О некоторых аспектах личностно-ориентированного подхода при обучении математике в основной школе

Разделы: Математика


В последние десятилетия в отечественной психолого-педагогической и методической литературе широко обсуждается проблема смены образовательной парадигмы. Вместо существующей парадигмы образования, ориентированной на знания, предлагается личностно-ориентированная. В настоящее время школа видит свою основную цель в изучении ученика как неповторимой индивидуальности, в создании оптимальных условий для его становления, личностного развития, в поддержке на пути самоопределения и самореализации через образование [1]. Безусловно, все это имеет большое значение для перехода к экспериментированию новых идей и педагогических решений.

К новым методам обучения относится обучение на основе регуляции выполняемых действий, суть которого заключается в формировании у обучаемых представлений (ориентировочной основы) об осваиваемых учебных действиях при помощи различных информационных карт, технических средств обучения.

Сегодня педагоги профессиональной и учителя общеобразовательной школ испытывают затруднения в реализации личностно-ориентированного обучения. Овладеть принципами обучения личностно-ориентированного подхода, вариантом которого являются методики, ориентированные на действие, стало целью предметно-цикловой комиссии (ПЦК) математики Исилькульского педагогического колледжа.

С целью освоения навыков планирования и проведения, ориентированных на действие занятий ПЦК математики приняла участие в семинаре “Современные технологии профессионального обучения”, по завершению которого были разработаны и апробированы различные занятия, прочно вошедшие в практику обучения учащихся и студентов.

Различают три методики, ориентированные на действие: методика изучения частного случая, методика дидактических задач, методика направляющего текста. Практика организации занятий, ориентированных на действие, показывает, что введение новых знаний целесообразно строить по методике дидактических задач.

Например, при обучении математике школьников 5-го класса на основе методики дидактических задач проводилось ориентированное на действие занятие по теме “Умножение десятичных дробей”. Рассмотрим последовательность фаз этого занятия, указав соответствующее методико-дидактическое обеспечение (МДО).

Тип занятия: введение новых знаний и умений.

Цели занятия:

  • научить правилу умножения десятичных дробей;
  • научить определять последовательность действий при умножении десятичных дробей столбиком;
  • анализировать выполненную работу.

Изучение нового материала начинается с его подачи, ведения новых знаний. Действие начинается с информационной базы, во время которой учащийся получает задание. Затем планируется ход действий, и выбирается одна из возможных альтернатив действия. Наконец, выполняется запланированное действие. Результат действия проверяется и весь цикл действия рефлексируется.

Следует отметить, что перед началом занятия класс делится на группы и каждому учащемуся прелагается папка, содержащая разработанное МДО, т.е. определенный набор листов формата А4 (здесь мы позволили себе сократить их масштаб).

МДО занятия по теме “Умножение десятичных дробей”

Содержание

Лист

1 Текст дидактической задачи (задание 4)

Д1

2 Информационный лист по теме “Умножение десятичных дробей”

Д2

3 Лист-планирование

Д3

4 Определение последовательности действий при умножении десятичных дробей столбиком (задание 1)

Д4

5 Эталон последовательности действий при умножении десятичных дробей столбиком

Д5

6 Примеры для решения (задание 2)

Д6

7 Примеры для проверки (задание 3)

Д7

8 Проверочный лист

Д8

9 Таблица перевода баллов в отметку

Д9

10 Оценочный лист

Д10

1. Информация. Занятие начинается с постановки дидактической задачи практического характера (Лист Д1). Через близкую к реальной жизни постановку задания достигается двойная цель. Во-первых, учащиеся видят, с какими требованиями они могут столкнуться в реальной дальнейшей жизни, и, во-вторых, возникает адекватная ситуация запроса необходимых в обучении знаний и умений.

Лист Д1

Дидактическая задача

Сняв показания счетчика и оставив деньги, мама попросила тебя по пути из школы
зайти в сберкассу и заплатить за использованную электроэнергию.
Какую сумму тебе необходимо предъявить для оплаты,
если 1 кВт/ч электроэнергии стоит 0,85 рубля, а ее расход за месяц составил 37,2 кВт/ч?

Задание 4

Решение задачи:

____________________________________________________________
____________________________________________________________

2. Планирование. Поскольку задание для учащихся является новым и подобрано так, что с помощью имеющихся знаний и умений его решить нельзя, то у них возникает информационный дефицит. Учащиеся запрашивают недостающую информацию, и учитель предоставляет ее в форме информационных листов (Лист Д2). Обучающиеся изучают предложенную им информацию и направляют ее для решения ранее возникшей проблемы.

Лист Д2

Информационный лист по теме “Умножение десятичных дробей”

Вы уже решали различные задачи, в которых приходилось выполнять умножение натуральных чисел.

Вспомни!

Чтобы перемножить две десятичные дроби, их надо перемножить как натуральные числа (т. е. не обращая внимания на запятую), а затем в полученном результате отделить справа запятой столько десятичных знаков, сколько их в обоих множителях вместе.

Пример 1.

Умножим по этому правилу десятичные дроби 3,2 и 4,8 “столбиком”:

Объяснение: выполнив умножение, не обращая внимания на запятую, получим 1536. В обоих множителях вместе после запятой 2 десятичных знака. Поэтому в результате нужно отделить запятой справа тоже 2 знака. Получим: 15,36.

Пример 2.

При умножении десятичных дробей столбиком нет необходимости подписывать “запятую под запятой”.
1213 • 9 = 10917, и во множителях вместе 3 десятичных знака, в произведении отделено 3 знака.

Пример 3. Может случиться так, что в полученном произведении натуральных чисел меньше, чем их нужно отделить запятой.

