Звучит мелодия песни.
(На сцену выходит Старуха Шапокляк).
Старуха Шапокляк:
Я старушка хоть куда:
И умна и молода!
Со мною моя крыска
По имени Лариска! (Прислушивается)
Там кто-то есть, сюда идут…
Меня пока здесь не найдут,
Я спрячусь там и подсмотрю…
Ах, как подсматривать люблю!
(Прячется. Выходят девочка и мальчик).
Мальчик: – Скоро скажем: “До свидания первый класс!”
Девочка: – Это кажется про нас!
М: – Давайте песенку споем!
Д: – Про класс, в котором мы живем!
Девочки исполняют песню на мотив “Песни волшебника”.
Мы вам споем сейчас
Песню про первый класс,
Был этот школьный год
Полон забот, хлопот.
Мы научились все
Думать, читать, считать.
В классе нам было всем
Некогда унывать!
Припев:
Недаром преподаватели
Время на нас потратили.
Наши учителя
Верили в нас не зря!
Да! Да!
Мудрых преподавателей
Слушаем мы внимательно.
Все мы теперь уверенны:
Нам во второй пора!
(Появляется Старуха Шапокляк).
Старуха Шапокляк:
Какой второй? Вы что ребята?
Туда еще вам рановато!
Хоть целый год вы проучились,
Но ничему не научились!
Вы, конечно же, узнали:
Шапокляк – старушка я.
Целый год я наблюдала,
Как живете вы, друзья!
Министр образования
Прислал меня с заданием:
Проверить тут, проверить там…
И всем поставить двойки вам!
Я экзамен проведу!
Что не знаете, найду!
Докажу, что зря старались –
Лучше б в детсаду остались!
Дети вступают в разговор. (Выступают дети 1 Б класса.)
Дети:
Бабушка, Вы не сердитесь!
Лучше сядьте, присмотритесь.
(Берет бабушку под руки и сажает на стул.)
Мы ведь помним, не забыли,
Какими мы сначала были!
Детсадовских и неказистых,
Семи всего от роду лет,
Нас посвятили в гимназисты
В уже прошедшем ноябре.
Наши первые классы умны и дружны,
Мы не знаем, что такое лень.
А если нас чего-то нужно –
Вместе: Всего восьмой в неделю день!
Старуха Шапокляк:
Ой, да все вы только врете –
Ничего вы не могете…
Или могите? Забыла.
Русский я давно учила!
А мы расскажем вам сейчас,
Чему учат нас в гимназии!
Вот русский наш язык родной!
Богатый, мудрый он такой.
Определяем – проще нет,
Где признак, действие, предмет.
А звуковой анализ слова…
Пожалуйста, уже готово!
Бывают звуки разные:
Согласные и гласные.
С гласными полно заботы:
Могут делать две работы.
Согласные не отстают:
В две позиции встают.
Сонорные согласные
В чем-то очень разные.
Знаем как писать и “ши”, и “жи”,
Изучим скоро падежи,
Число, время, состав слова
Повторить вам сможем снова.
Звук согласный проверяем,
Рядом гласный подставляем:
“Грядки”. Нет чего? Нет “грядок”,
А “тетрадки”? Нет “тетрадок”.
“Зубки”. Изменяем: “зубы”.
“Шубки”. Проверяем: “шубы”,
Ждем побольше чудных “сказок”,
Интереснейших “рассказов”!
От школьного порога
Дорог уходит много –
На стройки, на заводы,
В полет под облака!
Во что бы то ни стало
И мы пройдем немало,
От самого начала –
Со школьного звонка!
Старуха Шапокляк:
Рассказали вы так внятно –
И теперь мне все понятно!
Меня спросите что-нибудь!
Знаньями хочу блеснуть!
Звучит мелодия песни “Буквы разные писать…”
Сценка “Урок русского языка”
Учитель: – Ну что же! Начнем урок русского языка. Уважаемая старуха Шапокляк, поставьте ударение в слове “девочка”.
Старуха Шапокляк: – Я не могу – девочек ударять нельзя. Хотя очень хочется! Хи-хи-хи!
Учитель: – Придумайте предложение со словом “уха”.
Старуха Шапокляк: – У Маши на голове два уха. (Смеется).
Учитель: – Какие вы знаете знаки препинания?
Старуха Шапокляк: – Восклицательный, вопросительный знак, точка, запятая… (смеется).
Учитель: – Молодец! Умница! А теперь измените, пожалуйста, по лицам глагол “идти”.
Старуха Шапокляк (медленно): – Я иду, ты идешь….
Учитель: – Побыстрее!
Старуха Шапокляк: – Он бежит, мы бежим, вы бежите! (Смеется).
Старуха Шапокляк:
Ох, устала я, ребята.
