится по готовому образцу с доски.
Дети, решившие пример правильно, ставят себе ”+” в учебнике тетради.
VI. Повторение
№ 4 (а), стр. 69.
(Дети читают задачу, дают анализ задачи, выбирают на доске нужную схему.)
- Известно, что за день на почте приняли 43 телеграммы, из них 12 – срочные, а остальные простые. Надо узнать, сколько простых телеграмм.
- Какая схема подходит к задаче?
Надо найти часть. Чтобы ее найти, надо из целого (43 телеграммы) вычесть известную часть 12.
Схема ”б”.
- Запишите в тетради решение задачи. Используйте новый вычислительный прием двузначных чисел.
43-12 =
Десятки вычитаю из десятков, а единицы – из единиц.
43-12= 31 (m.)
Ответ: 31 телеграмма.
VII. Итог урока. Рефлексия
- С каким вычислительным приемом мы познакомились на уроке?
- Какой алгоритм сложения и вычитания двузначных чисел?
- Каким будет сегодня наше “дерево успеха”?
Оцени свою работу на уроке (у детей на парте розовое яблоко, голубой цветок, желтый лист).
Дети выбирают плод, цветок, лист, подходят к доске и приклеивают.
Рисунок 5
Рисунок 6
Урок прошел для меня плодотворно, с пользой. Я научился и могу помочь другим складывать и вычитать двузначные числа.
(Яблоко розовое)
Я научился складывать и вычитать двузначные числа, но мне еще нужна помощь.
(Цветок голубой)
Мне было трудно на уроке. Я плохо усвоил новый вычислительный прием.
(Листик желтый)