Урок математики по теме: "Квадрат и куб числа"

Разделы: Математика


Тип учебного занятия: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий.

Цели учебного занятия:

1. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление знаний и способов действий учащихся, которые им необходимы для самостоятельной работы в рамках изучаемой темы.
2. Обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты.

Форма учебного занятия: урок – соревнование.

Средства необходимые для проведения учебного занятия:

Доска, куб, таблицы квадратов и кубов чисел, карточки.

Ход учебного занятия:

1. Организационный этап.

Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к учебной деятельности, организация внимания школьников.

2.1. Мотивация знаний, Формулирование задач в действиях учащихся.

Учитель.

Давным-давно в Древней Греции, для того чтобы умножать числа, люди использовали счёт на камушках. Они рисовали многоугольники, выкладывали их стороны из камней и подсчитывали их число. В результате этого появились числа называемые квадратными и кубическими. С помощью такого метода можно вычислить площади и объём любой фигуры, а так же решать практические задачи на нахождение объёма воды в любом бассейне. В наше время не используют метод древних греков, так как он трудоёмкий и занимает много времени, для этого используют понятие и способы действий, которые вам необходимо сегодня внимательно изучить, осмыслить и закрепить на уроке.

2.2. Актуализация опорных знаний и способов действий.

Давайте разделимся на две команды, которые будут соревноваться в течение урока, зарабатывая баллы, складывающиеся из оценок членов команд.

Задания для первой команды будут полегче (на “4”), а для второй – посложнее (на “5”).

Задание 1. Найти значение выражения.

(Участники команд по очереди выходят к доске и решают примеры, остальные делают это на местах и показывают ответ на сигнальных карточках).

Команда 1.

1 . 1;

2 . 2;

3 . 3;

4 . 4;

5 . 5;

6 . 6;

7 . 7;

8 . 8;

9 . 9;

10 . 10;

Команда 2.

1 . 1 . 1;

2 . 2 . 2;

3 . 3 . 3;

4 . 4 . 4;

5 . 5 . 5;

6 . 6 . 6;

7 . 7 . 7;

8 . 8 . 8;

9 . 9 . 9;

10 . 10 . 10.

Задание 2. Угадай корень.

1) y . y = 81; 2)b . b . b = 0.

Оцените свои знания.

3.Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Числа, получившиеся в ответах Задания 1 первой команды, называют квадратными, то есть это числа, которые получаются при выкладывании квадратов.

Первый квадрат - 1 ряд состоит из 1 камушка: 1.

Второй квадрат – 2 ряда из 2 камушков: 2 . 2 = 4

и так далее: 3 . 3 = 9; 4 . 4 = 16; 5 . 5 = 25.

Поэтому про числа 4; 9; 16 и т. д. говорят: “два в квадрате”, “три в квадрате”, “четыре в квадрате” и т. д. И обозначают: 22; 32; 42 и т.д.

Определение. Произведение n . n называют квадратом числа n и обозначают n2 (читают “эн в квадрате”).

Итак, n . n = n2, а 172 = 17 . 17 = 289.

Таким образом, команда 1, решив первое задание, заполнила таблицу квадратов чисел.

Числа, получившиеся в ответах Задания 1 второй команды, называют кубическими, то есть это числа, которые получаются при складывании из камушков кубиков.

Куб: 1) 2 . 2 . 2 = 8(два этажа из квадратов 2 . 2);

2) 3 . 3 . 3 = 27(три этажа из кубиков 3 . 3) и т. д.

Поэтому про такие числа говорят “два в кубе”, “три в кубе” и т. д. И обозначают: 23; 33; 43 и т.д.

Определение. Произведение n . n . n называют кубом числа n и обозначают n3 (читают “эн в кубе”).

Итак, n . n . n = n3, а 83 = 8 . 8 . 8 = 512.

Таким образом, команда 2, решив первое задание, заполнила таблицу кубов чисел.

Если в числовое выражение входят квадраты и кубы чисел, то их значение вычисляют до выполнения остальных действий.

Например: Найти значение выражения:

(4 + 3)2 . 52 - 23 = 72 . 25 - 8 = (50 - 1) . 25 - 8 = 1250 - 25 – 8 = 1225 - 8 = 1217.

4. Этап первичной проверки понимания изученного.

Продолжим наше соревнование:

Вопрос 1. Что называют квадратом числа?

Вопрос 2. Что называется кубом числа n?

Вопрос 3. В чём их отличие?

Вопрос 4. Какие действия в числовом выражении выполняют первыми, если в него входят квадраты и кубы чисел?

Физкультминутка. А сейчас я называю вам числа, а вы хлопаете, если это число не является ни квадратом, ни кубом какого-либо числа, подымаете левую руку, если – квадрат, правую руку, если – куб.

Числа: 3, 4, 5, 8, 7, 9, 1. (Оценивается).

Задание 3. Вычислить (по цепочке, остальные на местах).

Команда 1.

1)103;

2)1002;

3)(5 + 4)2;

4)92 + 23;

5)123;

Команда 2.

1)252;

2)52 . 23;

3)32 . 8;

4)113;

5)(63 - 42): 52.

Дополнительные задания.

1)252;

2)52 . 23;

3)32 . 18;

4)113;

5)(63 - 42): 52;

1)452 - 442;

2)4 . 12;

3)(44 - 38)2 - 132.

Оценка:

“5” - верно выполнено 5 заданий;

“4” - верно выполнено 4 задания;

“3” - верно выполнено 3, 2 задания;

“2” - верно выполнено 1 задание.

5.Этап информации о домашнем задании.

Для более успешного использования своих умений в дальнейшем их необходимо тренировать, поэтому запишите следующее домашнее задание: п.16 (определение квадрата и куба числа n, таблица квадратов стр.138 –наизусть), №649,651,653.

Для любознательных: №655 (метод вычисления квадратов способом Колмогорова).

6.Этап подведения итогов.

Вопрос. Возможно, ли было решение сегодняшних заданий без знания правил нахождения квадратов и кубов чисел?

Комментирование оценок.

Объявление выигравшей команды.

7. Этап рефлексии.

Часто люди говорят:

- Смелость города берёт.

- Старая песня на новый лад.

- Учиться обучая.

- Без труда не выловишь и рыбки из пруда.

- О, монах, ты идёшь трудной тропой.

- Тяжело в учении легко в бою.

Какая из этих пословиц соответствует состоянию вашей души, и почему?

На этом первый этап наших соревнований закончен, до новых встреч!