Принцип “Каждый обучает всех, и все обучают каждого”.
КВО – это коллективный способ обучения, при котором обучение осуществляется путем общения в парах сменного состава. В этих парах ребенок выступает поочередно то учеником, то учителем. Одновременно в классе изучается одна тема, которая разбита на несколько подтем. Между ними существует логическая связь. Например, может быть 4 темы, которые содержатся на 4 карточках. Работу, возможно, начинать с любой. Эти карточки различаются по цвету (красная, желтая, зеленая, синяя). С самого начала перед каждым учеником ставится цель: овладеть материалом данной ему карточки так, чтобы уметь его рассказать и ответить на вопросы.
Работа начинается с ввода.
1-й этап. Ввод – первоначальная организация работы учащихся и передача изучаемых сведений без искажений и потерь. Существуют различные виды ввода. Например, с помощью консультантов. Учитель заранее их готовит. На уроке консультант своей группе рассказывает теорию и объясняет решение примеров. Затем каждый ученик группы индивидуально выполняет задания для самопроверки в тетради или устно и сдает на проверку консультанту. После проверки ученику ставится в таблицу учета “+” или “” (“+” - ученик получил информацию и усвоил ее; “” - ученик передал информацию).
Таблица учета.
Фамилия, имя |
|||
+ |
Ввод занимает 5-7 мин. На рисунке 1 приведена первоначальная посадка учащихся при четырех изучаемых темах с помощью четырех консультантов. Каждый стол пронумерован. У каждого ученика за столом тоже свой номер.
<Рисунок 1>.
По сигналу учителя происходит передвижение учащихся. Каждый ученик идет за стол, соответствующий его личному номеру.
2-й этап. Работа в парах сменного состава (ПСС).
<Рисунок 2>.
Алгоритм работы в ПСС.
1-й - “хозяин” (передает информацию, задает вопросы, проверяет практическую часть).
2-й - “гость” (слушает, отвечает, выполняет практическую часть).
Затем происходит обмен карточками, т.е. 1-й - “гость”, 2-й - “хозяин”.
3-й этап. Контроль.
Сохраняются все виды контроля. Наиболее рациональный – тестирование.
4-й этап. Подведение итогов.
Одним из преимуществ КВО является высвобождение учителя от значительной доли фронтальной работы с классом и соответственно увеличение времени для индивидуальной помощи учащимся. Данная технология применима на уроках разного типа.
В качестве примера предлагаю материалы по теме “Квадратные уравнения”.
КВО. Алгебра. Квадратные уравнения.
Теорема Виета
1.ТЕОРИЯ. Опр. Полные квадратные уравнения, в которых первый коэффициент равен 1, называют приведенными квадратными уравнениями. Например, x2- 6x+8=0; x2+ x – 6=0. Теорема Виета. Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену. Теорема, обратная теореме Виета. Если числа m и n таковы, что их сумма равна -p, а произведение равно q, то эти числа являются корнями уравнения xІ+px+q=0. Формулы корней: x1,2=. При b=2m ( b-четное число ) x1,2=; x1,2=. |
