Компьютерная технология может осуществляться в различных вариантах, мною используется как “проникающая” технология, т.е. компьютерное обучение применяется по отдельным темам, разделам, для решения отдельных дидактических задач. Использование новых информационных технологий непосредственно в рамках школьного урока по обычным общеобразовательным предметам может быть описано двумя моделями, различающимися по способу организации деятельности учащихся на уроке:
- Урок с компьютерным сопровождением;
- Урок в компьютерном классе
По вполне понятным причинам осуществить решение задачи по первой модели гораздо проще. Мультимедийная система была создана в кабинете математики несколько лет назад и используется в первую очередь для демонстрации наглядных образов, способствующих изучению математики. Силами учащихся и учителя была создана компьютерная поддержка уроков по различным темам (виртуальные наглядные пособия).
Важным положительным эффектом применения компьютерной техники на уроке является повышение мотивации учения. При этом особенно ярко видно влияние новых компьютерных средств преподавания на “слабых” учащихся; для многих из них работа с компьютером оказывается той единственной ступенькой к возрождению интереса к учебе, возможностью добиться успеха. Учащиеся охотно создают презентации, используя дополнительный материал, возможности Интернета, собственные знания по информатике и математике.
Приведу пример использования мультимедийной системы на уроке.
При изучении темы “Векторы” (см. приложение1) в 11 классе необходимо актуализировать довольно большой объем знаний, полученных в 10 классе. С использованием компьютера этот процесс идет значительно быстрее, а за счет экономии времени удается рассмотреть большее количество задач. Игровой момент становится тем символом, который в нужный момент позволяет вспомнить правило и не ошибиться при решении задачи на сложение векторов. Хочу сказать, что данная разработка применяется дважды: сначала при изучении темы в 10 классе, потом в отредактированном виде в 11 классе.
Доказательство теоремы о разложении вектора в пространстве по трем некомпланарным векторам (см. приложение2) становится очень доступным и очевидным с использованием возможностей анимации. Чертеж, выполненный на доске, проигрывает виртуальному уже хотя бы потому, что виртуальный можно воспроизводить в неизменном виде (что актуально для зрительной памяти) любое количество раз; при необходимости можно возвращаться к предыдущим этапам построения. Конструктивно сформулированные вопросы учителя вовлекают учащихся всего класса в процесс доказательства теоремы.
Доказательство теоремы о площади параллелограмма (см. приложение3) в 8 классе идет очень активно, а если дети не всегда видят на чертеже трапецию, то компьютер наглядно ее демонстрирует. При этом на доске параллельно ведется запись основных положений доказательства теоремы.
Изучение темы “Тригонометрические уравнения ” в 10 классе (см.приложение4). Достаточно сложная тема, требующая знания большого количества однотипных формул. Поэтому удобно иметь в течение ряда уроков одну и туже сюжетную “картинку”, позволяющую запомнить формулы, привязать их к единичной окружности. При этом на последующих уроках анимацию можно убрать, оставив статичную запомнившуюся формулу.
Использование компьютерных технологий в образовательном процессе вообще и на уроках математики в частности, позволяет придти к следующим выводам:
Мультимедийная система обеспечивает:
- Наглядность материала, в том числе, за счет звука, цвета, движения;
- Ускорение темпа урока;
- Свободу постоянного экспериментирования с целью улучшения методики преподавания;
- Последовательный характер обучения за счет планомерного накапливания наглядных электронных пособий, позволяющих с легкостью в любой момент вернуться к уже знакомым, эмоционально окрашенным образам пройденного материала, которые могут быть гораздо экспрессивнее всем известных опорных сигналов.
Компьютер на уроке - это педагогическая реальность, которая твердо вошла в нашу жизнь; при этом рассматриваем компьютер как еще одно дополнение к процессу обучения, а не заменяющее учителя и учебник средство обучения.