Тогда слева нужно приписать необходимое число нулей. 27 • 32 = 864, и в множителях вместе 6 десятичных знаков.

Пример 4.

0,56 • 10,5 = 5,880 = 5,88. Нули, стоящие в записи произведения справа, можно отбросить после того, как в полученном произведении натуральных чисел поставлена запятая.

Пример 5. По этому же правилу умножаем и десятичную дробь на натуральное число, так как натуральное число можно рассматривать как десятичную дробь, все десятичные знаки которой – нули. Например, 37 = 37,0…

72 • 37 = 2664, в множителях вместе 2 десятичных знака, в произведении отделяем справа запятой 2 знака.

При умножении чисел столбиком желательно учитывать рациональную запись.

Чтобы успешно выполнять умножение десятичных дробей столбиком, надо не только знать правило, но и определить последовательность выполняемых действий (алгоритм). Это вы можете попробовать сделать самостоятельно.

Желаем успехов при изучении данной темы!

3. Принятие решения. В этой фазе занятия планируется дальнейший ход действий для решения дидактической задачи. Число и последовательность учебных этапов определяется так же, как и средства, необходимые для каждого учебного этапа (Лист Д3).

    Лист Д3

    Лист-планирование

    Вам необходимо научиться решать задачи на умножениедесятичных дробей.
    Спланируйте свои действия в соответствии с целями урока.

    Как вы действуете?

    _______________________________________________________________
    _______________________________________________________________

4. Выполнение. За принятием решения следует воплощение запланированного в конкретные действия. В нашем примере на этой фазе происходит групповое определение последовательности действий при умножении десятичных дробей столбиком (Лист Д4), индивидуальное выполнение конкретных примеров (Лист Д6), групповой анализ предложенного решения (Лист Д7). Завершает этот этап решение дидактической задачи (возврат к листу Д1).

    Лист Д4

    Определите последовательность действий при умножении десятичных дробей столбиком

    _______________________________________________________________
    _______________________________________________________________

    Лист Д6

    Задание 2

    Выполни умножение десятичных дробей столбиком, опираясь на разработанную последовательность действий.

    Вариант 1

    1) 2,5 • 4,5 =
    2) 0,7 • 4,71 =
    3) 0,436 • 0,02 =
    4) 4,5 • 7,82 =
    5) 5,4 • 190 =

    Каждый участник группы получает свой вариант.

    Лист Д7

    Задание 3

    Проверь правильность и рациональность решения, исправь найденные ошибки.

    Каждая группа получает свое задание.

5. Контроль. После выполнения задания наступает этап контроля решения.

6. Оценка. Занятие заканчивается оценкой решения дидактической задачи.

Следует заметить, что фазы “контроль” и “оценка” могут идти параллельно (Лист Д5, Лист Д8), причем сразу по мере выполнения промежуточных задач заполняется оценочный лист (Лист Д10). В конце занятия осуществляется перевод полученных баллов в отметку (Лист Д9).

    Лист Д5

    Эталон последовательности действий при умножении десятичных дробей столбиком

    1. Рационально записать десятичные дроби столбиком.
    2. Перемножить их как натуральные числа.
    3. Сосчитать количество цифр после запятой в обоих множителях.
    4. Поставить запятую в произведении.

    Лист Д8

    Проверочный лист

    Вариант 1

    1) 11,25;
    2) 3,297;
    3) 0,00872;
    4) 35,19;
    5) 1026

    Лист Д10

     

    ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

    № п/п

    Фамилия, имя учащихся

    Баллы

    Оценка

    Задание 1

    Задание 2

    Задание 3

    Задание 4

    Всего

                   
                   

    КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

    Баллы

    Задания

    1

    2

    3

    4

    2

    ПОЛНОЕ СООТВЕТСТВИЕ ЭТАЛОНУ

    ВСЕ ПРИМЕРЫ РЕШЕНЫ, ВЕРНО

    ЗАДАЧА РЕШЕНА ПРАВИЛЬНО

    НАЙДЕНА И ПРАВИЛЬНО ИСПРАВЛЕНА ОШИБКА

    1

    ОШИБКИ В ФОРМУЛИРОВКЕ ЭТАПОВ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЙ

    ДОПУЩЕНА 1 ИЛИ 2 ОШИБКИ

    _

    ОШИБКА НАЙДЕНА, НО НЕ ИСПРАВЛЕНА

    0

    ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ОПРЕДЕЛЕНА НЕПРАВИЛЬНО

    ДОПУЩЕНО 3 И БОЛЕЕ ОШИБОК

    ЗАДАЧА РЕШЕНА НЕПРАВИЛЬНО

    ОШИБКА НЕ НАЙДЕНА

    Лист Д9

    ТАБЛИЦА ПЕРЕВОДА БАЛЛОВ В ОТМЕТКУ

    Баллы

    8
    7 – 6
    5 – 4

    Отметка

    5
    4
    3

В методике дидактических задач основная трудность связана с подбором задач практического характера, которые были бы интересны учащимся и действительно касались их практической деятельности.
Практика показывает, что эта методика приемлема не только на уроках математики в 5-6 классах, но и на уроках алгебры 7-9 классов.
Таким образом, становится очевидной возможность адаптации предметного курса математики к требованиям личностно-ориентированного подхода в обучении.

Литература:

  1. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. – М.: Сентябрь, 2000. – 176 с.
  2. Райер Г., Лопанова Е., Рабочих Т. Современные технологии профессионального обучения: Учебно-методическое пособие. – Омск: Омскбланкиздат, 2001. – 89 с.
  3.