Мне учиться трудновато.
Стара я стала. (вздыхает)
А вы конечно, продолжайте,
Тайны знаний открывайте!
Из зала девочка:
– Ребята! Переменка!
Исполняется танец “Калинка” 1 Б класс.
Старуха Шапокляк:
Русский вижу, знаете друзья,
А математику – царицу,
Изучаете в гимназии
Выступают учащиеся 1 В класса.
Дети:
Конечно, тайны языка
Не все открыли мы пока
И математики проблемы
Решили, но еще не все мы.
Выстраиваем цифры в ряд,
Они нам много говорят.
Десять их, но сестры эти
Сосчитают все на свете.
Помогут вычесть и сложить,
И уравнение решить.
С их помощью определяем меры
И можем записать примеры.
Начинаем представленье
Детворе на удивленье!
Познакомимся, друзья:
Единица – это Я!
Я умею делать стойку,
По канату я хожу,
За собою цифру двойку
На веревочке вожу!
Не птица это
А едва
Чуть ли не прямо
Цифра Два!
Вот – шея гибкая!
Вот – тело!
К воде склонилась голова.
Ты птицу нарисуй умело,
И это будет цифра Два.
Три – это заклинатель змей
Вышел с дудочкой своей.
Перед ним танцует змейка –
Хвост крючком, дугою шейка.
Ты на змейку посмотри –
Да ведь это цифра – Три!
Гляди! Четыре – это стул,
Который я перевернул!
А потом пошла плясать
По бумаге цифра Пять!
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула!
Цифра Шесть – дверной замочек
Сверху крюк, внизу кружочек.
Цифра Семь! Цифра Семь!
Цифра легкая совсем!
Я косу принесу
И срисую ту косу!
Тройка в зеркало смотрелась,
Все вертелась и вертелась.
Любовалась, любовалась,
Носом к зеркалу прижалась…
Посмотреть скорее просим:
Перед вами цифра Восемь!
Девять, как и шесть, вглядись,
Только хвост не вверх, а вниз!
На математике узнали
Мы то, что раньше не слыхали:
Формула – модель – сравненье
И где ловушка в уравнении.
Старуха Шапокляк:
Я тоже в математике сильна!
Задачки приготовила.
А ну-ка их решите,
Смекалку проявите!
– В автобусе ехали 50 человек, на остановке 7 человек вошли, 3 – вышли; на следующей – вышел 1, а вошли 4; на следующей – 5 вошли, вышли 8, а на следующей – вышли 15, вошли -2.
Ну, сосчитали? А теперь кто мне ответит: сколько остановок сделал автобус?
– 10 морковок весят 600 г., 8 свекл весят 2 кг., 4 брюквы – 1,5 кг. Сколько весит 1 кг. селёдки?
А сейчас ПЕРЕМЕНА!
Танец 1 В класса.
Старуха Шапокляк:
Вы в математике сильны!
Все задачки решены!
А кроме этих двух предметов
У вас предметов больше нету?
Выступают учащиеся 1 А класса на татарском языке.
Старуха Шапокляк:
По утрам ребята – гимназисты
В класс с портфелем весло спешат.
У доски они всегда речисты,
Я умней не видела ребят.
Выступают учащиеся 1 Г класса.
Дети:
В день осенний в день чудесный,
В класс несмело мы вошли.
Азбуку волшебную
На столах своих нашли.
Вдоль картинок мы шагали
По ступенькам – строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
Был наш путь не очень долгим
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
Тем, кто любит приключенья,
Мы откроем свой секрет:
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо умолять сестрицу:
“Ну, почитай еще страницу!”
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать!
Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком,
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку…
Инсценировка сказки Б. Заходера.
Автор:
Всем известно:
Буква Я в Азбуке последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?
Дети:
Неизвестно!
Автор:
Интересно?
Дети:
Интересно!
Автор:
Ну, так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас буквы.
Жили, не тужили,
Потому, что все дружили.
Только раз все дело встало
Из-за странного скандала:
Буква Я в стоку не встала,
Взбунтовалась буква Я!
Буква Я:
Я, – сказала буква Я, –
Главная заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла Я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
Автор:
Говорят ей:
Буквы:
Встань на место!
Автор:
Отвечает:
Буква Я:
Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я – местоимение.
Вы в сравнении со мною –
Недоразумение! Недоразумение –
Не более, не менее!
Автор:
Тут вся Азбука пришла
В страшное волнение.
Буква Ф:
Фу – ты, ну – ты!
Автор:
Фыркнул ЭФ. От обиды покраснев.
Буква С:
“Срам!” – сердито ЭС сказала!
Все кричат:
Воображала!
