Урок математики в 6-м классе по теме: "Умножение отрицательных чисел"

Разделы: Математика


Цель: Научить умножать положительные и отрицательные числа, а также перемножать отрицательные числа.

Ход урока:

1. Устно:

Примеры записаны на карточках, классу показываю карточки с примерами:

4/9 * 1/2 0 * 5/6 3/7 * 14 3 * 1/5
7/2 * 2/7 1/2 * 3/8 7 * 4/9 * 1/7 5,6 * 1/7
  3/2 * 2/3

2. Историческая справка:

Индийский математик Брамагупта, живший в VII веке, пользовался отрицательными числами. Положительные числа представлял как “имущества”, Отрицательные числа как “долги”. Правила сложения положительных и отрицательных чисел он выражал так:

ПЛАКАТ

“Сумма двух имуществ - имущество 

(+ X )+ (+ X )= (+ X )

Сумма двух долгов есть долг

(-X)+ (-X)= (-X)”.

Условившись положительные числа связывать со словом “друг”, а отрицательные числа со словом “враг”, древние употребляли интересное правило умножения:

ПЛАКАТ

“Друг моего друга - мой друг

(+X) * (+X)= (+X)

Друг моего врага - мой враг

(+X) * (-X)= (-X)

Враг моего друга - мой враг

(- X ) * (+ X )= (- X )

Враг моего врага - мой друг

(- X ) * (- X )= (+ X )

3. На доске записаны примеры:

(-12) * (-3)=                                (-14) * (+5)=

(-14) * (-0,2)=                             (-4,2) * 10=

(-6/7) * (-1/2)=                             4/21 * (-7/16)=

(-2,4) * (-3)=6                             -1,8   * 4=

Ребятам предлагается, используя правила умножения древних людей вычислить данные примеры.
Когда примеры решены, прошу учеников попробовать сформулировать правило умножения двух отрицательных чисел и правило умножения двух чисел с разными знаками.
Затем открываем учебник, читаем правила, сравниваем их с теми, которые мы вывели сами, делаем вывод, как умножить два отрицательных числа, как умножить два числа с разными знаками:

           1. Надо указать какое действие.

           2. Какие знаки имеют множители.

           3. Установить знак результата.

           4. Найти модуль произведения.

Рассмотрим № 1105 (а - м) по цепочке с места, с комментарием.

4. На доске записаны примеры:

а) (-7) * (-5) * 2=  

    (-4) * (-10) * 8=

б) (-2) * (-3) * (-4)=

    (-1,2) * (-2) * (-12)=

в) (-1) * (-2) * (-5) * (-15) * 2=

Надо определить знак произведения и вычислить. После этого спрашиваю, какой вывод можно сделать относительно знака произведения, где чётное (нечётное) число отрицательных множителей?
Если число отрицательных множителей нечетное, то произведение - число отрицательное.
Если число отрицательных множителей чётное, то произведение - число положительное.

5.а) Работа с учебником.

         № 1105 (н- т) - двое у доски

         № 1107 (три ученика у доски) по одной строчке

5.б) Вычислить: (примеры записаны на доске)

а) –2,4 * 2 * (-0,5)= г) 0,2 * (-100) * 3 * 1/3=
б) –1/2 * 4/9 * (-27/28) * (-56/57)= д) 2 * (-3) * 4 * (-5) * 6= 
в) –9 * 2 * (-3) * 1/2=  е) –2,3 * (-2) * (-8)=

   

6. Самостоятельная работа через копировку:            

Вариант 16       Вариант 2
1)      –64 * 10=   (-640) 1) (-5,8) * 10=   (-58)
2)      (-2,8) * 3= (-8,4) 2) 82 * (-3)= (-246)
3)      (-4,7) * (-5)= (23,5) 3) (-5,4) * (-7)= (37,8)
4)      6,9 * (-0,1)= (-0,69) 4) 1,9 * (-0,1)= (-0,19)
5)      (-6,08) * (-100)= (608) 5) (-8,6) * (-100)= (860)
6)      4/7 * (-7/8)= (-1/2)  6) (-3/7) * 7/9= (-1/3)
7)      -4,4 * 5/11= (-2) 7) –14/5 * 5/28=   (-1/2)
8)      –6,02 * (-3,8)= (22,876) 8) –8,06 * (-2,3)= (18,538)
9)      –11/8 * 40/33= (-5/3) 9) –13/4 * 40/39= (-10/3)
10)  –8/3 * 9/4= (-6) 10) –7/2 * 30/7= (-15)

Тетрадь сдаем, “копирку” проверяем, на доске приведена таблица оценок.

8 - 10 примеров решены верно - оценка “5”

7-6 примеров                   - оценка “4”

5-4 примеров                   - оценка “3”

Ещё раз повторяем, как умножать два отрицательных числа, как умножать два числа с разными знаками.

7. Итоги урока, оценки

    Домашнее задание: № 1127, № 1128.