2.ПРИМЕРЫ. 1) Найдите сумму и произведение корней уравнения: a) x2- 8x+6=0; б) 2x2+ 9x - 10=0. Решение: а) x2- 8x+6=0 (a=1, b= -8, c=6 ). D=64 - 4=40; D› 0, уравнение имеет корни. По теореме Виета x1+x2=8; x1x2=6. Ответ: x1+x2=8; x1x2=6. б) 2x2 + 9x – 10=0 | : 2; D=81 - 4(-10) =81+80=161; D› 0; уравнение имеет корни. x2+4,5x -5=0. По теореме Виета x1+x2= -4,5; x1x2= -5. Ответ: x1+x2= -4,5; x1x2= -5. 2) Найдите подбором корни уравнения x2 -8x -20=0. Решение: D=64 -4(-20) =64+80=144; D › 0; 2 корня. По теореме Виета x1+x2=8; x1x2= -20. -20=2(-10)=-210 =4(-5)=-45= 1(-20)=-120. По теореме, обратной теореме Виета x1= -2; x2=10, т.к. -2+10=8; -210= -20. Ответ: -2; 10. 3) Составьте приведенное квадратное уравнение, если известны его корни x1=-4, x2=2. Решение: x2+px+q=0. По теореме Виета x1+x2= -4+2= -2; x1x2= -42= -8; значит, p=2, q= -8. Ответ: x2+2x -8=0. 4) Решите уравнение 5x2 -16x+3=0, применяя формулу с четным коэффициентом b. Решение: 5x2 -16x+3=0 (a=5, b= -16, c=3). D=256-4=196; D›0; 2 корня; ==49; x1,2==; x1=3; x2=0,2. Ответ: 0,2; 3. |
3.ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ. |
Решение неполных квадратных уравнений
1.ТЕОРИЯ. ax2+bx+c=0 (a0). Опр. Если в квадратном уравнении хотя бы один из коэффициентов b или c равен нулю, то такое уравнение называют неполным квадратным уравнением. Виды неполных квадратных уравнений:
|
2.ПРИМЕРЫ. Решите уравнение: а) 2,7x2=0; б) 4x -x2 =0; в) 3x2+7=0; г) x2- =0. Решение: а) 2,7x2=0 |: 2,7; б) 4x - x2 =0; x2=0; 1 корень; x ( 4 – x ) =0; x=0. x=0 или 4 – x=0; Ответ: 0. x=4. Ответ: 0; 4. в) 3x2+7=0; 3x2=-7 |: 3; x2=-; - ‹ 0; Ответ: нет корней. г) x2- =0; x2=; › 0; 2 корня; x1,2 =± ; x1 =-; x2 =. Ответ: -, . |
3.ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.
x 1,2 =? |
КВО. Алгебра. Квадратные уравнения.
Решение уравнений вида ax2+bx+c=0 (a?0) по формуле
1.ТЕОРИЯ. ax2 +bx+c=0 (a0) а - 1-ый коэффициент (при x2), в - 2-ый коэффициент (при x), с - свободный член. D=b2-4ac ( формула дискриминанта). D>0, 2 корня; D=0, 1 корень; D<0, нет корней. Формулы корней: x1, 2 =. |
2.ПРИМЕРЫ. Решить уравнение: а) 4x2+10x-6=0; Решение: а) 4x2 +10x-6=0 (a=4;b=10;c=-6). D=100-4·4· (-6) =196; 2 корня; x 1, 2 ==; Ответ:-3; . б) x2-12x+36=0 (a=1;b=-12;c=36). D=144-4·1·36=144-144=0; x ===6. Ответ: 6. в) 3x+1+4x2=0 (a=4;b=3;c=1). D=9-4·4·1=9-16=-7; нет корней. Ответ: нет корней. |
3.ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.
|
КВО. Алгебра. Квадратные уравнения.
Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена
1.ТЕОРИЯ. Способ решения, с
помощью которого уравнение ax2+bx+c=0
приводится к виду (x – m)2 =n, Вопросы для повторения:
а2±2ав+в2=(а±в)2;
|
2.ПРИМЕРЫ.. Решите уравнение: а) x2+8x+16=0; б) x2 – 10x – 11=0; b) 2x2+12x++40=0. Решение: а) x2+8x+16=0; x2+ 24 + 42=0; (x + 4)2 =0; 1 корень; x + 4=0; x = - 4. Ответ: - 4. б) х2 – 10х – 11=0; х2 - 25 =11; х2 - 25 + 52=11+ 52; (х – 5)2 =11+25; (х – 5)2 =36; 36› 0; х – 5 = или х – 5 =6 или х – 5 = - 6; х=11 или х= - 1. Ответ: - 1; 11. в) 2х2+12х+40=0 | : 2; х2+6х+20=0; х2+ 23= - 20; Решите уравнение: х2+ 23 +32= - 20 +32; (х+3)2= - 20+9; (х+3)2= - 11; - 11 ‹ 0; Ответ: нет корней. |
3.ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ. Решите уравнение, выделяя квадрат двучлена:
2) х2 – 6х +8=0 (смотри пример б)). |
КВО. Алгебра. 8 кл. Квадратные уравнения. Вариант 1. Решите уравнение:
|
КВО. Алгебра. 8 кл. Квадратные
уравнения. Вариант 2. Решите уравнение:
|
КВО. Алгебра. 8 кл. Квадратные
уравнения. Вариант 3. Решите уравнение:
|
КВО. Алгебра. 8 кл. Квадратные
уравнения Вариант 4. Решите уравнение:
|