Автор:
Проворчала П:
Буква П:
“Попробуй, потолкуй с такой особой!”
Автор:
Я затопала ногами:
Буква Я:
Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума!
Автор:
Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:
Буквы:
Хорошо, идем на спор!
Буква А:
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку, –
Правда, стало быть, твоя!
Буква Я:
Чтобы Я да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а Я!
Автор:
Буква Я взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела и потела…
Написать она сумела только
Я Я Я Я Я Я Я!
Автор:
Как зальется буква ХА:
Буква Х:
Ха-ха-ха!
Буква О:
О – От смеха покатилась!
Буква А:
А – за голову схватилась!
Буква Б:
Б – схватилась за живот…
Автор:
Буква Я сперва крепилась,
А потом – как заревет!
Буква Я:
Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже после буквы Ю!
Автор:
“Что ж” – решил весь алфавит, –
Буква А:
Если хочет, пусть стоит
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!
Буквы:
Чтобы все от А до Я –
Жили как одна семья!
Буквы строго встали в ряд,
Строго по линейке,
Каждый знает свое место
И уйти не смеет.
Все они стоят красиво,
По порядку – посмотри!
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные – согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Еще прадедовской порой
Стали буквы в четкий строй,
Да не простой,
Был он прозван Алфавит,
И повсюду знаменит.
Учились мы читать, писать,
Ответы полные давать.
Умеем мы теперь дружить
И этой дружбой дорожить!
Ждет так много нас открытий,
Интереснейших событий.
Мы решим свои задачи,
Вместе Пожелайте нам удачи!
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка – три струны.
Выходите, кто умеет,
Не стесняйтесь, плясуны!
Русский народный танец “Заинька”.
Старуха Шапокляк:
Ну, все! Сдаюсь!
Вы так упрямы!
Ну как же вы без папы, мамы
Всему учились, все узнали?!
Одни б вы справились едва ли!
Ученик:
Учителя упрямо
Учили нас всему подряд.
Они умней, чем папа с мамой,
Так в наших классах говорят!
Старуха Шапокляк:
Представьте их пожалуйста, друзья!
Кто учит детей в 1 А (1 Б, 1 В, 1Г)?
(Дети хором называют имя и отчество своих учителей.)
Старуха Шапокляк:
Кто приходит проверяет чтение,
Таблицу умножения?
Дети:
Альфия Хаджиевна!
Старуха Шапокляк:
Кто в гимназисты посвящал,
На марафоны приглашал?
Дети:
Лидия Петровна!
Старуха Шапокляк:
Кто татарский лучше знает
И уроки посещает?
Дети:
Нелля Шамильевна!
Старуха Шапокляк:
Кто на уроке учит вас?
Дети:
Альбина Рависовна и Светлана Анатольевна!
Старуха Шапокляк:
Я вижу гимназия – это целая страна.
Здесь вы учитесь, живете, пляшете, поете.
А кто царица сей страны?
Дети:
Жаннета Абрамовна!
Старуха Шапокляк:
Наверное, неплохо
Так много знать, уметь!
И спортом заниматься,
И танцевать, и петь!
Так министру доложу:
Что гимназисты учатся, стараются,
Танцуют, спортом занимаются.
Попрошу издать указ
О переводе во второй класс,
И прислать посылку вам
В награду за старание!
(Старуха Шапокляк прощается и уходит.)
Ученик:
Скоро закроется первая страница.
Наш первый класс не повторится!
Всего пока мы не узнали,
Прошли всего лишь Азбуку
Ученик:
Тебя, гимназия, родная,
Мы от души благодарим!
За требовательность и за ласку,
За мудрость добрых взрослых глаз!
Учиться здесь мечта и сказка!
Даешь скорей: 2 А (2 Б, 2 В, 2 Г) класс!
(Каждый класс говорит хором.)
Дети поют финальную песню на мотив песни “Голубой вагон”.
Каждый наш урок как происшествие,
Нам на радость всем оно дано.
Ждет нас ежедневно путешествие,
Пусть же не кончается оно!
Припев:
Вместе мы, вместе мы
На уроках сидим
И отправляемся в дальние края.
В город Учености
И в страну Знания –
Там побывать хотят все мои друзья!
Мы по морю Математики плывем,
Волны лодку захлестнуть хотят.
Но любые волны будут нипочем
Для упорных знающих ребят!
Припев тот же
Поезд мчит нас через лес, а лес притих –
Буквы как березки здесь стоят.
Там, где нет березок, мы посадим их –
Как слова они заговорят.
Припев:
Вместе мы, вместе мы
Долетим, доплывем
И дружно попадем в дальние края.
В город Учености
И в страну Знания –
Без знаний скучно жить,
Знаем мы, друзья!